Статьи - Страхование грузов

Морское страхование грузов

В юридической литературе давно отмечается, что морское страхование является разновидностью имущественного страхования. На первый взгляд может показаться, что отсылочная норма п. 2 ст. 1 Кодекса торгового мореплавания РФ, устанавливающая подчиненный статус норм КТМ РФ положениям Гражданского кодекса РФ при регулировании тех имущественных отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания и основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, дает вполне ясную иерархию указанных источников регулирования отношений по морскому страхованию.

Государственное страхование экспорта

Одним из факторов медленного восстановления национального хозяйства нашей страны в посткризисный период является отсутствие полноценной и эффективной поддержки национальных экспортеров, в то время как, например, у Китая такая система есть и исправно функционирует, способствуя быстрому развитию экономики данной страны. В КНР действует несколько государственных компаний, предоставляющих поддержку национальным экспортерам: Экспортно-импортный банк Китая (Eximbank) и Государственная корпорация страхования экспортных кредитов (China Export & Credit Corporation (Sinosure)). Eximbank был основан в 1994 г. и полностью принадлежит центральному правительству КНР. Eximbank Китая является проводником государственной банковской политики под непосредственным руководством Государственного совета КНР.

Взаимное морское страхование

В отличие от "традиционного" договорного морского страхования, насчитывающего несколько сотен лет, взаимное страхование сравнительно молодо - оно появилось около полутора веков назад как реакция судовладельцев на неполный охват морских рисков "традиционными" страховщиками. Например, при столкновении судов ответственность страховщика ограничивалась 3/4 убытков, и судовладелец должен был сам обеспечить страхование оставшейся 1/4 убытков. Постепенно общества взаимного страхования (Protecting and Indemnity clubs) стали страховать и другие риски, в основном риски, вытекающие из ответственности судовладельцев (как договорной, так и деликтной).

Ответственность страховщика по договору морского страхования

В соответствии с договором страхования страховщик обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) убытки при наступлении страхового случая. Однако страховщик, как определено ст. 963 ГК, освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица. Обязанность по приведению судна в мореходное состояние содержится в ст. 124 КТМ и Гаагско-Висбийских правил. Перевозчик не несет ответственности за немореходное состояние судна, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

Права и обязанности страхователя и страховщика по договору морской перевозки

В случае заключения договора морского страхования в пользу выгодоприобретателя страхователь несет все обязанности по договору. Если договор заключен по поручению выгодоприобретателя или без его поручения, но при условии, что в последующем выгодоприобретатель выразит свое согласие на страхование, он также несет все обязанности по договору морского страхования.

Договор морского страхования

Морское страхование в Российской Федерации регулируется в основном тремя законодательными актами: Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон 1992 г.), главой 48 ГК и главой XV КТМ. Согласно ст. 246 КТМ по договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки.

Воздушное страхование

Правительство РФ Постановлением от 27.10.2008 N 797 утвердило Типовые правила обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, в том числе и в международных авиаперевозках пассажиров, багажа и груза. В частности, Правила определяют, какой вред подлежит возмещению, в каком размере и что надо предпринять пострадавшим для получения страховой выплаты.

Страхование грузов

Внешнеторговые контракты предусматривают погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров, в ходе которых возникают определенные риски. Для минимизации ущерба от этих рисков стороны контракта страхуют товары и грузы. Если страхование, согласно условиям контракта, осуществляется в пользу импортера, то экспортер должен представить страховой документ на товар или груз. В настоящей статье мы рассмотрим виды страховых документов, условия страхования и проверку страховых документов в соответствии с Унифицированными правилами.