Статьи - Таможенный брокер (представитель)

Таможенный брокер: налогообложение услуг по международной перевозке товаров

Применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по международной перевозке товаров, как правило, является предметом пристального внимания налоговых органов, а в том случае если эти услуги оказывает таможенный брокер в рамках посреднического договора, то, по мнению Минфина России, использовать указанную ставку НДС, предусмотренную пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не представляется возможным. Проанализируем правомерность подобного запрета.

Ответственность таможенного представителя

Рассматривая основания привлечения к ответственности за несоблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза, в Российской Федерации необходимо руководствоваться положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В Казахстане - нормами Уголовного кодекса Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. В Беларуси - положениями Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Обязанности таможенного представителя

В п. 2 ст. 16 ТК устанавливается запрет разглашения конфиденциальной информации или ее использования таможенным представителем и его работниками для собственных целей, равно как передачи иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза. При этом конфиденциальной признается информация, полученная от представляемых лиц, составляющая государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другие подобные сведения.

Права таможенного представителя

Статья 15 регламентирует права таможенного представителя. При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. В п. 2 ст. 15 ТК установлены права таможенного представителя, касающиеся получения документов и сведений, необходимых для таможенных целей. При этом таможенный представитель вправе требовать предоставления таких документов и сведений как от представляемого лица, так и от таможенных органов.

Основания для исключения из реестра таможенных представителей

В ст. 14 ТК устанавливаются основания для исключения юридического лица из реестра таможенных представителей. При этом для прекращения статуса таможенного представителя достаточно хотя бы одного обстоятельства, указанного в ст. 14 ТК: несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей, установленных в ст. 13 ТК. Важно подчеркнуть, что для прекращения статуса таможенного представителя достаточно несоблюдения хотя бы одного из условий, установленных в ст. 13 ТК.

Условия включения в реестр таможенных представителей

В ст. 13 ТК предусматриваются условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей. В связи с этим следует назвать данные условия, наличие которых в совокупности необходимо для приобретения юридическим лицом государства - члена Таможенного союза статуса таможенного представителя: наличие в штате этого лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенный представитель

Статья 12 ТК посвящена установлению правовых основ деятельности таможенного представителя. В п. 1 ст. 12 ТК предусматривается дефиниция: таможенный представитель - это юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 13 ТК. Юридическим фактом, определяющим момент приобретения юридическим лицом государства - члена Таможенного союза статуса таможенного представителя, является включение этой организации в специализированный реестр. Кроме того, именно включение организации в реестр таможенных представителей является подтверждением соблюдения всех условий, определенных ст. 13 ТК.

Подготовка специалистов таможенного дела: ГОС ВПО и ФГОС ВПО

Таможенные органы Российской Федерации играют важную роль в экономике страны. Впервые специальность "Таможенное дело" утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686. С 1996 г. по 2012 г. были приняты три государственных образовательных стандарта. Но если по первому стандарту подготовка не ведется, то второй и третий стандарты в настоящее время реализуются. Для обеспечения кадрового наполнения таможенных органов Российской Федерации высококвалифицированными специалистами были внесены изменения в систему подготовки специалистов таможенного дела. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1117 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 036401 "Таможенное дело", квалификация специалист. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по специальности 036401 "Таможенное дело" образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию.

Профессиональные качества специалиста по таможенному оформлению - таможенного брокера

В статье обосновывается необходимость комплексной оценки профессионально важных и профессионально нежелательных качеств руководителя среднего звена таможенного брокера. Рассматривается возможность выбора, освоения и использования профессионального инструментария психолога кадровой службы - многофункционального программного комплекса, способного эффективно решать проблемы проведения оценочных процедур в виде "Рабочего места специалиста психологической службы/службы персонала таможенного брокера" ("Эксперт+"). Любая деятельность представителя таможенного брокера как специалиста по таможенному оформлению (декларанта), так и руководителя среднего звена (менеджера) требует наличия (или приобретения) необходимых личностных свойств, позволяющих обеспечить исполнение им профессиональных обязанностей наилучшим образом, с учетом нестандартных и экстремальных ситуаций, а также отсутствия личностных свойств, препятствующих качественному выполнению своих обязанностей.

Субъекты таможенных правоотношений

Мероприятия по разработке и подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса Таможенного союза вскрыли ряд серьезных вопросов, без решения которых организация таможенного дела на единой таможенной территории стран-участниц невозможна. Думается, что подавляющее большинство проблем возникло у Комиссии Таможенного союза в связи с недостаточно полно изученной спецификой сферы общественных отношений, связанной с организацией и регулированием национальными нормативными актами Российской Федерации, Казахстана и Беларуси порядка перемещения товаров через таможенную границу этих стран. Очевидно, что таможенное дело - эффективный инструмент, позволяющий комплексно решать задачи по оптимизации внешнеэкономической деятельности, укреплению национальной экономики, снятию геополитических противоречий между странами. По мнению автора, в целях упрощения процесса интеграции стран в Таможенный союз следует в первую очередь детально изучить сравнительно новые для правового поля бывших союзных республик СССР правоотношения и основы их возникновения. Данная статья посвящена исследованию и классификации участников таможенных правоотношений Российской Федерации, возникших с момента вступления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г.

1 2