Статьи - Внешнеэкономическая деятельность

Договор о ЕАЭС: документ, регулирующий внешнеэкономическую деятельность

Со 2 января 2015 г. вступил в силу документ о присоединении к Договору Республики Армения, а в ближайшее время к ЕАЭС должна присоединиться Кыргызская Республика. После этого в составе ЕАЭС будут числиться Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. Ввиду того что комментируемый документ является многоплановым и довольно объемным, рассмотреть его положения в одной статье не представляется возможным. Поэтому отразим лишь некоторые его общие положения.

Пошлины во внешнеторговой деятельности

Пошлины, установленные в настоящее время в Российской Федерации, различаются по своему правовому режиму. Одни из них (государственная пошлина) включены в систему налогов и сборов, на другие же (таможенные, патентные, антидемпинговые, компенсационные, специальные) действие налогового законодательства не распространяется. Государственная пошлина установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и взимается в соответствии с ним. Она уплачивается по широкому кругу оснований: при обращении в суд; за совершение нотариальных действий; за государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственную регистрацию юридического лица, политической партии, религиозной организации, СМИ и т.д.

Базис поставки Инкотермс во внешнеторговых контрактах

Как известно, обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Об этом говорится в п. 1 ст. 5 ГК РФ. В связи с объявлением Инкотермс-2000 торговым обычаем, невольно возникает вопрос: являются ли синонимами понятия "обычаи делового оборота" и "торговые обычаи"? На практике Инкотермс-2000 принимают как обычай делового оборота, поскольку он признан Торгово-промышленной палатой РФ.

Электронные платежи (расчеты) во внешней торговле

Важной предпосылкой развития правовой регламентации электронного предпринимательства на начальном этапе его функционирования было признано приведение национальных и региональных законодательств в этой области к компромиссным и приемлемым вариантам, позволяющим осуществлять сделки на разных языках между партнерами, удаленными друг от друга на большие географические расстояния. Осуществление безналичных расчетов с помощью расчетных документов на бумажных носителях чрезвычайно замедляет процесс совершения платежей и увеличивает его стоимость. Безналичные расчеты во многих зарубежных странах осуществляются в основном с помощью телекоммуникационных систем связи, бумажный оборот сведен до минимума. Банки РФ давно поняли необходимость внедрения электронных расчетов. Однако попытки наладить систему безналичных расчетов с помощью расчетных документов в электронной форме наталкиваются на несовершенство действующего законодательства, его неприспособленность к потребностям практики.

Ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Одним из правонарушений в сфере валютного регулирования является невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, объективная сторона которого (а в перспективе - предмет доказывания, механизм) имеет схожие черты в уголовном и административном праве. И здесь возникает закономерный вопрос: как целесообразнее определить юрисдикционные полномочия государственных органов по установлению элементов состава данного правонарушения и решения вопросов о юридической ответственности? Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусматривается ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации, и главным "требованием" этой ответственности является установленный в примечании к статье крупный размер - превышающий тридцать миллионов рублей. Субъект данного преступления специальный - руководитель организации.

Таможенная стоимость и ценообразование

Прежде всего следует указать на то, что важнейшим признаком внешнеэкономической сделки является перемещение товаров через государственную границу. При перемещении товаров через таможенную границу по действующему законодательству взимаются таможенные платежи, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы. Таможенные платежи составляют значительную долю доходов федерального бюджета. Так, например, удельный вес таможенных пошлин, взимаемых при экспорте и импорте товаров, в общих доходах федерального бюджета в 2010 г. составлял 37,3%, в том числе вывозных таможенных пошлин - 30,2% и ввозных таможенных пошлин - 7,1%. При этом в структуре вывозных таможенных пошлин таможенные пошлины от экспорта нефти и нефтепродуктов составляли 90%.

Антимонопольное и ценовое регулирование в сфере торговли на едином экономическом пространстве

01.01.2012 в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" вступило в силу Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, заключенное между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Являясь международным договором, Соглашение фактически предопределило содержание национального законодательства Беларуси, Казахстана и России в ближайшей и среднесрочной перспективах. Однако и его содержание было предопределено еще 10 лет назад, причем как на более высоком уровне, так и на более широком географическом пространстве.

Таможенный союз: размещения государственных (муниципальных) заказов с учетом международных стандартов

Одним из договоров, из числа принятых на настоящий момент 18 международных правовых договоров, формирующих договорно-правовую базу Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России в рамках ЕврАзЭС, является Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г. Вышеуказанное Соглашение основывается на принципах развития конкуренции, информационной открытости, а также противодействия коррупции и другим злоупотреблениям в сфере закупок. Соглашением предусмотрена поэтапная реализация его положений в законодательствах государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. На первом этапе для Республики Беларусь и Российской Федерации предусмотрено внесение изменений и дополнений в законодательство каждого из государств - участников Соглашения, направленных на приведение национальных законодательств в соответствие с положениями указанного Соглашени.

Коды товаров ТН ВЭД, сделки по которым признаются контролируемыми

Коды перечисленных товаров, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются Минпромторгом России. Это указано в п. 6 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ. Согласно этому положению Министерство промышленности и торговли утвердило опубликованным Приказом необходимый Перечень кодов. Отметим, что есть еще одно условие, когда сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми. Это превышение суммы доходов по таким сделкам, если они совершены с одним лицом за соответствующий календарный год, которое составит 60 млн руб. Внешнеторговые сделки признаются контролируемыми по общему правилу п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ независимо от того, какие товары являются их предметом, если они произведены между взаимозависимыми лицами. Это следует из Письма Минфина России от 24.04.2012 N 03-01-18/3-57.

Таможенный контроль после выпуска и аудит внешнеэкономической деятельности предприятия

Правила, установленные стандартами гл. 6 Конвенции, закреплены как в ТК ТС, так и в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В частности, определены предметы, формы, принципы контроля, применение системы рисков, сотрудничество таможенных органов по вопросам взаимной помощи. Однако действующий ТК ТС и Закон N 311-ФЗ не оперируют понятием "аудит". В п. 1 ст. 4 ТК ТС дано понятие таможенного контроля. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Из данного понятия следует, что исключительно таможенные органы уполномочены на производство таможенного контроля. Следовательно, и проведение контроля после выпуска является исключительно функцией таможенных органов, которую они осуществляют единолично. Согласно ст. 98 ТК ТС таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру