Административная ответственность за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза

 

Правоохранительная деятельность таможенных органов регламентирована ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза. Согласно указанной статье таможенные органы государств - членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

Одной из актуальных проблем, возникающих при осуществлении указанной деятельности, является привлечение лиц к административной ответственности за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Недекларирование товаров, наряду с незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки, недостоверным декларированием товаров и несоблюдением запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, относится к так называемым контрабандообразующим составам, отличающимся повышенной общественной опасностью.
Таможенными органами региона деятельности Центрального таможенного управления по ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 12 месяцев 2011 г. возбуждено 2865 дел об административных правонарушениях, что составляет 25,2% в общем объеме выявленных правонарушений и на 24,7% меньше уровня аналогичного периода 2010 г. (3804 дела об административных правонарушениях).
Правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за недекларирование товаров, содержались как в Таможенном кодексе Российской Федерации 1993 г. (Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1), так и в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 г. (Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ).

В Таможенном кодексе Таможенного союза отсутствуют нормы, регламентирующие квалификацию нарушений таможенных правил, т.к. им посвящена вся глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ). За недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общие положения о таможенном декларировании товаров закреплены в ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза - товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Так, решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" определены формы и порядок заполнения декларации на товары; решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации" определены формы и порядок заполнения транзитной декларации; решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения" определены формы и порядок заполнения декларации на транспортное средство; решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" определены формы и порядок заполнения пассажирской таможенной декларации.

Подлежат помещению под иную таможенную процедуру, т.е. декларированию, отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров на таможенной территории (ст. 246 Таможенного кодекса Таможенного союза); отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров для внутреннего потребления (ст. 271 Таможенного кодекса Таможенного союза); отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров (ст. 309 Таможенного кодекса Таможенного союза), за исключением случая, когда указанные отходы не пригодны для их дальнейшего коммерческого использования. Производственные потери, образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся в результате совершения операций по переработке, не подлежат помещению под иную таможенную процедуру.

За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.

Например:

1) если в таможенной декларации не заявляется часть однородного товара, допустим, когда декларируются 10 телевизоров конкретного размера, а при таможенном досмотре обнаруживается 30 телевизоров того же размера, имеет место недекларирование 20 телевизоров;

2) при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, а о другом сведения не заявляются (когда декларируются телевизоры, но кроме них при таможенном досмотре обнаруживаются также и принтеры, имеет место недекларирование принтеров);

3) неверно указывается наименование товара, т.е. когда фактически к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются мониторы, а при таможенном досмотре обнаруживаются велосипеды, имеет место недекларирование велосипедов). Указание в декларации сведений о мониторах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу, и фактических оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.

На практике возможно сочетание этих вариантов, которые требуют полной правовой оценки в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Для правильной квалификации правонарушения необходимо проверить указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.

Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), т.е. не заявляется весь товар либо его часть.

При наличии в партии товара пересортицы необходимо установить количество и наименование фактически обнаруженного товара. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Если общее количество и наименование заявленного товара соответствуют одной и той же группе товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, то по общему правилу считаем, что признаки недекларирования товаров отсутствуют. В каждом конкретном случае, исходя из структуры единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, необходимо установить, что определяет наименование товара для таможенных целей: материал изготовления или описание формы изделия.

В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

Согласно разъяснениям п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", незаявление при декларировании части товара влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Зачастую возникают спорные ситуации при привлечении лиц к административной ответственности за недекларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Согласно ст. 314 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары. Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением пересылаемых физическими лицами товаров для личного пользования, подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары в случаях, если:

1) подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

2) в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;

3) фактический вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;

4) товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

Считаем целесообразным отдельно остановиться на привлечении к административной ответственности лиц за недекларирование перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования.

Статья 4 Таможенного кодекса Таможенного союза определяет, что товары для личного пользования представляют собой товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов установлены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

Декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

В настоящее время таможенному декларированию в письменной форме с учетом положений Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат:

1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;

2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

3) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском";

4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;

5) валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков);

6) культурные ценности;

7) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

8) иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.

Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками, исходя из:

- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском";

- характера и количества товаров;

- частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории может применяться система двойного коридора.

"Зеленый" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа.

"Красный" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.

Приказом ФТС России от 09.08.2010 N 1471 определен Перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядок его формирования.

В случае если товар, перемещаемый физическим лицом через таможенную границу, подлежит обязательному письменному декларированию, а лицо следует через "зеленый" канал, имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

При исследовании вопроса о виновности физического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо устанавливать наличие у лица статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, насколько для физического лица могло быть очевидным коммерческое предназначение товара, иные обстоятельства перемещения товара.

До принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении необходимо получить подробные объяснения лица и проверить их. Следует уточнить данные о лицах, для которых, со слов лица, перемещающего товары, они ввозятся. Несоответствие сведений, данных в объяснениях лица, с реальными (отсутствие родственных и иных связей между лицами, несоответствие размерного ряда и т.п.) может свидетельствовать о коммерческой цели ввоза товаров. В случае подтверждения большинства данных, указанных лицом, совпадения их с фактическими вина лица в недекларировании товара отсутствует. Отсутствие однозначно установленного законодателем критерия, позволяющего отнести тот или иной товар к коммерческой партии товара (ограничение в единицах, штуках и т.д., отличающее коммерческую партию товара от товара для личного пользования), делает привлечение физических лиц к административной ответственности за недекларирование коммерческих партий товара, ввозимых якобы под видом товаров для личного пользования, весьма проблематичным. Не стоит забывать один из основных принципов: неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Так, например, в практике Воронежской таможни имел место факт ввоза на таможенную территорию РФ из Турции одним лицом одежды в ассортименте из нескольких десятков наименований. Должностные лица таможенного органа посчитали, что ввезена коммерческая партия товара под видом товаров для личного пользования, и возбудили дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе производства по делу лицо, ввезшее одежду, пояснило, что ввезло ее для себя и своих многочисленных родственников. Указанные лица, большинство из которых являлись людьми пенсионного возраста, подтвердили, что действительно заказали для себя одежду, ориентированную на молодежь и не соответствующую им по размеру. Дело об административном правонарушении было направлено на рассмотрение в суд, который вынес решение о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью вины лица в его совершении.

Интересна и практика привлечения к административной ответственности за недекларирование вывозимого за пределы таможенной территории Таможенного союза топлива в баках, не предусмотренных конструкцией транспортного средства международной перевозки.

Подпунктом 39 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами. Из определения транспортного средства с учетом определения транспортного средства международной перевозки в соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что горюче-смазочные материалы, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, относятся и к понятию транспортного средства международной перевозки. Согласно п. 1 ст. 350 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки не требует дополнительного декларирования топлива, находящегося в баках, предусмотренных их конструкцией.

В соответствии с приложением N 2 к Порядку контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240, по разрешению ГИБДД допускается установка дополнительных топливных баков на грузовых автомобилях (сертифицированных в составе данного типа транспортного средства). При этом дополнительные топливные баки должны быть установлены на предусмотренные организацией-изготовителем места и закреплены крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам базового автомобиля.

В случае вывоза топлива в баках, не предусмотренных конструкцией транспортного средства, оно рассматривается как товар и должно декларироваться в установленном порядке. В таможенных органах региона деятельности Центрального таможенного управления существует практика по привлечению водителей к административной ответственности за недекларирование перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза дизельного топлива в баках, не предусмотренных конструкцией транспортного средства международной перевозки.

Остановимся и на привлечении к административной ответственности за недекларирование временно ввозимых товаров для личного пользования.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию; подлежат декларированию в письменной форме. Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен приложением N 4 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории. В случае если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории Таможенного союза. Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. При несоблюдении указанных положений имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Акцентируем внимание на предварительном декларировании и временном периодическом таможенном декларировании товара.

В соответствии с п. 1 ст. 193 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Подача предварительной таможенной декларации используется для оптимизации процесса декларирования товаров и транспортных средств, однако никоим образом не отменяет обязанность по соблюдению положений таможенного законодательства и не исключает привлечения лица к административной ответственности в случае заявления им в предварительной таможенной декларации не соответствующих действительности сведений.

В статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых административным законодательством предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Декларант (таможенный представитель) при подаче предварительной таможенной декларации принимает на себя обязанность по заявлению соответствующих действительности сведений, необходимых для таможенного декларирования, при фактическом отсутствии товаров на таможенной территории Таможенного союза.

В этом случае лицо должно предвидеть возможность наступления негативных последствий в виде несовпадения сведений о товаре, заявленных в предварительной таможенной декларации, фактически ввезенному товару и принять все необходимые меры, исключающие наступление таких последствий. Например, обеспечить участие своего работника при загрузке для установления точных сведений о количестве и наименовании перемещаемого товара, проверить их соответствие товаросопроводительным документам. Также можно воспользоваться предусмотренным ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза правом декларанта осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. В случае невозможности осуществления указанных действий представляется целесообразным отказаться от предварительного декларирования и подать таможенную декларацию в общем порядке. Если после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность. Таможенная декларация может быть отозвана после проведения таможенного досмотра товара, если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Таким образом, в случае обнаружения в ходе таможенного досмотра товара, сведения о котором отсутствовали в предварительной таможенной декларации, имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, предусмотрен ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля. После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное в периодической декларации на товары, не допускается. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 7 ноября 2008 г. N 631-О-О, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Следовательно, применительно к понятию "декларирование товара" в рамках процедуры периодического таможенного декларирования необходимо учитывать факт подачи не только временной, но и полной таможенной декларации. В случаях убытия товара в количестве, превышающем заявленное во временной декларации, при наличии своевременно и правильно поданной полной таможенной декларации судебная практика складывается не всегда однозначно: имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; при наличии обращений лица в таможенный орган о внесении изменений во временную декларацию, принятии декларантом всех зависящих от него мер по соблюдению обязанности декларирования товаров отсутствует вина лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случаях убытия товара в количестве, превышающем заявленное во временной декларации и полной таможенной декларации, имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п. 3 ст. 164 Таможенного кодекса Таможенного союза товары Таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Таким образом, можно отметить, что деяния, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно многоплановы и для их правильной квалификации необходимо детальное изучение действующего таможенного законодательства.

Июнь 2013 г.