Взимание акциза на ввозимую табачную продукцию

 

 

Производство табака и табачных изделий принято относить к отраслям экономической деятельности, которые имеют негативный социальный эффект. По данным Глобального опроса взрослого населения о пользовании табачными изделиями в Российской Федерации, 39,1% (43,9 млн человек) взрослого населения Российской Федерации (РФ) оказались активными курильщиками табака. Среди мужчин являются активными курильщиками 60,2% (30,6 млн человек), среди женщин - 21,7% (13,3 млн человек). Одна треть (32,1%) куривших в течение прошедших 12 месяцев сделала попытку бросить курить, при этом у 11,2% попытка удалась, у 88,8% не удалась.

Инициаторы опроса на основании полученных результатов разработали ряд рекомендаций, которые, по их мнению, могли бы повлиять на уровень потребления табака. Одной из таких рекомендаций является повышение налогов на все виды табачных изделий.

Действенной мерой предотвращения потребления бездымного табака, а также других новых табачно-никотиновых продуктов будет внесение изменений в национальные нормы по контролю потребления табачных изделий с учетом их распространения на бездымный табак наравне с изделиями с курительным табаком. Ввиду этого объективной реакцией государства в отношении данных товаров является дополнительное налогообложение, которое увеличивает их стоимость, что приводит к сокращению круга возможных потребителей.

Поправки в Налоговый кодекс РФ (НК РФ), вводящие взимание акциза на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, вступили в силу с 01.01.2017. Однако, как показывает практика, в существующем правовом регулировании взимания акциза при ввозе в Россию табачной продукции существует ряд пробелов, анализу которых посвящена данная статья.

 

Объект налогообложения

Исчисление и уплата акциза регулируются налоговым, таможенным, международным правом. При этом объектом налогообложения признаются операции, при совершении которых необходимо начислять акциз, что регламентировано ст. 182 части второй НК РФ. Соответственно, плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции, признаваемые объектом обложения акцизами.

Согласно подп. 1, 13 п. 1 ст. 182 части второй НК РФ к таким операциям среди прочего относятся: "1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога, и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации... 13) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией". Исходя из этого для рассматриваемого случая следует говорить о двух видах операций, в рамках которых осуществляются исчисление и уплата акциза:

  • ввоз товаров;
  • реализация товаров.

 

Оборот табака

Оборот табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, в России регулирует Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР РФ), а в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107 "О техническом регламенте Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ЕАЭС). Пункт 1 ст. 1 ТР РФ гласит: "Объектом технического регулирования настоящего Федерального закона является табачная продукция, реализуемая на территории Российской Федерации". Логично сделать вывод, что требования ТР РФ распространяются на товар - табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, находящийся на территории РФ. В абз. 2 преамбулы ТР ЕАЭС закреплено, что "настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения". Тем самым к ввезенному и выпущенному в обращение на территории ЕАЭС товару - табаку (табачным изделиям), предназначенному для потребления путем нагревания, установлены единые обязательные требования.

Законодатель в п. 22 ст. 2 ТР РФ дает определение термина "табачная продукция". Ею является "табачное изделие, упакованное в потребительскую тару". Статья 3 гл. 1 ТР РФ регламентирует правила идентификации табачной продукции. Так, в п. 1 указано, что "идентификация табачной продукции в целях установления ее принадлежности к сфере действия настоящего Федерального закона (Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию") проводится по характеризующим ее признакам, установленным настоящим Федеральным законом"; п. 2 - "признаками, характеризующими табачную продукцию, являются: компонентный состав и способ применения"; п. 5 - "результатом идентификации является отнесение или неотнесение идентифицируемой продукции к табачной продукции...".

В свою очередь, п. 9 - 10 разд. 4 ТР ЕАЭС уточняют правила обращения табачной продукции на рынке государств - членов ЕАЭС. Так, п. 9 установлено, что "табачная продукция выпускается в обращение на рынке государств-членов при ее соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется"; п. 10 - "табачная продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, прошедшая процедуру оценки соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза". Следовательно, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, подпадает под действие ТР РФ и ТР ЕАЭС.

Ввоз товара - табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, с целью реализации (введения в обращение) на территории РФ (ЕАЭС) осуществляется, как правило, по процедуре "выпуск для внутреннего потребления" (это позволит свободно реализовывать товар в РФ).

Согласно ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), утвержденного Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17, в ред. Протокола от 16.04.2010, Договора от 10.10.2014, Протокола от 08.05.2015, с изменениями, внесенными Договором от 29.05.2014, "выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС".

 

Акциз

Акциз, согласно подп. 18 п. 1 ст. 4 ТК ТС, относится к налогам: "налоги - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза". В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 70 ТК ТС акциз - вид таможенного платежа: "К таможенным платежам относятся... акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза...".

В ст. 181 части второй НК РФ говорится, что подакцизным товаром признается табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания (подп. 17 п. 1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

Введение исчисления и уплаты акциза в отношении табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, установлено с 01.01.2017. При ввозе товаров на территорию РФ до 01.01.2017, согласно налоговому законодательству РФ и праву ЕАЭС (право Союза), не существовало обязанности по исчислению и уплате акциза в отношении табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания.

С 01.01.2017 подакцизными товарами признаются "табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания" (п. 1 ст. 181 части второй НК РФ). Налогообложение в отношении вышеуказанных подакцизных товаров с 01.01.2017 осуществляется с применением ставок акциза, установленных ст. 193 части второй НК РФ.

Обязанность по исчислению и уплате акциза в отношении табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, для ввоза установлена с вступлением в силу изменений, внесенных в п. 1 ст. 181 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ). Статьей 193 части второй НК РФ определено, что налогообложение подакцизных товаров с 01.01.2017 осуществляется по налоговым ставкам, представленным в таблице.

Таблица

Налоговые ставки

 

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)

с 01.01.2017 по 31.12.2017 включительно

с 01.01.2017 по 31.12.2018 включительно

с 01.01 по 31.12.2019 включительно

Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания

4 800 руб/кг

5 280 руб/кг

5 808 руб/кг

Если товар - табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, который ввезен на территорию РФ до 01.01.2017, реализуется на территории РФ после 01.01.2017, то он становится объектом налогообложения согласно подп. 1 п. 1 ст. 182 части второй НК РФ. В этом случае обязательство по уплате акциза возникает при реализации данного товара.

Подпункт 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС гласит: "товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу". Соответственно, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, будучи помещенным под процедуру выпуска товара для внутреннего потребления, является товаром.

Примечание. Выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры.

Подпункт 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что является товаром Таможенного союза. Так, к товарам Таможенного союза следует отнести "товары... ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза...". Следовательно, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, после выпуска в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" становится товаром Таможенного союза (ЕАЭС).

Акциз взимается с табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, как внутренний налог с реализуемого товара. Подпункт 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" гласит, что внутренние налоги - это "налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации".

 

Идентификация

ТР РФ вводит правила идентификации табачной продукции. Данные правила определяют, что "результатом идентификации является отнесение или неотнесение идентифицируемой продукции к табачной продукции. В случае неотнесения идентифицируемой продукции к табачной продукции федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (орган государственного контроля (надзора)), составляет об этом акт (делает отметку в общем акте) и на такую продукцию не распространяется действие настоящего Федерального закона".

В ст. 2 ТР РФ дается определение термина "табачная продукция" (информация также содержится в разд. 2 ТР ЕАЭС): это "табачное изделие, упакованное в потребительскую тару"; табачные изделия - "продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья"; "вид табачного изделия - совокупность курительных и некурительных табачных изделий"; "курительные табачные изделия - табачные изделия, предназначенные для курения"; "некурительные табачные изделия - табачные изделия, предназначенные для сосания, жевания или нюханья".

По логике табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, следует отнести к табачным продуктам. Однако на практике при идентификации данных товаров возникает ситуация, когда товар, согласно имеющимся на него сопроводительным документам, нельзя отнести к табачной продукции, так как он не является курительным или некурительным табачным изделием. В подобном случае на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, не будут распространяться требования ТР РФ. Это не освобождает данный товар от начисления на него при ввозе акциза, но не требует наклейки акцизных марок, как на любую другую табачную продукцию, которая подпадает под действие ТР РФ. По нашему мнению, приведенный пример наглядно демонстрирует наличие пробела в Законе, который создает условия, способствующие уходу импортера от затрат, связанных с наклейкой акцизных марок. Вследствие этого бюджет страны не получает часть отчислений.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

  1. До 01.01.2017 не существовало обязанности по исчислению и уплате акциза, возникающей в ходе ввоза товара - табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания.
  2. Для реализации на территории РФ товара - табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, который был ввезен на территорию РФ до 01.01.2017 и находится в обращении на территории РФ после 01.01.2017, требуются исчисление и уплата акциза, если он подпадает под действие ТР РФ или ст. 182 части второй НК РФ.
  3. На табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, не будут распространяться требования ТР РФ, если его нельзя отнести к курительным или некурительным табачным изделиям. Поэтому нанесение акцизных (специальных) марок на данный товар не требуется.
  4. Необходимо устранить выявленный пробел в Законе, который имеет место при ввозе табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, чтобы повысить уровень собираемости платежей в бюджет страны. Для этого следует внести изменение в определение термина "табачные изделия", которое содержится в Федеральном законе от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" и Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107 "О техническом регламенте Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию".

Июль 2017 г.