Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядок составления акта таможенным органом

 

Комментарий к приказу ФТС России от 18.02.2010 г. № 330 "Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления"

 

Правила перечисления таможенных платежей

 

Деятельность таможенных органов по сбору платежей, как и любая иная правоприменительная деятельность, связана с составлением юридических документов. Составление документа во всякой административной работе призвано фиксировать доказательства совершения правонарушений в сфере управления, в т.ч. совершаемых при перемещении товаров (транспортных средств) через таможенную границу. Для того чтобы зафиксировать факт совершения правонарушения в различных областях управления, должностные лица или административные органы составляют документы процедурного характера: акты проверок, рапорты, протоколы о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие процедурные документы нередко выступают единственным, исключительным источником доказывания.
Таможенные платежи - один из важнейших источников пополнения государственного бюджета (казны). Уклонение от их уплаты с точки зрения государства есть опасное правонарушение. Согласно ст. 194 Уголовного кодекса РФ уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от года до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Уклонение, совершенное группой лиц или в особо крупном размере, наказывается более жестко - лишением свободы до пяти лет с дисквалификацией на срок до трех лет или без таковой либо штрафом от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы за период от года до трех лет.
Уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей могут нести руководитель, главный бухгалтер организации-декларанта, ее филиала или представительства, лица, фактически взявшие на себя выполнение функций руководителя или главного бухгалтера, иные лица, действующие по специальному полномочию от органа управления организации, и некоторые другие. Согласно п. 1 ст. 320 Таможенного кодекса РФ декларант является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату платежей. Декларантом может быть как сама организация, перемещающая товары, так и таможенный брокер (организация, включенная в реестр таможенных брокеров).
Поэтому руководители и бухгалтеры организаций, перемещающих товары, либо организаций, содействующих этому, должны быть осведомлены о том, что Федеральная таможенная служба Приказом от 18.02.2010 N 330 утвердила форму акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и Порядок его составления. Приказ принят для реализации на практике положений ст. 350 ТК РФ и обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей.
Согласно этой статье таможенный орган направляет плательщику требование-извещение о необходимости внести таможенный платеж, если обнаружит, что в установленный срок платеж не был совершен вообще или был внесен не в полном объеме. По истечении 20 дней со дня вручения требования плательщику таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенного платежа. "Таможня, обнаружив факт неуплаты... таможенных платежей в размере, предусмотренном законом, до применения мер принуждения должна выставить требование об их уплате", - подчеркивается в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.01.2008 N Ф08-8746/07-3381А.

 

Добросовестность налогоплательщика

 

Распространенная на практике проблема, связанная с квалификацией таможенных преступлений, - это ошибка плательщика при попытке понять содержание сложных предписаний законодателя о таможенных платежах, которые относятся к разным отраслям и институтам права. Разобраться в них трудно даже специалисту, но добросовестное заблуждение не исключает на практике уголовную ответственность за уклонение от уплаты платежей.
Между тем в правоприменительной практике постепенно завоевывает признание идея "добросовестности налогоплательщика", которую применительно к таможенному делу следует именовать теорией добросовестности лица, обязанного к уплате таможенных платежей. В соответствии с данной доктриной следует считать недобросовестным плательщика, который, получив извещение (уведомление) таможенного органа о необходимости внести платеж или доплатить его, не предпринял все необходимые и возможные меры, чтобы разобраться в ситуации, доказав необоснованность требования таможенного органа, или погасить выявленную задолженность.
Основанием для направления лицу, ответственному за внесение таможенных платежей, уведомления (требования) об уплате таможенного платежа должен являться акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, форма которого утверждена Приказом ФТС России от 18.02.2010 N 330. Данным документом утвержден также Порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенного платежа. Издание Приказа потребовалось в связи с многочисленными постановлениями арбитражных судов кассационных инстанций о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей и пеней за их неуплату.
Каково процессуальное значение несоблюдения Порядка (инструкции) составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенного платежа?
Представляется, что неправильно составленный акт не может с достоверностью фиксировать обстоятельства совершения административного, в т.ч. таможенного, правонарушения, поэтому не может быть положен в основу обвинительного приговора суда по уголовному делу.
Акт, Порядок составления которого установлен Приказом от 18.02.2010 N 330, является также основанием для вынесения таможенным органом постановления о принудительном взыскании суммы образовавшейся задолженности.