Декларирование соответствия и сертификацитя табачной продукции
1. В ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" установлены схемы декларирования соответствия и сертификации табачной продукции требованиям указанного Закона: такое декларирование соответствия осуществляется заявителем по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (далее по тексту Закона указанная лаборатория в юридико-технических целях обозначается сокращением "третья сторона").
Данная норма основана на общих положениях п. 1 ст. 24 Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которым декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (юридико-техническим сокращением "третья сторона" в данном Законе обозначаются такой орган и (или) такая лаборатория).
Как предусмотрено там же, в п. 1 ст. 24 Федерального закона "О техническом регулировании", схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия. Обязательность участия третьей стороны при декларировании соответствия табачной продукции требованиям комментируемого Закона детализирована в положении п. 2 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, согласно которому в состав доказательственных материалов входят протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, подтверждающие соответствие содержания смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром требованиям ст. 6 данного Закона, - для сигарет.
Следует отметить, что приведенные общие положения Федерального закона "О техническом регулировании" развиты в упомянутых выше (см. комментарий к ст. 13 Закона) Рекомендациях по стандартизации Р 50.1.044-2003 "Рекомендации по разработке технических регламентов" и Р 50.1.046-2003 "Рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов", а также Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.
В названных документах дано описание семи схем декларирования, состав которых наглядно отражен в следующей таблице.
Обозначение |
Содержание схемы и ее исполнители |
Обозначение |
1д |
Заявитель |
A |
2д |
Аккредитованная испытательная лаборатория |
C |
3д |
Орган по сертификации |
D |
4д |
Орган по сертификации |
E |
5д |
Аккредитованная испытательная лаборатория |
F |
6д |
Аккредитованная испытательная лаборатория |
G |
7д |
Орган по сертификации |
H |
В отношении общих принципов выбора схем декларирования в названных документах предусмотрено следующее:
установление в техническом регламенте схем рекомендуется осуществлять экспертными методами в следующей последовательности: выбор конкретной схемы из числа описанных схем; детализация отдельных операций в рамках выбранных схем с учетом специфики продукции, особенностей сектора потребления и целей технического регламента;
выбор схем осуществляется с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия. При этом учитывается также объективность оценки, характеризуемая степенью независимости исполнителей операции (первая или третья сторона);
при выборе схем учитываются следующие основные факторы: степень потенциальной опасности продукции; чувствительность регламентируемых техническим регламентом показателей безопасности к изменению производственных и/или эксплуатационных факторов; степень сложности конструкции (проекта) (определяется экспертным методом разработчиками технического регламента); наличие других механизмов оценки соответствия (например, государственного контроля (надзора)) в отношении декларируемой продукции;
схему 1д следует рекомендовать для продукции, для которой: степень потенциальной опасности невысока или конструкция (проект) признается простой; показатели безопасности малочувствительны к изменению производственных и/или эксплуатационных факторов; предусмотрен государственный контроль (надзор) на стадии обращения;
схемы 2д, 3д и 4д рекомендуется применять, когда затруднительно обеспечить достоверные испытания типового представителя самим изготовителем, а характеристики продукции имеют большое значение для обеспечения безопасности. При этом схемы 3д и 4д рекомендуется использовать в тех случаях, когда конструкция (проект) признана простой, а чувствительность показателей безопасности продукции к изменению производственных и/или эксплуатационных факторов высока. Схема 4д выбирается в случае, когда соответствие продукции можно отслеживать в процессе контроля и испытаний;
для продукции, степень потенциальной опасности которой достаточно высока, рекомендуется использование схем 5д, 6д или 7д. Выбор между ними определяется степенью чувствительности показателей безопасности продукции к изменению производственных и/или эксплуатационных факторов, а также степенью сложности конструкции (проекта);
схемы 5д, 6д рекомендуется использовать в тех случаях, когда показатели безопасности продукции малочувствительны к изменению производственных и эксплуатационных факторов;
схема 7д может быть рекомендована для подтверждения соответствия сложной продукции в случаях, если показатели безопасности продукции чувствительны к изменению производственных и (или) эксплуатационных факторов;
применение схем, приведенных выше, рекомендовано для случая, когда декларацию о соответствии принимает изготовитель. Если декларацию о соответствии принимает продавец, который не имеет возможности собрать собственные доказательства соответствия, применяется схема 5д или 6д;
при необходимости схемы, составленные из числа описанных выше, могут дополняться и детализироваться положениями, учитывающими специфику продукции, особенности ее производства и применения.
В Правилах проведения сертификации табака и табачных изделий, утв. Постановлением Госстандарта России от 18 сентября 1997 г. N 28, говорилось о возможности сертификации по схемам 2, 3, 5, 7, 9 и 10 из числа схем сертификации, установленных Изменением N 1 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" (принято Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 15).
Речь шла о следующих схемах сертификации, состав которых отражен в таблице (при этом следует учитывать, что в Рекомендациях по стандартизации Р 50.1.044-2003 "Рекомендации по разработке технических регламентов" и Р 50.1.046-2003 "Рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов", а также в Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов рекомендован иной состав схем сертификации):
Номер |
Испытания в аккредитованных |
Проверка |
Инспекционный контроль |
2 |
Испытания типа <*> |
- |
Испытания образцов, |
2а |
Испытания типа |
Анализ состояния |
Испытания образцов, |
3 |
Испытания типа |
- |
Испытания образцов, |
3а |
Испытания типа |
Анализ состояния |
Испытания образцов, |
5 |
Испытания типа |
Сертификация |
Контроль |
7 |
Испытания партии |
- |
- |
9 |
Рассмотрение декларации о |
- |
- |
9а |
Рассмотрение декларации о |
Анализ состояния |
- |
10 |
Рассмотрение декларации о |
- |
Испытания образцов, |
10а |
Рассмотрение декларации о |
Анализ состояния |
Испытания образцов, |
<*> Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или |
Как предусматривалось в Правилах проведения сертификации табака и табачных изделий, табак и табачные изделия могут быть сертифицированы по одной из данных схем;
по схеме 2 - сертификат на табак и табачные изделия может быть выдан на основании положительных испытаний одного или нескольких образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории при осуществлении последующего инспекционного контроля за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых из сферы торговли;
по схеме 3 - сертификат на табак и табачные изделия может быть выдан на основании положительных результатов испытаний одного или нескольких типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории при осуществлении последующего инспекционного контроля за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых со склада готовой продукции изготовителя;
по схеме 5 - сертификат на табак и табачные изделия может быть выдан на основании положительных испытаний одного или нескольких образцов продукции и проведения сертификации производства или сертификации системы качества организации-изготовителя при осуществлении последующего инспекционного контроля за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя, а также инспекционного контроля за аттестованным производством и стабильностью функционирования системы качества;
по схеме 7 - сертификат на табак и табачные изделия может быть выдан на партию продукции на основании положительных результатов испытаний представительной пробы от партии, проводимых в аккредитованной испытательной лаборатории. При сертификации по 7 схеме в сертификате необходимо дать четкую характеристику партии, на которую выдается сертификат (размер партии, показатели ее идентификации, маркировка и т.п.);
по схемам 9 и 10 сертификат на табак и табачные изделия может быть выдан на основании использования в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами. Выдача сертификата по схеме 10 предусматривает проведение последующего инспекционного контроля за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых у продавца или у изготовителя;
по схемам 2а, 3а, 9а и 10а сертификат на табак и табачные изделия может быть выдан, если дополнительно к соответствующим схемам 2, 3, 9 и 10 органом будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции. При этом должно быть предусмотрено проведение анализа состояния метрологического обеспечения.
В Правилах проведения сертификации табака и табачных изделий также предусматривалось следующее:
схему 2 рекомендуется применять для импортных табака и табачных изделий при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Россию;
схему 3 рекомендуется применять в основном при производстве отечественной табачной продукции, но она может быть использована и при сертификации импортной продукции;
схемы 2а и 3а рекомендуется применять вместо схем 2 и 3, если у органа по сертификации нет достаточной уверенности в возможности распространения результатов испытаний образцов на всю выпускаемую впоследствии табачную продукцию без дополнительной информации о состоянии ее производства;
схема 5 (с сертификацией производства) может применяться как при сертификации отечественной, так и импортной продукции;
схему 7 рекомендуется применять, когда производство или реализация данной продукции носят разовый характер (партия);
схемы 9 - 10а, основанные на использовании декларации о соответствии, применимы в случае, когда у заявителя имеются все необходимые документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие невыполнимо, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам, с учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов;
схему 9 рекомендуется применять при сертификации небольшой по объему партии импортной продукции, выпускаемой хорошо известной фирмой;
схему 9а рекомендуется применять при сертификации продукции отечественных производителей, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при эпизодическом выпуске этой продукции на рынок в зависимости от ее конъюнктуры и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;
схему 10 рекомендуется применять для сертификации отечественной продукции, производимой в небольших объемах длительное время;
схемы 2а, 3а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 2, 3, 9 и 10, если у органа по сертификации нет достаточной уверенности в возможности распространения результатов испытаний образцов на всю выпускаемую впоследствии продукцию без дополнительной информации о состоянии ее производства.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень лиц, которые могут выступать заявителями при осуществлении подтверждения соответствия табачной продукции требованиям комментируемого Закона, т.е. лицами, которые для подтверждения такого соответствия принимают декларацию о соответствии (см. комментарий к ст. 12 Закона).
Согласно данной норме заявителями могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ (т.е. прошедшие государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ); говоря иначе, российские организации и индивидуальные предприниматели):
либо являющиеся изготовителями табачной продукции;
либо являющиеся продавцами табачной продукции.
Данная норма основана на общем положении п. 1 ст. 24 Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которому при декларировании соответствия заявителем могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (в названном Законе такое лицо в юридико-технических целях обозначается сокращением "лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя").
Там же, в п. 1 ст. 24 Федерального закона "О техническом регулировании", предусмотрено, что круг заявителей при декларировании соответствия устанавливается соответствующим техническим регламентом. Как видно, в ч. 2 комментируемой статьи в отличие от приведенных положений названного Закона не указано на то, что заявителем может выступать лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя. В то же время такое лицо подразумевается в п. 5 ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона под организацией, зарегистрированной на территории России и уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей.
Следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 названного Закона; представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.
Как предусмотрено там же, для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие приведенных положений, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством РФ на основании технических регламентов. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего постановления Правительства РФ, утверждающего такой список табачной продукции.
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О техническом регулировании" определяемая в таком порядке продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая на таможенную территорию РФ и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами РФ на территорию России без представления указанных документов о соответствии.
В п. 3 указанной статьи установлено, что порядок ввоза на таможенную территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в указанном порядке, утверждается Правительством РФ. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 53 "О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия" утверждены Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
В ст. 30 Федерального закона "О техническом регулировании", к которой отсылает приведенное выше положение п. 1 ст. 29 данного Закона, предусмотрено, что полученные за пределами территории России документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ.