Договор о Евразийском экономическом союзе

 

На сегодняшний день Единое экономическое пространство формируется постепенно путем повышения уровня интеграции через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, в том числе налоговой политики. Напомним, что с 1 января 2010 г. действует Таможенный союз, с 1 января 2012 г. началось формирование Единого экономического пространства. С 1 января 2015 г. осуществлен переход к более глубокой интеграции уже в формате Евразийского экономического союза.

29 мая 2014 г. в г. Астане лидерами России, Белоруссии и Казахстана подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС). Основными целями Евразийского экономического союза являются:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

ЕАЭС будет осуществлять свою деятельность на основании следующих принципов:

  • уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
  • уважение особенностей политического устройства государств-членов;
  • обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон;
  • соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
  • функционирование Союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Договор о ЕАЭС ратифицирован парламентами России, Беларуси и Казахстана, и с 1 января 2015 г. Евразийский союз начал функционировать, создавая мощный центр экономического развития для трех стран с населением 170 млн человек.

Высокий уровень интеграции в формате Евразийского экономического союза гарантирует свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, позволяет осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском и транспортном хозяйствах.

Состав участников евразийской экономической интеграции расширен 10 октября 2014 г. присоединением Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время утверждена "Дорожная карта" и завершается адаптация законодательства Киргизии к нормативно-правовой базе Таможенного союза и Единого экономического пространства.

 

Таможенный союз и Единое экономическое пространство

Таможенный союз и Единое экономическое пространство

Территория: 20 007 860 кв. км
Население: около 170 млн чел.
ВВП: около 2 трлн долл. США

Рис. 1

 

Раздел XVII "Налоги и налогообложение" Договора о ЕАЭС

В данной статье предлагается рассмотреть разд. XVII "Налоги и налогообложение" Договора о ЕАЭС. Этот раздел состоит из трех статей (71 - 73), в которых предусмотрены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах и налогообложение доходов физических лиц. В частности, принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения заложены в ст. 71 проекта договора о ЕАЭС. Согласно данной статье товары, ввозимые с территории одного государства - члена ТС и ЕЭП на территорию другого государства-члена, а также работы и услуги, осуществляемые и оказываемые на единой территории, облагаются косвенными налогами.

Также в данной статье определен принцип недискриминации в рамках ЕЭП. Так, государства-члены при осуществлении взаимной торговли взимают налоги в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов. Это не менее благоприятно, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. Кроме того, в данной статье предусмотрено, что государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:

  • гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
  • дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

В ст. 72 предусмотрено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров и их налогообложение косвенными налогами при импорте.

При этом взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ТС и ЕЭП, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется согласно Приложению N 18 к Договору о ЕАЭС. Обмен информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС, необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным международным межведомственным договором, которым в том числе устанавливается порядок обмена, форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена.

Особо следует подчеркнуть включение в текст Договора о ЕАЭС ст. 73, согласно которой признается право граждан стран-участниц на недискриминационное налогообложение доходов при работе по найму в любой стране - участнице Договора. Одновременно следует отметить, что принцип наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле является важным положением ГАТТ, которым устанавливается принцип недискриминации тарифных и других мер регулирования к импортируемым и экспортируемым товарам. В то время как РНБ запрещает применять недискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.

Принцип национального режима, дополняющий РНБ, предусматривает, что импортированный товар должен иметь не менее благоприятные условия на внутреннем рынке, чем подобные товары отечественного производства. Другими словами, страны-участницы предоставляют импортным товарам те же условия продвижения на рынке, что и аналогичным товарам отечественного производства. Таким образом, страна не имеет права после того, как товар попал на ее рынок, взимать внутренний налог (например, налог с продаж или НДС) по более высоким ставкам, чем те, которые применяются для товаров отечественного или внутреннего происхождения.

 

Оценка ведения бизнеса по рейтингу экономик Doing Business

Ежегодная оценка ведения бизнеса по рейтингу экономик Doing Business, который составляется Всемирным банком (WB) и Международной финансовой корпорацией (IFC), определяет позицию государств в индексе легкости ведения бизнеса.

Высокая позиция государства в индексе легкости ведения бизнеса означает, что регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Индекс является средним показателем страны по десяти индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес. В мировом рейтинге по благоприятности условий для предпринимательской деятельности на 2014 г. по рейтингу экономик Doing Business лидером является Сингапур. В десятку лучших также вошли - Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Малайзия, Южная Корея, Грузия, Норвегия и Великобритания. Рейтинг Doing Business составляется Всемирным банком (WB) и Международной финансовой корпорацией (IFC) Doing Business с 2005 г. (рейтинг, определяющий легкость ведения бизнеса). Задача попасть в топ-50 рейтинга зафиксирована в стратегических планах развития стран ЕАЭС.

 

Казахстан

Ежегодный рейтинг Doing Business на 2014 г. показал, что Казахстан улучшил свои позиции. Казахстан за год поднялся на три пункта: до 50-й позиции с прошлогодней 53-й строчки - и занял место между Словакией и Тунисом. По критерию "получение разрешения на строительство" Казахстан поднялся на четыре пункта: до 145-го места, а по критерию "регистрация собственности" наблюдается рост на девять пунктов: до 18-го места. По показателю "разрешение неплатежеспособности" Казахстан поднялся на один пункт: до 54-го места.

При этом по показателю "регистрация предприятий" идет снижение на три пункта: до 30-го места, по условиям подключения к электроснабжению - на две позиции: до 87-го места, по доступности кредитования - на четыре пункта: до 86-го места, по показателю "защита инвесторов" - на один пункт: до 22-го места, по условиям обеспечения контрактов - на один пункт: до 27-го места. Между тем согласно рейтингу Doing Business условия налогообложения и ведения международной торговли не изменились по сравнению с 2013 г. Наихудшие позиции Казахстан показал по критерию "международная торговля", заняв 186-е место. Вместе с тем необходимо отметить, что Правительством Казахстана одобрен комплексный план мер по улучшению индикаторов рейтинга Doing Business на 2014 г. Основной целью работы в рамках комплексного плана является его использование как инструмента для выявления и анализа существующих административных барьеров для бизнеса и принятия необходимых мер по их устранению. Учитывая это, каждый индикатор поделен на бизнес-процессы, определены пошаговые мероприятия по их улучшению. Комплексный план включает в себя 46 мероприятий по 11-ти индикаторам. Помимо этого сформирован перечень из 19 нормативных правовых актов, требующих изменений для реализации мероприятий комплексного плана.

 

Беларусь

Республика Беларусь заняла 63-е место среди охваченных данным исследованием 189 государств, повысив тем самым свою прошлогоднюю позицию на один рейтинговый пункт.

В структуре отчета на 2014 г. у Беларуси сложились следующие позиции:

  • "Создание компании" - 15 место (в отчете "Ведение бизнеса 2013" - 20);
  • "Получение разрешений на строительство" - 30 место (37);
  • "Подключение к системе энергоснабжения" - 168 место (175);
  • "Регистрация собственности" - 3 место (3);
  • "Получение кредита" - 109 место (105);
  • "Защита прав и интересов инвесторов" - 98 место (95);
  • "Налогообложение" - 133 место (135);
  • "Международная торговля" - 149 место (150);
  • "Обеспечение исполнения контрактов" - 13-е место (13);
  • "Разрешение неплатежеспособности" - 74 место (56).

 

Россия

В составляемом Всемирным банком ежегодном рейтинге Doing Business Россия поднялась до 92-го места с прошлогодней 112-й позиции. Согласно рейтингу Россия существенно улучшила свои показатели, упростив запуск нового бизнеса, регистрацию собственности и подключение к электронным сетям. В то же время показатели страны по условиям получения кредита и процедурам банкротства стали немного хуже. В докладе Doing Business-2014 указывается, что Россия провела реформы, облегчающие ведение бизнеса, в пяти сферах из 10 оцениваемых.

В частности, это отмена требования о предоставлении авторизованной банковской карты на момент открытия банковского счета предприятия, упрощение процедуры передачи недвижимости в собственность и получения разрешений на строительство. В прошлом году Россия поднялась на четыре позиции в рейтинге Doing Business в первую очередь благодаря улучшениям в сфере уплаты налогов, в частности, администрированию налогообложения с использованием электронных технологий. Рейтинг Doing Business на 2014 г. показывает, что из стран Таможенного союза Казахстан занимает лидирующую позицию, затем идет Беларусь - 63-е место, Россия - 92-е место. Вместе с тем результаты исследования "Ведение бизнеса 2014" показали, что, несмотря на имеющиеся достижения в создании благоприятных условий для развития бизнеса, резерв в этом направлении для стран ТС и ЕЭП остается значительным.

Правительствам стран ЕАЭС необходимо проводить реформы во всех сферах предпринимательской деятельности, в том числе с учетом рекомендаций Всемирного банка и положительного опыта зарубежных стран, с целью развития частного сектора экономики. Несмотря на имеющиеся достижения в создании благоприятных условий для развития бизнеса в странах ЕАЭС, результаты рейтинга Doing Business показывают, что имеющиеся предпосылки для совершенствования законодательств, включая налоговое законодательство, в направлении улучшения индекса легкости ведения бизнеса остаются значительным.

Евразийский экономический союз создан для того, чтобы помочь друг другу выдержать глобальную конкуренцию, создать достойные условия для занятости граждан, для бизнес-значимого импульса для развития экономики всех государств - участников Договора.

Дальнейшая стратегия стран ЕАЭС в области налоговой политики будет направлена на проведение согласованной налоговой политики, стимулирующей развитие экономик, включая совершенствование налогового законодательства и администрирования, с учетом налоговых суверенитетов, конкуренции юрисдикции, необходимости снижения вывода капитала в офшорные зоны, необходимости преодоления барьеров для трансграничных инвестиций и предпринимательской деятельности. Указанные меры должны содействовать повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами-членами ТС и ЕЭП.

Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Январь 2015 г.