Электронный коносамент

 

Пятнадцать лет назад многие трейдеры и судовладельцы полагали, что если банки в состоянии ежедневно переводить несметное количество денег в различных валютах по всему миру в безбумажном виде, то и оборот электронных коносаментов тоже организовать не так уж сложно.

Как выяснилось, это гораздо сложнее, чем казалось на первый взгляд. Тому есть множество причин, основных же факторов три:

- во-первых, пятнадцать лет назад и компьютеры, и навыки людей, работавших на них, были гораздо менее совершенными, чем сейчас;

- во-вторых, мошенничество с транспортными документами было и до сих пор остается весьма распространенным явлением;

- в-третьих, и трейдеры, и судовладельцы - традиционалисты. Им вполне удобно с тем, что они знают и что могут потрогать.

В качестве доказательства этого факта можно вспомнить чрезвычайно долгий срок, который понадобился для того, чтобы на рынке прижилась новая форма чартер-партии. Некоторые судовладельцы, фрахтователи и даже судовые брокеры до сих пор предпочитают старый формат тайм-чартер-партии Нью-йоркской продовольственной биржи 1946 г., а не новую версию 1993 г.
 

Функции коносамента, воспроизведенные в электронном виде

 


Коносамент выполняет три основные функции: товарораспорядительного документа (в том числе документа, используемого для таможенных целей), расписки в получении груза на борт и доказательства заключения договора перевозки. Чтобы электронный коносамент мог приниматься вместо бумажного, все эти функции должны быть воспроизведены в электронном формате. Могут ли юридические функции коносамента быть воспроизведены электронно или нет, зависит от законодательства страны, в которой коносамент выписан, поскольку применимым правом по этой сделке является законодательство этой страны. К примеру, электронные погрузочные документы в США находятся вне сферы применения признанных форм COGSA (Carriage of Goods by Sea Act - Закон о морской перевозке грузов (Великобритания).


Функции расписки в получении груза на борт и доказательства заключения договора перевозки могут быть выполнены электронными средствами достаточно легко, поскольку представляют собой главным образом передачу информации. COGSA предписывает, чтобы перевозчик по просьбе грузоотправителя представил коносамент, в котором должны быть указаны количество мест или штук либо вес в определенных случаях. Вся эта информация может появиться и в электронном коносаменте, чтобы он мог выполнить функцию расписки в получении груза на борт.


Товарораспорядительная функция коносамента, которая должна быть воспроизведена в электронном виде, предполагает три направления использования коносамента. Первое - владение коносаментом подразумевает владение и контроль над товаром, который он представляет. Второе - коносамент может быть использован для перевода права собственности на товар. И наконец, коносамент используется для передачи в залог товара, который он представляет. Этому последнему элементу коносамента уделяется мало внимания, хотя именно он представляет собой самое существенное препятствие для перевода коносамента в электронный формат. Транспортное законодательство может регулировать первые две функции, но последняя попадает в сферу залогового законодательства. И если залоговое законодательство не даст достаточных инструктивных правил, которые позволят банкам четко выполнить процесс создания и исполнения обеспечительного интереса с использованием электронного товарораспорядительного документа, электронное воспроизведение бумажных коносаментов невозможно. Если целью является воспроизведение роли, которую сейчас играет бумажный коносамент, важно, чтобы электронные транспортные документы выполняли юридические требования, существующие для традиционных транспортных документов, в частности требование создания дополнительного обеспечения для банков. Как только станет понятно, что традиционные функции бумажного документа могут быть выполнены путем электронной передачи информации, тогда можно будет говорить, что гарантирована и последняя бизнес-функция коносамента - оборотность.



 

Преимущества электронных коносаментов

 


Скорость и гибкость - вот два основных очевидных преимущества электронной торговли. Традиционные бумажные коносаменты выписываются в трех идентичных оригиналах. Эта практика разработана, чтобы была возможность предложить к продаже товар, покрываемый коносаментом, более чем в одном порту назначения, обычно их количество ограничивается тремя. С электронным коносаментом теоретически возможно выставить груз на продажу и перевести право собственности бесконечное количество раз.


Когда право собственности на груз несколько раз меняется за то время, пока сам груз находится в пути, бумажному коносаменту могут понадобиться месяцы, чтобы, пройдя через все финансовые процедуры, добраться до места стоянки судна в порту разгрузки. Вот почему судовладельцы стали осуществлять разгрузку против гарантийного письма (Letter of Indemnity - LOI) с целью не допустить застопоривания торговли и трафика, то есть не держать свои суда неделями и даже месяцами в ожидании прибытия этого безмерно важного листка бумаги. С приходом электронных коносаментов индоссирование будет занимать ровно столько времени, сколько необходимо для нажатия клавиши компьютера или клика мыши. Это также может принести определенную экономию в торговых расходах.


Еще одно преимущество - безопасность. Подписи могут быть подделаны, и, как указано в решении суда в случае Motis Exports Ltd. v. Dampskibsselskabet Af 1912 AS, "судовладелец, осуществляющий поставку против поддельного коносамента, несет такую же ответственность перед законным держателем, как и судовладелец, осуществляющий поставку вообще без представления коносамента". В сравнении с этим меры безопасности при электронной коммерции, такие как шифрование ключом, являются комплексными и виртуально не взламываемыми, даже с учетом пресловутого случая с сервисом amazon.com, который был временно закрыт компьютерным хакером, наводнившим систему незатребованными e-mail.

 


В качестве еще одного преимущества электронных коносаментов можно назвать то, что торговая история товара, представляемого коносаментом, лучше прослеживается, поскольку записана на электронном товарораспорядительном документе, включая точное время перевода права собственности. Это может быть важно, когда риск переходит через многих индоссатов, были реальные потери и необходимо знать, какой получатель груза несет фактическую ответственность.



 

Две стороны медали


 

 


Преимущества электронных коносаментов иногда перевешиваются проблемами практического применения. Например, когда электронные коносаменты станут частью безбумажного офиса, как обращаться с безбумажным коносаментом на борту судна? Бумажные коносаменты насчитывают века традиций, торгового использования и юридических прецедентов. Пользователям электронных коносаментов пока остается только надеяться, что о традициях и практике можно будет говорить и применительно к этому инструменту.


До сих пор ведется много дискуссий относительно того, может ли электронная система предотвратить изготовление второго, поддельного комплекта коносаментов. Эта проблема отражена в относительно новом Законе США. 30 июня 2000 г. президент Соединенных Штатов Билл Клинтон подписал Закон об электронных подписях в глобальной и национальной торговле, известный как E-Sign Act. Этот Закон вступил в действие с 1 октября 2000 г. Основной его целью было устранение определенных барьеров для замены деловых транзакций "в письменном виде" безбумажными средствами, а также для унификации некоторых американских законов в этой сфере.

 


В связи с использованием электронных коносаментов возникает также вопрос электронной торговли, в частности электронного отслеживания грузов, покрываемых электронными коносаментами. Один из основных вопросов, обсуждаемых в настоящее время, - возможно ли юридически использование в некоторых американских штатах электронных средств пересылки данных, например, провайдерами интернет-услуг, которые не являются "резидентами" этих штатов. И хотя это внутриамериканская проблема, остальная часть мира торговли не может ее игнорировать, если хочет вести электронную торговлю с США.


Электронное отслеживание контейнеров или речных барж на внутренних водных путях может дать экспортерам более быстрый доступ к информации об их грузах. Но при этом возникает вопрос потенциальных рисков перехвата сообщений и данных электронной торговли или вторжения непрошеных гостей на сайты интернет-сервера электронной торговли.


С другой стороны, одним из преимуществ электронной торговли и электронных коносаментов является то, что владельцам судов становится проще вести точный учет передвижений своих судов. Отправители грузов океаном также могли бы получить "ускорение" процесса прохождения документов, который в настоящее время, так сказать, застревает в административном "бутылочном горлышке", в результате чего груз прибывает быстрее, чем приходят документы.


Основная проблема связана с коммерческими и историческими предубеждениями, а именно с тем, что IT-системы несовместимы между собой, и неизвестно, получат ли в действительности банки и другие торговые партнеры доступ к этим новым методам транзакций.


Использование электронных данных также способно помочь в вопросе безопасности. Судовладельцы могли бы успокоиться в отношении до сих пор большого потенциала ответственности за порчу груза, поскольку видеонаблюдение могло бы сократить возможности мошенничества, воровства либо погрузки товара в испорченном состоянии. И пока некоторые аплодируют этой растущей прозрачности, другие говорят о том, что такая прозрачность убивает преимущество конкуренции. По этой же причине некоторые грузоотправители могут захотеть большей вовлеченности в процесс погрузки и разгрузки своих грузов, не обладая при этом техническими возможностями и навыками работы на корабле.


И теперь о цене вопроса. Стоимость для большинства судовладельцев и трейдеров непомерно высока. Необходимые технологические решения слишком дорогостоящи для их сделок.



 

Существующие подходы к электронному документообороту

 


Кампания по продвижению безбумажных технологий в международной торговле началась в 1980-х гг. XX в., когда компания Chase International запустила систему Sea-Doc Registery, которая затем сошла с дистанции, не найдя достаточной поддержки. Потом упор делался на юридически комплексный коносамент. С конца 1990-х за господство на рынке активно соперничают три подхода. Это схема Bolero, спонсируемая TT Club и SWIFT, канадская система @GlobalTrade компании Global Trade Corporation и TradeCard под спонсорством General Electric.



Bolero


Система Bolero была создана в апреле 1998 г. SWIFT и Клубом транзитных перевозок (Through Transport Club (TT Club)). Задачей Bolero было достижение функциональной совместимости различных компаний и отраслей, вовлеченных в международную торговлю. Bolero требовала, чтобы ее электронные документы были совместимы с eUCP (Supplement to the Uniform Customs and Practice for Documentary Credits for Electronic Presentation) и стандартами SWIFT. Bolero работает через Реестр титулов - приложение, предусматривающее создание и перевод обязательств в отношении электронного коносамента. Система не создает один электронный документ, выполняющий все функции бумажного коносамента, а реплицирует его серией электронных сообщений и записей в Реестре титулов.


Система включает участвующие стороны, которые выразили согласие использовать ее и договорились, что правила будут иметь ту же силу, что и в системе, основанной на бумажных документах, в плане перехода прав к грузополучателю - третьей стороне. Важное отличие состоит в том, что право собственности на товар не переходит, переходит только право контролировать его и перевести электронный коносамент.


При осуществлении погрузки товара перевозчик выписывает "сообщение-расписку", которое включает наименование грузоотправителя, описание товара, дату и место получения, тарифы и условия перевозки. Когда грузоотправитель подтверждает принятие, он становится "держателем" электронного коносамента с правом контролировать и переводить его. Перевозчик отвечает за регистрацию и любые последующие действия с электронным коносаментом. Для целей безопасности грузоотправитель имеет "ключ" к коносаменту. Этот ключ уникален для каждого коносамента и каждого грузоотправителя.


Грузоотправитель, или держатель электронного коносамента, уведомляет перевозчика о том, что хочет перевести право контроля и перевода новому держателю. Перевозчик пересылает уведомление новому держателю и просит его подтвердить получение и принятие. Как только новый держатель делает это, перевозчик выпускает для нового держателя новый ключ и аннулирует старый. Этот процесс может повторяться, пока груз не будет доставлен текущему держателю электронного коносамента, после чего ключ аннулируется и новые ключи не выпускаются.


Bolero - это "клуб", основанный для внедрения электронных коносаментов. Члены этого клуба используют систему, где регистрационную роль исполняет центральный регистратор, а не частные перевозчики. Bolero делает электронные коносаменты применимыми внутри круга своих членов, но там, где электронные коносаменты переводятся стороне за пределами этого круга, они должны быть переведены в бумажную форму. Идея состоит в том, что Bolero вместе с Inmarsat (International Maritime Satellite Organization Международная морская спутниковая организация - организация, эксплуатирующая космические системы обеспечения телефонной, телексной и факсимильной связи, а также услуг в области безопасности судоходства и морских нефтепромыслов.) напрямую свяжет суда по всему миру, так что между грузоотправителями и получателями груза с одной стороны и судовладельцами и капитаном судна - с другой будет возможна прямая мгновенная связь.


Есть, однако, одна проблема, связанная с английским законодательством, которую можно сформулировать следующим образом: заинтересованные в грузе стороны могут обнаружить, что права по контракту перевозки не могут перейти к грузополучателю. То есть грузополучатель может потерять свое право выставить иск против перевозчика, но может иметь право выставить иск против грузоотправителя в отношении утери или порчи груза. Кроме того, перевозчики могут не выпустить товар против такого коносамента, так что придется просить гарантийное письмо (Letter of Indemnity) или каким-то другим способом организовывать выпуск бумажного коносамента.



TradeCard


Эта система была основана в 1994 г. Ассоциацией мировых торговых центров (World Trade Center Association). Это система электронной торговли на основе Интернета, которая позволяет пользователям, продавцам и поставщикам услуг выполнять сделки купли-продажи товара, осуществлять расчеты по этим сделкам и получать услуги в связи с куплей-продажей товара через Интернет. Основной целью является замещение аккредитивов, то есть исполнение всех их функций без использования бумаги.


Чтобы осуществить транзакцию с использованием TradeCard, покупатель должен создать электронный заказ на покупку, который регистрируется в системе. Затем TradeCard уведомляет продавца о том, что размещен заказ на покупку. Продавец ведет с покупателем переговоры в режиме онлайн, и по достижении договоренности они подписывают заказ электронными подписями. Как только товар отгружен, а необходимые документы представлены в электронном виде, к заказу на покупку присоединяется гарантия платежа, предусматривающая, что продавец получит платеж по получении товара покупателем, если будут соблюдены условия заказа на покупку. Такие документы, как доказательство поставки, страховые сертификаты и прочие документы, представляются в электронном виде в TradeCard и затем сравниваются с исходным заказом на покупку. Если обнаруживаются расхождения (а как правило, это расхождения по количеству, цене за единицу и дате отгрузки), покупатель и продавец могут договориться в режиме онлайн. Если признано соответствие, деньги переводятся со счета покупателя на счет продавца. Таким образом, функции финансовых институтов практически сводятся к простому переводу средств.



@GlobalTrade


@GlobalTrade - это сервис, предоставляемый канадской компанией Global Trade Corporation. @GlobalTrade работает с необоротными накладными со специальными оговорками, которые, как утверждают создатели системы, функционально заменяют оборотный коносамент. Такая оговорка имеет следующий вид: "При принятии этой накладной банком по аккредитивной транзакции (каковое принятие банк подтверждает перевозчику) грузоотправитель безотзывно отказывается от любых прав на изменение личности грузополучателя данного товара во время перевозки" <1>. Накладные подчинены Правилам Международного морского комитета для морских накладных.

Вообще же система @GlobalTrade в отличие от системы TradeCard представляет собой сервис для банков и компаний, предназначенный для работы именно с аккредитивами, инкассо и гарантиями.



 

Прошлое, настоящее и будущее

 


Надо отметить, что развитие электронного документооборота в международной торговле происходит довольно медленно. И хотя технологические барьеры реформирования этого оплота традиционной бумажной бюрократии уже сняты, движение вперед нельзя назвать повсеместным. Почему?


Первая причина произрастает из консерватизма международной торговли. Процессы в международной торговле со временем эволюционировали. Но, несмотря на изменения в законодательстве, заключающиеся в том, что компьютерные данные могут теперь рассматриваться в качестве полноценного коносамента, игроки рынка не спешат обращаться к провайдерам соответствующих услуг.


Это, в свою очередь, происходит из-за комплексности международной торговли. И это вторая причина. Сферы, которые должны взаимодействовать между собой, а именно производство, перевозки, торговля, финансирование, страхование и таможенное оформление, на самом деле вообще не пересекаются, и каждое из основных направлений международной торговли привлекает специалистов, чья роль заключается в гармонизации процесса с учетом требований других звеньев цепочки. Так, грузовые экспедиторы существуют для того, чтобы облегчить своим клиентам жизнь в комплексных процессах международной торговли. В банках для той же цели работают специалисты по документарным операциям. Трейдеры нанимают экспертов по перевозкам для организации передвижений товара. Но ни один из современных подходов к электронному документообороту не ликвидирует до конца эту разрозненность.


Третья причина, скорее всего, заключается в конструкции этих подходов. Все они предполагают наличие некоей централизованной третьей стороны. Игроки же рынка международной торговли вряд ли хотят выплачивать хоть и небольшую, но все-таки комиссию этой третьей стороне каждый раз, когда взаимодействуют со своими партнерами или клиентами.


Четвертая причина - это, как водится, цена. Пока технологии электронного документооборота - достаточно дорогое удовольствие. Безопасная передача коносаментов и других документов, конечно, ценится сторонами, но вопрос в том, как много они готовы заплатить за эффективное шифрование своих сообщений.


И пятая причина заключается в необходимости стандартов, которые позволят одним компьютерным системам свободно "разговаривать" с другими.


Конечно, революция в документообороте международной торговли неизбежна. Но случится это, как полагают многие эксперты, когда рынок заполнится специалистами-практиками нового поколения, людьми, для которых использование компьютера так же естественно, как использование бумаги для нынешних практиков.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру