Гармонизация косвенного налогообложения в Таможенном союзе

 

Расширение международного экономического сотрудничества России и углубляющиеся интеграционные процессы между странами Таможенного союза (ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) предъявляют повышенные требования к совместимости международных договоров и национальных правовых актов. От периода самостоятельного функционирования национальных правовых актов осуществляется переход к их сближению и унификации с нормами международных договоров. В этой связи большое место отводится правовой гармонизации (сближению, унификации), направленной на достижение функционального равновесия международных и национальных правовых актов, обеспечивающей степень их взаимной сбалансированности и в итоге позволяющей правовой системе функционировать и развиваться в заданных интеграционных направлениях.

Объектом гармонизации могут быть отдельные правовые акты или даже их части, суммы актов одного или нескольких органов, конфликтующих между собой, наконец, правовые институты и даже отрасли законодательства. Гармонизация позволяет устранить юридические противоречия и обеспечить то соотношение правовых актов, которое производно от статуса принявших их органов и предопределяется конституционными основами правовой системы.
С точки зрения международного права гармонизацию законодательства можно определить как комплексную систему деятельности правоведов, включающую проведение сравнительного анализа, выявление сходств и различий законодательства каждой из сторон, выработку прогноза относительно реализации конкретных форм и путей создания единой или унифицированной правовой системы (в рамках союза, договора и др.); организация работы непосредственно по обобщению и сближению объектов законодательства и т.д.
Гармонизация налогов (пошлин, сборов и др.) осуществляется при создании таможенных союзов с целью проведения единой фискальной политики в рамках создаваемого международного экономического объединения. В этих условиях налогово-правовая гармонизация налогового законодательства заключается в последовательной унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласовании налоговой политики и национального налогового права множества интегрирующихся государств.
Вопросам гармонизации налоговых законодательств посвящены многочисленные работы российских и зарубежных экономистов и юристов. Данные вопросы широко отражены в работах И.И. Кучерова, В.А. Кашина, Д.В. Винницкого, А.И. Погорлецкого, А.В. Румянцева, С.Г. Пепеляева, Е.А. Шибаевой, Ю.М. Юмашева, Н.Т. Мамбеталиева и др. К вопросам развития налоговых отношений, налогового права и реформирования налоговых систем стран СНГ и ЕврАзЭС обращаются Г.П. Толстопятенко, С.Ю. Глазьев, И.И. Кучеров, М.Р. Бобоев, И.В. Караваева, Н.Т. Мамбеталиев и др.
Исследования налогово-правовой гармонизации налогового законодательства в интеграционных объединениях наиболее часто затрагиваются в трудах И.И. Кучерова, Н.Т. Мамбеталиева. По их мнению, гармонизация национальных налоговых законодательств является одной из основных задач формирования интеграционных объединений; она представляет собой важное направление налоговой политики государств, включающее систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные экономические объединения. Большинство проблем взаимодействия в налоговой сфере связаны с необходимостью принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные налоговые законодательства государств-участников, т.е. с их гармонизацией.

В соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями налоговое законодательство рассматривается как одно из первоочередных направлений гармонизации. Под гармонизацией налоговых законодательств понимается система согласованных взглядов на общие цели и приоритеты формирования правовой основы в налоговой сфере, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления. Основой гармонизации являются добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессе сближения и унификации национальных налоговых законодательств, их постепенность и этапность реализации.

Гармонизация налоговых законодательств - это важнейший элемент процесса реализации права в налоговой сфере; она представляет собой важное направление налоговой политики, включающее систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики. В этой связи необходимо определиться в содержании используемых терминов:
- гармонизация - выработка общего курса государств в определенной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия;
- сближение - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений, обеспечение их взаимного соответствия;
- унификация - это введение в действие общеобязательных единообразных юридических норм и правил.
Применение того или иного из указанных правовых режимов зависит прежде всего от глубины и многообразия интеграционных связей.
Совершенно очевидно, что процессы гармонизации налоговых законодательств в рамках межгосударственной интеграции должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это, в свою очередь, диктует необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных налоговых законодательств.
Целью гармонизации налоговых законодательств является установление гармонизированного порядка регулирования налоговых отношений. Для его достижения используются такие основные принципы, как согласованность правового регулирования, синхронность принятия актов по вопросу урегулирования налогового законодательства и последовательность этапов гармонизации.

Процесс гармонизации осуществляется поэтапно. Выделяются пять его основных этапов:
Первый этап - определение требующих гармонизации отраслей законодательства; сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.
Второй этап - проведение сравнительно-правового анализа, результатом которого станет третий этап - определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации.
Четвертый этап - синхронное принятие гармонизированных актов.
Завершающим этапом является контроль над реализацией решений по вопросам гармонизации.

Поскольку гармонизация законодательства вызывает необходимость внесения множества изменений, следует различать уровни гармонизации: горизонтальную гармонизацию (изменения, вносимые в пределах правовой нормы и акта) и вертикальную (иерархическую).
Горизонтальная гармонизация - это изменение правовой нормы и законодательного акта и согласования их внутренних элементов. При горизонтальной гармонизации согласовываются нормативно-правовые акты, связанные одним предметом регулирования, а также в пределах разных отраслей права, но по одному предмету регулирования.
Вертикальная, или иерархическая, гармонизация заключается в устранении внутренних коллизий или в придании большей обязательности правовым нормам, которые задают основное направление международному взаимодействию.
Актуальность налогово-правовой гармонизации обусловлена тем, что Таможенный союз как интеграционное объединение предусматривает регулирование товарообмена и движения денежных средств, что повышает уровень интеграции, при котором необходимо единое и общее налоговое законодательство и сближение налоговых систем стран-участниц. А значит, налоговые системы стран ТС должны быть трансформированы для положительного развития Единого экономического пространства (ЕЭП) в целом.

 

Опыт налогово-правовой гармонизации в международных интеграционных объединениях

 

Процессу гармонизации налогового законодательства всегда уделяется особое внимание, так как его осуществление является важным направлением в целях избежания двойного налогообложения, недобросовестной налоговой конкуренции и т.п. Расхождение в регулировании косвенного налогообложения вызывает много препятствий к свободному передвижению товаров, работ и услуг. Именно поэтому косвенные налоги, занимающие в доходах консолидированного бюджета около 50%, необходимо унифицировать в единое звено налоговой системы. Гармонизация налогов в Европе впервые начала осуществляться после окончания Второй мировой войны при создании Таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики. Основным примером служит Таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, образованный в целях стимулирования торговли послевоенного периода. Создание Таможенного союза Бенилюкс в 1948 г. предполагало отмену таможенных пошлин в торговле в рамках данного союза с последующей гармонизацией косвенных налогов, в частности акцизов и налога на добавленную стоимость. Но программа налоговой гармонизации понесла неудачу, так как имела много различий в законодательствах стран Бенилюкса, в частности основным акцизом для Нидерландов был налог на табак, а для Бельгии - налог на нефтепродукты.
Вновь вопрос гармонизации налогов возник при образовании ЕЭС в 1957 г. Налоговые вопросы относились к компетенции Комиссии Европейских сообществ (В настоящее время именуется Европейской комиссией), которая стала уполномоченным органом в решении вопросов сближения налоговых законодательств.

В отношении Европейского союза (далее - ЕС) можно отметить, что одним из важнейших факторов, позволяющих говорить о становлении единой Европы, является гармонизация налоговых систем стран - членов ЕС. Основными целями политики налоговой гармонизации, проводимой в настоящее время в ЕС, является сближение налоговых ставок на одни и те же товары в странах союза, а также недопущение прямой или косвенной дискриминации во внутреннем налогообложении. Отменяются налоги и сборы между государствами-членами, имеющие равнозначный эффект.
Основными принципами гармонизации налогового законодательства в рамках ЕС являются гармонизация налогов и сборов, гармонизация налоговой политики стран ЕС и объединение налоговых систем.
В области косвенного налогообложения гармонизация проводится по двум направлениям:
1) выравнивание ставок налога на добавленную стоимость;
2) унификация акцизов.

Справка. Общие меры по регулированию налогообложения подакцизных товаров были сформулированы в Директиве Совета 92/12/ЕЕС от 25.02.1992, более подробно - в Директивах 92/83/ЕЕС и 92/84/ЕЕС от 19.10.1992 (алкогольная продукция), Директивах 95/59/ЕС от 27.11.1995, 92/79/ЕЕС и 92/80/ЕЕС от 19.10.1992 (табачная продукция), Директиве Совета 2003/96/ЕС от 27.10.2003 (нефтепродукты, природный газ, уголь и электроэнергия).

В рамках Европейского союза применение НДС рассматривается как эффективное направление в системе мер по регулированию налоговой политики. Определение значимости НДС связано с его многофункциональной направленностью, так как данный вид налога используется в качестве составляющего налоговых механизмов, способствующих либерализации подоходного обложения и гармонизации национальных налоговых систем на межгосударственном уровне.
Европейская комиссия (далее - ЕК) ведет разработку проектов по налоговым вопросам; предложения ЕК в области законодательства становятся частью законов после одобрения их Советом ЕС. Но, став законами ЕС, данные документы в области налогообложения необходимо интегрировать в национальное налоговое право стран ЕС, что требует определенных усилий и времени.
В целом гармонизация акцизов в странах - членах ЕС еще далека от своего завершения. Эта проблема сегодня остается весьма актуальной ввиду того, что от сближения налогового законодательства зависит и успешное развитие европейского бизнеса, рыночной экономики ЕС в целом.
Основополагающим направлением налоговой политики ЕС является гармонизация налогового администрирования с целью устранения налоговых противоречий для обеспечения реализации принципов свободного движения товаров и услуг, правовые механизмы которой основываются на международно-правовых механизмах в сфере налогообложения. Большую эффективность показывает опыт сотрудничества в сфере косвенного налогообложения, т.к. созданы возможности по развитию специальных систем обмена информацией, основной целью которых является борьба с мошенничеством в налоговой сфере, в частности при уплате НДС. В условиях создания Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) этот опыт представляется крайне полезным.
Гармонизация налогообложения также является одним из перспективных элементов развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Основы для гармонизации налогообложения в рамках Содружества независимых государств (далее - СНГ) заложены в Соглашении между правительствами государств - участников СНГ о согласованных принципах налоговой политики от 13.03.1992, в соответствии с которым страны СНГ обязывались проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения, а также координировать на основе сближения и унификации положений законодательства в сфере налога на прибыль (доходы) предприятий, подоходного налога с физических лиц и НДС. Но указанное выше Соглашение не было ратифицировано большинством стран СНГ и фактически носило декларативный характер.
В настоящее время координация налоговой политики на постсоветском пространстве осуществляется главным образом в рамках деятельности ЕврАзЭС, участниками которого в настоящее время являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан.
Страны ЕврАзЭС находятся на том или ином этапе реформирования налогового законодательства. Развитие налоговых законодательств должно осуществляться с учетом гармонизации, т.к. только в этих условиях возможно обеспечение свободного перемещения капитала, товаров, услуг.
В связи с этим разработана специальная программа гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников ЕврАзЭС, в т.ч. в сфере регулирования налогообложения. Основными текущими направлениями координации налоговой политики в рамках ЕврАзЭС являются следующие:
- подписание базисных соглашений, направленных на гармонизацию косвенного налогообложения, в особенности НДС;
- создание общих таможенных режимов, в частности между странами - участницами ЕврАзЭС;
- унификация налогового документооборота.
Несмотря на отдельные расхождения в порядке определения налоговой базы и прочих технических вопросах, современный подход к вопросам налогообложения в странах ЕврАзЭС является во многом идентичным.
ЕврАзЭС одним из основных направлений своей деятельности также выделяет процесс гармонизации налогового законодательства. Основным законом в этой сфере являются Основные принципы гармонизации налогового администрирования, которыми являются:
- совершенствование и гармонизации норм, регулирующих налоговое администрирование ЕврАзЭС;
- совершенствование налогового контроля и надзора за соблюдением законодательства;
- сближение норм в области трансфертного ценообразования;
- гармонизация системы взимания косвенных налогов и др.

Взимание косвенных налогов оказывает наибольшее влияние во взаимной торговле, ценообразовании стран - участниц Сообщества и имеет наибольший объем в системе налоговых поступлений во всех государствах ЕврАзЭС. Политика ЕврАзЭС в отношении косвенного налогообложения базируется на принципах сужения перечня подакцизных товаров и пересмотра уровня налоговых ставок с целью их унификации между импортируемым и экспортируемым товарам.

 

Гармонизация косвенного налогообложения в Таможенном союзе

 

Государства - члены Таможенного союза находятся на этапе реформирования налогового законодательства, которое должно осуществляться с учетом гармонизации, т.к. существует много различий в налоговых законодательствах стран ТС, снижающих активность взаимовыгодных торговых отношений. Основным направлением гармонизации налоговых законодательств стран - участниц Таможенного союза является гармонизация косвенного налогообложения (НДС и акцизов). В странах ТС (Республике Казахстан, Республике Беларусь и Российской Федерации) активно ведется работа по сближению и унификации налоговых законодательств.
На вертикальном уровне гармонизации правовой основой взимания НДС и акцизов в Таможенном союзе являются многосторонние договоры, а именно:
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе";
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.
Указанные договоры направлены на улучшение качества налогового администрирования. Согласно нормам Соглашения во взаимной торговле трех государств реализован принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах. В соответствии с п. 8 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при условии документального подтверждения факта экспорта и представлении в налоговые органы установленных документов.
На горизонтальном уровне гармонизации также возникает необходимость принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные налоговые законодательства государств - участников ТС.
В частности, в Республике Беларусь приняты следующие нормативно-правовые акты: Закон, Указ и Декрет Президента Республики Беларусь, а также два Постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:
Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь", которым введены нормы международных договоров, определяющие принципы взимания косвенных налогов в Таможенном союзе;
- Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 N 477 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в Таможенном союзе";
- Декрет Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 N 7 "О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в Таможенном союзе": установлен ряд преференций (в частности, освобождение от "ввозного" НДС) по товарам, ввозимым с территории государств - членов Таможенного союза. Льготы, действовавшие до 1 июля 2010 г. только в отношении НДС, взимаемого таможенными органами, распространены с 1 июля 2010 г. на товары, ввозимые с территории государств - членов Таможенного союза, по которым суммы НДС взимаются налоговыми органами.
В Республике Беларусь также освобождены собранные в России иномарки от акцизов и НДС. Так, если раньше от акцизов и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, освобождались ввозимые в страну транспортные средства, за исключением тех, что прибывали из России, то теперь подобные условия распространяются на автомобили, ввезенные из любой страны;
- Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.08.2010 N 4-2-14/1794 "О форме заявлений в Таможенном союзе": по товарам, ввезенным с территории государств - членов Таможенного союза, плательщикам следует подтверждать уплату косвенных налогов (освобождение от косвенных налогов) по форме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (согласно Приложению 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, подписанному в Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 г.).
В Республике Казахстан Законом РК от 30.06.2010 N 297-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и налогообложения" Налоговый кодекс Республики Казахстан дополнен гл. 37-1 "Особенности обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", которой установлены положения на основании международных договоров, заключенных между государствами - членами Таможенного союза, и регулируется налогообложение в части НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также налоговое администрирование во взаимной торговле государств - членов Таможенного союза.
При проведении анализа внесенных дополнений в Налоговый кодекс Республики Казахстан выявлены вопросы, неоговоренные в вышеуказанных документах, принятых на уровне глав правительств:
- к плательщикам НДС в Таможенном союзе отнесены физические лица, импортирующие транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан. Указанная норма позволяет налоговым органам взимать НДС у физических лиц при ввозе транспортных средств в Республику Казахстан, прошедших ранее таможенную очистку в государстве - члене Таможенного союза и получивших статус товаров Таможенного союза, что нарушает принципы однократности и справедливости в международном налогообложении и приводит к двойному налогообложению (ст. 276-2 гл. 37-1 Налогового кодекса Республики Казахстан);
- под временным ввозом товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов Таможенного союза понимается ввоз товаров, в т.ч. транспортных средств, на территорию Республики Казахстан с обязательством о последующем вывозе с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров (п. 3 ст. 276-15 гл. 37-1 Налогового кодекса Республики Казахстан). Перечень товаров по временному ввозу утверждается Правительством Республики Казахстан. Освобождение от уплаты НДС (порядок, форма и сроки) устанавливается уполномоченным органом. Указанная норма является скрытой формой таможенного контроля, а также дополнительным административным барьером для производственного бизнеса;
- налоговая база при импорте включает расходы по доставке, погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товаров, стоимость транспортировки, страхования, контейнеров, многооборотной тары, упаковки и т.д. (ст. 276-8 гл. 37-1 Налогового кодекса Республики Казахстан). Указанная норма законодательства Республики Казахстан приводит к увеличению стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории Российской Федерации и Республики Беларусь, что в конечном итоге снижает конкурентоспособность российских и белорусских товаров.
Помимо принятого Закона Республики Казахстан от 30.06.2010 N 297-IV Министром финансов Республики Казахстан было утверждено восемь приказов, из которых основными являются следующие:
- от 02.07.2010 N 318 "Об утверждении формы заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правил его заполнения и представления";
- от 16.07.2010 N 348 "Об утверждении Правил подтверждения налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам либо мотивированного отказа в подтверждении".
Председателем Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан утвержден Приказ от 14.07.2010 N 310 "Об утверждении формы журнала регистрации налоговыми органами Заявлений о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов".
Необходимо отметить, что в Республике Казахстан отдельные положения Налогового кодекса, устанавливающие ставки акцизов, приостановлены до 1 января 2012 г., при этом в указанный период ставки акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, производимые в Республике Казахстан и импортируемые из государств - членов Таможенного союза, ниже ставок акцизов, установленных на аналогичные товары, импортируемые из государств, не являющихся членами Таможенного союза.
В Российской Федерации приняты следующие нормативные правовые акты и разъясняющие документы:
- Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", которым приняты поправки, касающиеся порядка обложения акцизами, НДС и взимания госпошлины;
- Письмо Минфина России от 13.11.2010 N 03-07-08/310, которым в отношении услуг по перевозке товаров с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза дано разъяснение по вопросу применения НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, оказываемых российским перевозчиком на железнодорожном транспорте;
- Письмо Минфина России от 13.11.2010 N 03-07-08/310, разъясняющее порядок применения НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза, оказываемых российским перевозчиком на железнодорожном транспорте. Местом реализации указанных услуг признается территория РФ, и они подлежат обложению НДС. Нулевая ставка НДС применяется в отношении выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров, при условии, что на перевозочных документах проставлены отметки таможенных органов, свидетельствующие о перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. Если товары под таможенную процедуру экспорта не помещены, то ставка 0% по таким услугам не применяется и они облагаются по ставке 18%;
- Письмо Минфина России от 11.03.2011 N 03-07-06/62 "Об отсутствии оснований для представления в налоговый орган банковской гарантии или поручительства банка для освобождения от уплаты акцизов в случае вывоза подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств - членов Таможенного союза";
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, согласно которому при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза применяется освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.
При этом поручительство банка или банковская гарантия данным пунктом не предусмотрены. Кроме того, указанным пунктом установлена обязанность представления в налоговый орган иных документов, подтверждающих обоснованность применения освобождения от уплаты акцизов, если их представление предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары. Перечень документов, подтверждающих правомерность освобождения от обложения акцизами экспортируемых товаров, вывозимых за пределы Таможенного союза, установлен ст. 198 Налогового кодекса РФ. Данным перечнем представление поручительства банка или банковской гарантии также не предусмотрено. Таким образом, норма, установленная ст. 184 НК РФ, об освобождении от обложения акцизами операций по реализации подакцизных товаров на экспорт только при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии не распространяется на операции по реализации подакцизных товаров с территории Российской Федерации в государства - члены ТС. Соответственно, представлять в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию для освобождения от обложения акцизами указанных операций не требуется;
- Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым внесены соответствующие изменения, касающиеся вопросов взимания косвенных налогов в Таможенном союзе; пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ в части применения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок товаров определяет перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ. Однако положения настоящего подпункта не распространяются на услуги, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте;
- Федеральный закон от 05.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в частности уплаты НДС за оказание услуг по международным перевозкам товаров. Согласно указанному Закону при осуществлении международных перевозок грузов по российским железным дорогам в ТС с 1 октября будет применяться нулевая ставка НДС вместо действующей на сегодняшний день ставки 18%. Это позволит снизить затраты белорусских и казахстанских грузоотправителей и грузополучателей на осуществление международных перевозок грузов в ТС, а также создаст благоприятные условия для развития торговых отношений между Беларусью, Россией и Казахстаном.
В рамках осуществления работы, направленной на автоматизацию процессов обмена информацией, Главным научно-исследовательским вычислительным центром ФНС России создана и функционирует обновленная версия программы "ТС-Обмен НП", которая предназначена для подготовки заявлений налогоплательщика на бумажном носителе и в электронном виде для передачи в налоговые органы при взимании косвенных налогов в Таможенном союзе.