Государственное страхование экспорта

 

Одним из факторов медленного восстановления национального хозяйства нашей страны в посткризисный период является отсутствие полноценной и эффективной поддержки национальных экспортеров, в то время как, например, у Китая такая система есть и исправно функционирует, способствуя быстрому развитию экономики данной страны.
В КНР действует несколько государственных компаний, предоставляющих поддержку национальным экспортерам: Экспортно-импортный банк Китая (Eximbank) и Государственная корпорация страхования экспортных кредитов (China Export & Credit Corporation (Sinosure)).
Eximbank был основан в 1994 г. и полностью принадлежит центральному правительству КНР. Eximbank Китая является проводником государственной банковской политики под непосредственным руководством Государственного совета КНР. Экспортно-импортный банк Китая осуществляет следующие виды деятельности:
1) льготное кредитование отечественных производителей;
2) льготное кредитование зарубежных покупателей;
3) обеспечение международных гарантий.
China Export & Credit Corporation (Sinosure) специализируется на страховании экспортных кредитов и содействует развитию китайского экспорта и инвестиций. Приоритетным является страхование экспорта высокотехнологичной продукции. Sinosure оказывает услуги по страхованию экспортных кредитов от рисков неплатежа, услуги в области финансов, информации и управления дебиторской задолженностью. С момента основания Sinosure оказал поддержку экспорту на общую сумму более 250 млрд долл. США и поспособствовал получению кредитов на более чем 450 млрд юаней в 110 различных банках.
В России ситуация с государственным страхованием экспорта кардинально отличается от положения вещей в КНР. На сегодняшний день Правительство РФ декларирует необходимость создания государственного агентства по страхованию экспортных кредитов, а экспертами рынка вносятся предложения по изменениям в законодательство, которые необходимо принять для того, чтобы агентство смогло полноценно функционировать и выполнять свои непосредственные функции.
Для этих целей выработан специальный проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков". Данный проект разработан в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009 - 2012 гг. основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 г.
Законопроект направлен на решение вопросов организации в Российской Федерации деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
В соответствии с Федеральным законом "О банке развития" Внешэкономбанк является государственной корпорацией, деятельность которой в том числе направлена на поддержку экспорта российских товаров и услуг, включая осуществление страхования экспортных кредитов и инвестиций в устанавливаемом Правительством РФ порядке.
Законопроектом предусматривается, что в целях организации страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков Внешэкономбанк создает открытое акционерное общество.
Организация Внешэкономбанком (ВЭБ) страхования экспортных кредитов и инвестиций путем создания специализированной дочерней структуры и установление к ее деятельности особого порядка регулирования позволит сформировать необходимые правовые и организационные условия для функционирования внешнеэкономического института в соответствии с международной практикой.
В целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в России 28 июля 2010 г. на заседании Наблюдательного совета ВЭБ принято решение о создании российского государственного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100% участием Внешэкономбанка в его уставном капитале.
С учетом международного опыта функционирования национальных экспортных кредитных агентств (SACE (Италия), Coface (Франция) и др.) указанная организационно-правовая форма обеспечит наиболее оптимальную и открытую модель управления и развития организации, действующей в общественных интересах.
В настоящее время коммерческие финансовые институты не готовы принимать на себя значительную часть рисков, связанных с поддержкой национального экспорта товаров и зарубежных инвестиций по отдельным странам, по причине высокого уровня таких рисков и трудностей управления ими, а также затратным механизмом реализации и невысоким уровнем рентабельности этой деятельности, отсутствием гарантирования государством их обязательств (Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций (вопросы теории и методологии). М.: "Авуар Консалтинг", 2002).
Как видно из приведенной таблицы, государственная деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, осуществляемая агентством, не создаст конкуренции действующим коммерческим страховым организациям. Деятельность гос. агентства будет направлена на оказание комплекса финансовых услуг для экспортеров и инвесторов, по которым российские коммерческие страховые организации будут не готовы предложить страховые продукты (в частности, страхование краткосрочных экспортных кредитов (до 3 лет) от политических рисков, экспортных кредитов на срок от 3 лет до 15 лет, краткосрочных рисков по операциям в странах, не имеющих инвестиционного рейтинга, рисков освоения внешних рынков, инвестиций российских компаний за рубежом от политических рисков).

Таблица

Базовые различия методов оперирования государственных и частных структур по страхованию экспортных кредитов

Государственное агентство
по страхованию экспорта

Частные страховщики

Деятельность подчинена
государственным интересам.
Следование вектору развития,
заданному государством

Стремление сохранить рентабельность
и уравновешенный страховой портфель.
Следование рыночной конъюнктуре

Основная цель деятельности -
поддержка национальных экспортеров,
в частности в странах
с развивающейся экономикой


Основная цель деятельности -
получение прибыли

Страхуются торговые кредиты на срок
более 2 лет

Страхуются торговые кредиты на срок
от 30 до 360 дней (максимально
до 2 лет)

Страхование преимущественно
политических рисков

Страхование преимущественно
коммерческих рисков

Срок действия полисов достигает
20 лет

Действие полисов не превышает
3 - 5 лет

Анализ риска по принципу "страновой
риск", "риск-проект"

Анализ риска по портфельному
принципу "риск - операция"
или "риск - проект"

Обязательства покрываются капиталом
агентства, возможно
перестрахованием, плюс поддержка
бюджета РФ для повышения
устойчивости и платежеспособности
в глазах клиентов и финансовых
институтов



Обязательства покрываются капиталом
компании и рейтинговым
перестрахованием

Страхователи - национальные
экспортеры, являющиеся резидентами
РФ

Возможность страхования как
резидентов, так и нерезидентов РФ
в соответствии с действующим
законодательством о страховании

Страховые покрытия имеют единые
условия

Индивидуальные страховые покрытия

Ставки премии рассчитываются
по тарифной сетке

Тарификация по каждому контракту
в отдельности

Единые методы обращения взысканий

Индивидуализированные программы
обращения взысканий


Создание и функционирование государственного агентства по страхованию экспортных кредитов должны обеспечить конкурентоспособные условия финансирования для отечественных компаний, осуществляющих международную коммерческую деятельность.
Страховая поддержка агентства, берущего на себя существенную часть коммерческих и политических рисков, значительно облегчит российским экспортерам доступ к банковскому кредитованию, а также поспособствует получению финансирования на более выгодных условиях, кроме того, увеличит результативность их участия в международных торгах, обеспечит защиту от невозврата предоставленного кредита и одновременно будет стимулировать развитие механизма экспортного финансирования.
В соответствии с международной практикой и для обеспечения конкурентоспособности услуг общества агентству может быть предоставлена финансовая поддержка ВЭБа в виде гарантий и/или в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в виде бюджетных инвестиций, государственных гарантий.
В целях стимулирования участников внешнеэкономической деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а также обеспечения корректного функционирования деятельности гос. агентства законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Планируются изменения в части установления режима льготного налогообложения при оказании услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности при исчислении налога на прибыль.
Вследствие принятия поправок к законодательству будет создан специализированный институт по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, который позволит сформировать условия не только для восстановления, но и укрепления позиций российского высокотехнологичного экспорта товаров и услуг как на внешних рынках, так и рынках партнеров по Таможенному союзу.
На первых порах государственное агентство по страхованию экспорта будет 100% дочерней структурой Внешэкономбанка с уровнем капитала в размере 30 млрд руб. С учетом принятого решения обеспечение капитализации общества в указанном размере позволит ему в 2011 г. без дополнительной финансовой поддержки застраховать экспортные кредиты в объеме до 1,05 млрд долл. США.
По мере развития общества и увеличения объемов страхуемых им рисков предполагается, что его деятельность будет осуществляться с предоставлением финансовой поддержки ВЭБа (в виде гарантий и/или иных формах), а также государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством России (бюджетных инвестиций, государственных гарантий).
В 2012 - 2013 гг. возможно предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам Внешэкономбанка по его банковским гарантиям, выданным по обязательствам гос. агентства в рамках договоров страхования, что позволит ему получить в среднесрочной перспективе инвестиционный кредитный рейтинг международных агентств на уровне не ниже суверенного. При этом страховые полисы агентства по страхованию экспортных кредитов будут использоваться в качестве обеспечения при получении кредитов экспортерами или их иностранными контрагентами в российских и зарубежных кредитных организациях на конкурентоспособных условиях с минимальной тарифной ставкой.
Предполагается, что к 2013 г. агентством будут застрахованы экспортные кредиты на общую сумму более 14 млрд долл. США, что позволит обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг в указанный период.
Деятельность общества будет осуществляться в соответствии с нормами Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Основополагающим международным документом в области государственного финансирования и страхования внешней торговли является Соглашение по официальной поддержке экспортных кредитов ("Arrangement on officially supported export credits"), которое определяет в качестве мер официальной поддержки экспорта предоставление экспортных кредитных гарантий и страхование экспортных кредитов специализированными финансовыми институтами, созданными и действующими с государственной поддержкой. Положениями данного документа, в частности, устанавливаются классификация стран по категориям риска, страновые и отраслевые лимиты страхования, максимальные сроки покрытия и минимальные ставки премии.
Предлагаемое введение льготного налогообложения в отношении деятельности общества, в том числе в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности, не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета, в связи с тем что деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций с финансовой поддержкой не осуществлялась и налоговые льготы не предоставлялись ранее.
Необходимо отметить, что непредоставление налоговых льгот гос. агентствам приведет к налогообложению суммы страховых премий, уплачиваемой его клиентами (страхователями), налогом на добавленную стоимость. Согласно расчетам базовых показателей деятельности гос. агентства в 2011 - 2013 гг. сумма страховых премий в указанный период составит 459,6 млн долл. США.
Непредоставление налоговых льгот по налогу на прибыль компаниям, которые будут пользоваться услугами гос. агентства, приведет к необходимости отнесения страхователями сумм страховых премий к прибыли. Необходимо отметить, что непринятие предлагаемого режима налогообложения общества делает экономически невыгодным его страховые продукты для предприятий и не позволит достигнуть поставленных целей, что окажет влияние на снижение объемов страхования, поскольку у участников внешнеэкономической деятельности будет отсутствовать стимул к страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
В целом заметим, что государственный механизм предоставления страхового покрытия по поставкам с использованием инструмента экспортного кредитования является одним из основных способов риск-менеджмента при проведении внешнеторговых операций. Страхование экспортных кредитов является необходимым финансовым механизмом, который направлен на предоставление большей финансовой защищенности национальным экспортерам, что в конечном итоге благоприятно сказывается на развитии национального экспорта, поэтому действия по созданию в России государственного агентства по страхованию экспорта являются оправданными и необходимыми на пути диверсификации российской торговли и модернизации экономики.