Идентификационные знаки транспортных средств, используемые для автомобильных международных перевозок

 

Комментарий к статье 9 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Идентификационные знаки транспортных средств

 

Комментируемая статья закрепляет требования, предъявляемые к идентификационным знакам транспортных средств, используемых для международных перевозок. В соответствии с пунктом 1 рассматриваемой статьи, данная норма носит императивный характер, так как представляет собой закрепленное Законом правило, обязательное для исполнения перевозчиком.
В соответствии со ст. 1 комментируемого Закона, под перевозчиком понимается юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажиров. При этом Закон не устанавливает строгих ограничений на вид принадлежности транспортного средства перевозчику. Следовательно, данное правило должно соблюдаться перевозчиком независимо от того, принадлежит ли ему используемое им транспортное средство на праве собственности либо взято в аренду (с экипажем или без такового), лизинг (аренда с последующим правом выкупа транспортного средства).
Данное правило распространяется как на российских (российское юридическое или физическое лицо) так и на иностранных (иностранное юридическое или физическое лицо) перевозчиков.
Пункт 16 ст. 11 ТК РФ рассматривает понятие "перевозчик" в узком смысле. Под перевозчиком в ТК РФ понимается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Под международными автомобильными перевозками, согласно терминам, закрепленным в ст. 1 комментируемого Закона, понимается перевозка, осуществляемая с использованием транспортного средства (грузов или пассажиров) за пределы (границу) РФ (вывоз пассажиров или грузов) или на территорию РФ (ввоз), а также транзит (провоз груза или пассажиров через территорию РФ из места прибытия на таможенную территорию РФ до места убытия с таможенной территории РФ без выгрузки/загрузки части товара на территории РФ). К указанным видам перевозок относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории РФ на территорию иностранного государства и обратно, либо на территорию РФ транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию РФ, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию РФ и обратно либо транзитом через территорию РФ.
Таким образом, перевозчик, осуществляющий международные автомобильные перевозки, может использовать транспортное средство только при наличии регистрационных и отличительных знаков своего государства, независимо от того, какой вид перевозки он осуществляет.
Данная обязанность перевозчика дополнительно установлена в пункте 2.2 статьи 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", в соответствии с которым водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:
- иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
- иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.
Комментируемый Закон не содержит определения понятия "транспортное средство" в широком смысле. Следует отметить, что, несмотря на то что Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" довольно часто оперирует такими терминами, как "транспортное средство", "автобус" и т.п., ст. 1 комментируемого Закона закрепляет только термин "грузовое транспортное средство", под которым понимается самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Пункт "c" ст. 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), совершенной 14 ноября 1975 г. в Женеве, определяет дорожное транспортное средство не только как механическое дорожное транспортное средство, но также как любой прицеп или полуприцеп, предназначенный для его буксировки таким транспортным средством.
Как дополнение к данному комментарию можно предложить определение понятия транспортного средства, содержащееся в Таможенном кодексе РФ. Учитывая характер данного нормативного документа, законодатель в п. 5 ст. 11 ТК РФ закрепляет, что под транспортным средством следует понимать любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единицу железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

 

Регистрационные и отличительные знаки

 

Комментируемый Закон не определяет понятие "регистрационные и отличительные знаки". Под регистрационными и отличительными знаками следует понимать присвоенный конкретному транспортному средству уполномоченным государственным органом код, состоящий из цифр и букв, который идентифицирует данное транспортное средство.
Типы, размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам, устанавливаемым на транспортные средства, закреплены государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования" ("License plates for vehicles and main sizes. Technical requirements"), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 29 июня 1993 г. N 165.
Также, в соответствии с комментируемой статьей, на самом транспортном средстве должен и может быть установлен регистрационный знак только того государства, к которому принадлежит перевозчик, использующий данное транспортное средство.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, цифры и буквы регистрационных знаков должны быть повторены на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов (кроме особо малых). Высота цифр - не менее 300 мм, ширина - не менее 120 мм, толщина штриха - 30 мм, размер букв - две трети от размера цифр.
Кроме того, указанный правовой акт обязывает на автомобилях и автобусах размещать в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и, в установленных случаях, учетную карточку, а также специальный знак государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом.

 

Регистрационные и отличительные знаки для прицепов и полуприцепов

 

В отношении прицепа и полуприцепа параграф второй комментируемой статьи допускает возможность использования регистрационных и отличительных знаков другого государства.
Это связано с тем, что зачастую перевозчик может предоставлять только тягач, а прицеп - принадлежать иному юридическому лицу. Например, перевозчик "А" везет из Германии в Россию в компанию "В" сырье для производства шин. Тягач и прицеп принадлежат перевозчику на праве собственности и имеют регистрационные номера Германии. Приехав в Россию, перевозчик для экономии времени отцепляет свой прицеп, закрепляет загруженный продукцией прицеп, принадлежащий компании "В" с российскими номерами и едет обратно в Германию.
Или, например, при ввозе на территорию России скоропортящегося товара происходит поломка тягача. В этом случае, при соблюдении установленным законодательством правил, перевозчик имеет право заменить тягач и следовать дальше.
Также при перевозке отдельных видов грузов на автомобилях должны быть установлены опознавательные знаки, такие как:
- "крупногабаритный груз" (в виде щитка размером 400 x 400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью) - груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории РФ габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
- "тяжеловесный груз" - груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства;
- "опасный груз" (в виде прямоугольника размером 400 x 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм. Знак устанавливается спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях - на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров) - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности;
- "длинномерное транспортное средство" (в виде прямоугольника размером не менее 1200 x 200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность сзади транспортных средств), - длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600 x 200 мм симметрично оси транспортного средства и т.д.
В качестве отличительных знаков могут использоваться проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета, которые в соответствии с п. 16 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения устанавливаются на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности, а в случаях, установленных специальными правилами, - на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки. Такие же маячки устанавливаются на участвующих в движении автомобилях, габариты которых превышают нормы, установленные Правилами дорожного движения.
Ситуация, когда прицепы или полуприцепы могут иметь регистрационные и отличительные знаки государства, отличного от государства перевозчика, осуществляющего международную автомобильную перевозку, может сложиться и тогда, когда грузовые машины размещаются на стоянках около контрольно-пропускных пунктов на границах. Так, к примеру, Правила размещения грузовых машин на стоянках около контрольно-пропускных пунктов на латвийско-российской границе, принятые Кабинетом министров Латвии летом 2007 года, предусматривают организацию размещения грузовых машин на стоянках около таких пунктов на латвийско-российской границе. Заезд на стоянку является обязательным, после чего каждая фура тут же снабжается номером. На такой стоянке образовано два потока грузовиков: один - для машин со скоропортящимися грузами, другой - для обычных грузов. Машины находятся на стоянке до тех пор, пока таможенники контрольно-пропускного пункта не подадут сигнал о разрешении на выезд. Затем в колоннах по 10 - 15 машин фуры будут двигаться к зоне прохождения таможенного досмотра. К 1 октября около контрольно-пропускного пункта Терехово появилась первая такая стоянка на 150 мест.

 

Ответственность за отсутствие на транспортном средстве регистрационных или отличительных знаков

 

Отсутствие на транспортном средстве регистрационных или отличительных знаков является нарушением пункта 2.2 Правил дорожного движения и статьи 11.27 КоАП РФ - управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку. За совершение данного правонарушения на водителя транспортного средства может быть наложен штраф в порядке административного производства.
Отдельного рассмотрения требует вопрос, касающийся случаев, когда положениями национального законодательства не предусматривается регистрация прицепов и полуприцепов. Настоящий Закон и комментируемая статья, в частности, не разрешают подобную ситуацию. Возможно, временные (транзитные) номера, которые присваиваются автотранспортным средствам, прицепам, полуприцепам в пограничных пунктах контроля, устраняют проблему. Однако не все государства занимаются подобной практикой. Вероятно, в данном случае имеет смысл воспользоваться пунктом 9 Правил пользования книжкой МДП (Carnet TIR), в котором указано, что если положениями национального законодательства не предусматривается регистрация прицепов и полуприцепов, то вместо регистрационного номера в книжке МДП следует указать опознавательный или заводской номер. Разумеется, в таких ситуациях состав административного правонарушения отсутствует.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру