Импорт и экспорт подакцизных товаров: ввоз (вывоз) алкоголя в Таможенном союзе

 

Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ вносятся изменения в первую и вторую части Налогового кодекса, в том числе в гл. 22 "Акцизы". Закон вступил в силу с 01.01.2011, за исключением положений, для которых ст. 6 данного Закона установлены иные сроки. Большая часть поправок, направленных на повышение эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в РФ и производства этилового спирта, как раз и начнет действовать в иные сроки (с 1 июля либо с 1 августа 2011 г.). Какие изменения уже произошли и к чему готовиться в будущем производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции?

 

О перечне подакцизных товаров

 

Список товаров, признаваемых подакцизными, приведен в п. 1 ст. 181 НК РФ.

Перечень подакцизных товаров в части алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 181 НК РФ)

До 01.01.2011

С 01.01.2011

1) этиловый спирт из всех видов сырья,
за исключением коньячного спирта

1) этиловый спирт из всех видов
сырья;
1.1) коньячный спирт

2) спиртосодержащая продукция
(растворы, эмульсии, суспензии и
другие виды продукции в жидком виде)
с объемной долей этилового спирта
более 9%

2) спиртосодержащая продукция
(растворы, эмульсии, суспензии и
другие виды продукции в жидком
виде) с объемной долей этилового
спирта более 9%, за исключением
алкогольной продукции, указанной в
в пп. 3 п. 1 ст. 181

3) алкогольная продукция (питьевой
спирт, водка, ликеро-водочные изделия,
коньяки, вино и иная пищевая продукция
с объемной долей этилового спирта
более 1,5%, за исключением
виноматериалов)

3) алкогольная продукция (питьевой
спирт, водка, ликеро-водочные
изделия, коньяки, вино, пиво,
напитки, изготавливаемые на основе
пива, иные напитки с объемной
долей этилового спирта более 1,5%)

4) пиво

4) данный пункт утратил силу с
1 января 2011 г.

 

Из представленной сравнительной таблицы видно, что теперь в перечень подакцизных товаров входит коньячный спирт. Эта поправка направлена на предотвращение нелегального оборота данного товара.

Еще одно важное изменение коснулось пива и напитков, изготовленных на его основе: теперь они включены в состав алкогольной продукции. Поэтому поправки в части исчисления и уплаты акциза по алкогольной продукции распространяются и на пиво.

Следует обратить внимание, что в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ теперь отсутствует указание на исключение из состава алкогольной продукции виноматериалов. Однако в пп. 2 этого пункта добавлено, что виноматериалы не рассматриваются в целях применения гл. 22 НК РФ как подакцизные товары.

К сведению. Виноматериалами признается спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта не более 22,5% объема готовой продукции, используемая в качестве сырья для производства вина и полученная в результате спиртового брожения винограда, виноградного сусла либо плодового или ягодного сока без добавления ароматических и вкусовых добавок, без добавления или с добавлением этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) дистиллятов (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").

 

Передача подакцизных товаров в структуре одной организации

 

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же подразделению данной организации для производства других подакцизных товаров не подлежит обложению акцизами. С 01.08.2011 появится исключение из этой нормы - операции, признаваемые объектом налогообложения на основании нового пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, которым установлено, при передаче каких подакцизных товаров одним структурным подразделением, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению возникает объект обложения акцизами. Речь идет об этиловом и (или) коньячном спирте, произведенном для изготовления алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе об этиловом спирте-сырце, произведенном для изготовления ректификованного этилового спирта, который в дальнейшем используется этой же организацией для производства указанной продукции. Изложенное не распространяется на передачу названных подакцизных товаров для изготовления спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках.

Обратите внимание! При выполнении операции, указанной в пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, налогообложение спирта будет осуществляться по нулевой ставке. Это связано с тем, что производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции с 01.07.2010 должны уплачивать авансовый платеж акциза.

При передаче в структуре одной организации ректификованного этилового спирта, изготовленного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольную продукцию, начислять акцизы по-прежнему не надо. При этом неважно, произведен ли спирт-сырец, использованный для изготовления ректификованного этилового спирта, самой организацией либо приобретен на стороне. Если сейчас это следует из общего правила, установленного пп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ, то с 01.08.2011 это будет прямо предусмотрено в новом пп. 16.

Так, Минфин в Письме от 26.04.2010 N 03-07-06/77 указал: при передаче ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, при приобретении которого был уплачен акциз, одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же подразделению для изготовления алкогольной продукции объекта обложения акцизами не возникает. При этом сумма акциза по алкогольной продукции может быть уменьшена на сумму акциза, уплаченную налогоплательщиком при приобретении спирта-сырца для производства реализуемого объема алкогольной продукции.

Учтите: передача в структуре организации произведенных товаров должна быть оформлена подтверждающими документами, предусмотренными законодательством, в том числе товарно-транспортными накладными или товарными накладными, накладными на внутреннее перемещение, актами приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, актом списания сырья и материалов в производство и другими документами (Письма Минфина России от 28.12.2010 N 03-07-06/223, N 03-07-06/224). На это обратили внимание и судьи ФАС МО: передача в структуре организации подакцизных товаров должна быть оформлена подтверждающими документами, предусмотренными законодательством, поскольку для передачи подакцизных товаров необходима воля лиц, передающих и принимающих товарные ценности. Это могут быть товарно-транспортные накладные, или товарные накладные по форме N ТОРГ-13, или иной первичный документ, удостоверенные подписями соответствующих материально ответственных лиц, совершающих действия по передаче (приемке) подакцизных товаров (Постановление от 13.11.2010 N КА-А40/12491-10). Наличие документов, подтверждающих передачу произведенного спирта в структуре одной организации, будет играть особую роль при вычете ранее уплаченного авансового платежа акциза.

 

Авансовый платеж акциза

 

С 1 июля 2011 г. для отдельных плательщиков акцизов согласно п. 8 ст. 194 НК РФ вводится обязанность уплаты авансовых платежей. Речь идет об организациях, осуществляющих на территории РФ производство:

- алкогольной продукции (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта);

- подакцизной спиртосодержащей продукции.

Указанные лица будут обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

 

Об уплате авансового платежа

 

Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. Момент уплаты авансового платежа зависит от того, какой спирт (приобретенный или произведенный самим предприятием) используется для изготовления указанной продукции. В первом случае авансовый платеж должен быть произведен до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта-сырца) и (или) коньячного спирта, изготовленных на территории РФ. Дата приобретения (закупки) спирта определяется как дата его отгрузки продавцом.

Если же используется этиловый и (или) коньячный спирт собственного производства, авансовый платеж уплачивается до его передачи одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации (то есть до совершения операции, предусмотренной пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Размер авансового платежа акциза зависит от общего объема (в целом за налоговый период) закупаемого у каждого продавца (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) этилового спирта (в том числе этилового спирта-сырца) и (или) коньячного спирта (в литрах безводного спирта) и ставки акциза. Для расчета используется соответствующая ставка акциза, установленная п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. На основании нового п. 6 ст. 204 НК РФ авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового и (или) коньячного спирта, закупка (передача) которых будет осуществляться производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в налоговом периоде, следующем за текущим.

Получается, впервые производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции будут должны уплатить авансовый платеж акциза не позднее 15.07.2011. Его сумма определяется исходя из общего объема спирта, закупка (отгрузка продавцом) и передача которого будут осуществлены в августе 2011 г. Кроме того, в налоговый орган по месту учета нужно будет представить документы, список которых приведен в п. 7 ст. 204 НК РФ, не позднее 18.07.2011.

Уплатив авансовый платеж акциза, налогоплательщик обязан не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета следующие документы:

- копию (копии) платежного документа, подтверждающего перечисление денежных средств в счет уплаты авансового платежа акциза, с указанием слов "Авансовый платеж акциза" в графе "Назначение платежа";

- копию (копии) выписки из банка, подтверждающей списание названных средств с расчетного счета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

- извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза в четырех экземплярах, один из которых должен быть составлен в электронном виде.

В извещении, форма которого утверждается ФНС, указываются следующие данные:

1) полное наименование, ИНН и КПП организации - покупателя спирта, производящей алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию;

2) полное наименование, ИНН и КПП организации - продавца спирта;

3) полное наименование организации, осуществляющей передачу в структуре организации спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также ИНН и КПП (в том числе КПП структурных подразделений организации, осуществляющих передачу и получение спирта);

4) объем закупаемого (передаваемого в структуре организации) спирта (в литрах безводного спирта);

5) сумма авансового платежа акциза (в руб.);

6) дата уплаты авансового платежа акциза.

То есть по каждому поставщику (структурному подразделению) составляется отдельное извещение. При этом копии платежного документа и выписки из банка представляются в налоговый орган с каждым извещением об уплате авансового платежа акциза исходя из объемов закупки спирта у каждого продавца или исходя из объемов передачи спирта каждому структурному подразделению организации.

В свою очередь, налоговый орган в течение пяти дней, следующих за днем представления документов, должен на каждом экземпляре извещения об уплате авансового платежа акциза проставить отметку о соответствии представленных документов сведениям, указанным в этом извещении (или отказать в проставлении отметки). Два экземпляра извещения с отметкой налогового органа передаются налогоплательщику, а третий и четвертый (представленный в электронном виде) экземпляры остаются в налоговом органе. Если для производства алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции спирт приобретается "на стороне", один экземпляр извещения с отметкой налогового органа передается покупателем продавцу спирта не позднее чем за три дня до его закупки. Только при наличии этого извещения поставщик сможет реализовать спирт по нулевой ставке акциза (п. 4 ст. 193 НК РФ).

Учтите: документы и извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза должны храниться в налоговом органе и у налогоплательщиков не менее четырех лет.

 

Можно ли не платить авансовый платеж?

 

Согласно п. 11 ст. 204 НК РФ налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции могут быть освобождены от уплаты авансового платежа акциза. Такое возможно в случае представления в налоговый орган по месту учета гарантии банка, включенного в предусмотренный ст. 176.1 НК РФ перечень банков. При этом банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям.

Во-первых, она должна быть безотзывной и непередаваемой.

Во-вторых, срок ее действия должен истекать не ранее шести месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка этилового и (или) коньячного спирта. Нужно обратить внимание, что 6-месячный срок истечения банковской гарантии установлен только в отношении закупки (о передаче в структуре одной организации ничего не сказано). Если действие банковской гарантии заканчивается до истечения указанного срока, освобождение от уплаты авансового платежа акциза не предоставляется.

В-третьих, сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет суммы акциза в полном объеме в размере авансового платежа за налоговый период.

Наконец, в-четвертых, банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета банка-гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (полностью или частично), направленного ему до окончания срока ее действия. Налоговый орган вправе выставить гаранту требование о погашении обеспеченной банковской гарантией денежной суммы в размере авансового платежа акциза в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком (принципалом) суммы акциза по реализованной им алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, изготовленной из спирта, операции по приобретению либо по производству и передаче в структуре одной организации которого были осуществлены по нулевой ставке акциза.

Полученная налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции банковская гарантия вместе с извещением (извещениями) об освобождении от уплаты авансового платежа акциза представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 18-го числа текущего налогового периода. В извещении указываются следующие данные:

- полное наименование, ИНН и КПП организации, производящей алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию, - покупателя спирта;

- полное наименование, ИНН и КПП организации - продавца спирта;

- полное наименование организации, осуществляющей передачу спирта в структуре организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также ИНН и КПП (в том числе КПП структурных подразделений организации, осуществляющих передачу и получение спирта);

- объем закупаемого (передаваемого в структуре организации) спирта (в литрах безводного спирта);

- сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставляется налогоплательщику при представлении банковской гарантии (в руб.);

- наименование, ИНН и КПП банка, выдавшего гарантию;

- денежная сумма, под которую выдана банковская гарантия;

- дата выдачи банковской гарантии и срок ее действия.

Как и извещение об уплате авансового платежа акциза, извещение об освобождении от такой уплаты представляется в налоговый орган в четырех экземплярах, один из которых должен быть составлен в электронном виде. При закупке спирта у нескольких производителей извещение составляется по объемам закупок спирта у каждого продавца - производителя спирта, а при передаче произведенного спирта в структуре одной организации - по каждому структурному подразделению. Далее все происходит так же, как в случае с извещением об уплате авансового платежа акциза.

 

О вычете авансового платежа

 

На основании п. 5 ст. 199 НК РФ сумма исчисленного налогоплательщиком авансового платежа не включается в стоимость алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а подлежит вычету в порядке, установленном п. 16 ст. 200 НК РФ. Вычет при исчислении акциза на реализованную алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию производится в пределах суммы уплаченного авансового платежа по спирту, фактически использованному для изготовления реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (переданному в структуре одной организации). При этом для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по акцизам необходимо представлять документы (их копии), указанные в п. п. 17, 18 ст. 201 НК РФ. К таким документам в первую очередь относятся:

- платежный документ, подтверждающий перечисление денежных средств в счет уплаты суммы авансового платежа акциза;

- выписка из банка, подтверждающая списание указанных средств с расчетного счета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

- извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза.

Кроме того, налогоплательщикам, приобретающим спирт, нужно подготовить:

- договор купли-продажи этилового и (или) коньячного спирта, заключенный между производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и производителем спирта;

- товарно-транспортные накладные на отгрузку спирта продавцом;

- акт списания спирта в производство.

Передача спирта в структуре одной организации подтверждается одним из следующих документов:

- накладной на внутреннее перемещение этилового и (или) коньячного спирта;

- актом приема-передачи спирта между структурными подразделениями налогоплательщика;

- актом списания спирта в производство.

Что касается суммы авансового платежа акциза, приходящейся на приобретенный спирт, не использованный в истекшем налоговом периоде по назначению, ее можно предъявить к вычету в следующем налоговом периоде или других последующих налоговых периодах, в которых этот спирт будет применен в производстве.

Заметим: на основании п. 17 ст. 200 НК РФ подлежащая вычету сумма авансового платежа уменьшается на сумму акциза, приходящуюся на объем спирта, безвозвратно утраченного в процессе транспортировки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки. Это не относится к потерям в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Переходные моменты

 

Организациям, производящим алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, нужно будет провести инвентаризацию приобретенного этилового спирта, сумма акциза по которому не принята к вычету по состоянию на 31.07.2011. Данные об остатках спирта следует направить в налоговый орган по месту учета не позднее 04.08.2011. Это требование п. 2 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ.

Налоговые вычеты по этиловому и коньячному спирту, использованному в качестве сырья при производстве алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, отгруженному изготовителям указанной продукции до 01.08.2011, производятся в порядке, предусмотренном ст. 201 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011.

 

Взимание акциза при ввозе (вывозе) подакцизных товаров Таможенного союза

 

Поскольку с июля 2010 г. на территориях Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ начала функционировать единая таможенная территория Таможенного союза, Федеральным законом N 306-ФЗ внесены изменения в ст. 186 НК РФ. Ранее этой статьей были установлены особенности взимания акциза по подакцизным товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления. Контроль и таможенное оформление были отменены при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг").

К сведению. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза).

С 01.01.2011 комментируемой статьей установлены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров стран Таможенного союза.

 

Импорт подакцизных товаров

 

Согласно ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение) при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Правда, законодательством последнего в отношении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), может быть установлено иное.

При импорте товаров на территорию государства - участника Таможенного союза косвенные налоги вообще не взимаются, если эти товары на основании законодательства данного государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

Следуя изложенным принципам, законодатели и внесли изменения в п. 1 ст. 186 НК РФ. Итак, согласно указанному пункту акциз по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза, взимается налоговыми органами. Исключение из этого правила распространяется на ввозимые на территорию РФ из стран - членов Таможенного союза подакцизные товары Таможенного союза, подлежащие маркировке акцизными марками в соответствии с законодательством РФ. В этом случае акциз взимается таможенными органами в порядке, установленном новой ст. 186.1 НК РФ. Напомним: согласно законодательству РФ такой маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции.

Если импортные товары не подлежат маркировке, сумма акциза уплачивается в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 7 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол)). Кроме того, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (за исключением предметов лизинга). Декларация представляется за месяц, в котором импортированные товары приняты на учет у налогоплательщика. Одновременно с налоговой декларацией последний представляет в налоговый орган документы, перечень которых приведен в п. 8 ст. 2 указанного Протокола. Причем если в отчетном месяце налогоплательщик не принял на учет импортированные товары, декларация в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика не представляется (п. 4 Письма Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101).

Суммы акциза, уплаченные при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства таких же товаров, по-прежнему можно предъявить к вычету. При этом сейчас ограничение по вычету установлено только в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, при изготовлении которой был использован ввезенный подакцизный товар. Вычет производится в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ на дату приобретения данного подакцизного товара.

С 01.07.2011 такое ограничение распространяется на алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию. Налоговые вычеты будут производиться в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и (или) коньячного спирта, реализуемых организациям, которые не уплачивают авансовый платеж акциза (п. 2 ст. 200 НК РФ).

 

Экспорт подакцизных товаров

 

Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров определен в ст. 2 Соглашения: при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. В п. 2 ст. 186 НК РФ теперь закреплено: при вывозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию государств - членов Таможенного союза порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается Правительством РФ. При этом учитываются положения международных договоров государств - членов Таможенного союза, заключенных с правительствами таких государств. Пока не появится документ от Правительства РФ, следует руководствоваться положениями Протокола. Среди прочего в нем приведен список документов, которые необходимо представить одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов (п. 2 ст. 1). Документы должны поступить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В противном случае суммы акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) подакцизных товаров в государства - члены Таможенного союза.

В п. 2 ст. 1 Протокола зафиксировано: если необходимые документы будут представлены одновременно с налоговой декларацией по НДС, документы вместе с налоговой декларацией по акцизам представлять не надо (если только иное не установлено законодательством государства - члена Таможенного союза). Как отметила ФНС в Письме от 16.12.2010 N ШС-37-3/17864@, согласно нормам гл. 22 НК РФ право налогоплательщика на освобождение от уплаты акциза по операциям реализации подакцизных товаров на экспорт не связано с обязанностью представления им в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность этого освобождения, одновременно с налоговой декларацией по акцизам. Кроме того, если налогоплательщик в установленный срок представит в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров с территории РФ в государства - члены Таможенного союза, данные по экспорту не отражаются в налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары (за исключением табачных изделий) до утверждения новой формы декларации. В настоящее время применяется форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н. Если же пакет документов будет представлен позднее установленного срока, налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по акцизам за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров в государства - члены Таможенного союза. При представлении впоследствии в налоговые органы документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от уплаты акцизов, уплаченные суммы акциза, подлежащие возмещению, также должны быть отражены в декларации по акцизам, но уже за тот налоговый период, в котором представлены указанные документы. Порядок заполнения деклараций в данных случаях прописан в Письме ФНС России от 16.12.2010 N ШС-37-3/17864@.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру