Интегрированная информационная система внешней взаимной торговли Таможенного союза

 

Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Высшим органом Таможенного союза являются Межгосударственные советы на уровне глав государств и глав правительств. Договором от 6 октября 2007 г. Стороны учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.
В 2009 г. Высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза и правительства Сторон проводили комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда Таможенного союза.
"Союз становится важным стимулом к развитию бизнеса трех стран - он открывает потребительский рынок емкостью 170 млн. человек, - отметил Владимир Путин. - Сроки реализации намеченных планов - жесткие, поскольку 1 июля начнет действовать режим единой таможенной территории, а единое экономическое пространство должно быть сформировано не более чем за два года. Таможенные службы наших государств, все экономические ведомства должны обеспечить тщательную проработку практических вопросов, связанных с функционированием Таможенного союза, - подчеркнул премьер. - Необходимо не допустить появления "серых зон" в таможенном регулировании и в то же время не создавать дополнительных препятствий для экономических операторов".
Для того чтобы не допустить появления "серых зон", необходимо обеспечить оперативное информирование Комиссии Таможенного союза о недостатках, пробелах или двойственностях толкования нормативных актов. Это, в свою очередь, требует развитой информационно-технической базы.
Кроме информационной системы совершенствования законодательной базы и практической реализации необходимо также внедрять ряд других информационных систем:
- Система обмена информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
- Автоматизированная система таможенной статистики;
- Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли;
- Специальный информационный орган (интернет-портал) Комиссии Таможенного союза.
Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 25 сентября 2009 г. N 89 "О создании интегрированной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза" утвержден Комиссией и направлен на рассмотрение проект Концепции создания интегрированной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
27 ноября 2009 г. Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств решил одобрить данный проект.
Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, учитывая мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами, раскрывает общее видение процесса создания Системы.
Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств - членов Таможенного союза.
Целями создания Системы являются:
- создание благоприятных условий субъектам хозяйствования государств сторон;
- обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза;
- осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий;
- обеспечение процессов экономической интеграции и др.
Для достижения этих целей определяющим является широкое применение информационных технологий при формировании и функционировании Таможенного союза.
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами-членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
Таким образом, предлагаемая Система позволит вести обмен информацией не только таможенного, но и других видов государственного контроля, что не только упростит и ускорит таможенное оформление и таможенный контроль для участников ВЭД, занимающихся деятельностью на территории двух или трех государств-членов, но и будет сопутствовать более тесной экономической интеграции таможенных служб, налоговых и других, что, в свою очередь, приведет к неявной цели создания Единого экономического пространства (ЕЭП), а именно не только экономической, но и политической интеграции трех государств СНГ - России, Казахстана, Белоруссии.
Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
Основные требования к построению Системы:
- Система не должна подменять национальные системы государств-членов;
- Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;
- архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;
- Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации и обмена данными и электронными документами о внешней и взаимной торговле;
- Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких, как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General (в российской стандартизации ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования").
Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии Таможенного союза и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене.
Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.
Интеграционный шлюз - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данными. Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:
- удаленного WEB-доступа пользователей к централизованным информационным ресурсам;
- WEB-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов.
Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.
В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:
- нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;
- нормативно-правовая информация Таможенного союза;
- хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.
Хранилище данных - интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней. В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов Таможенного союза" по следующим направлениям: таможенный, налоговый, фитосанитарный, транспортный и другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.
Под термином "общие процессы Таможенного союза" понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена. Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемой в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.
Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов. Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган - Главное управление информационных технологий.
Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить комплекс следующих мероприятий:
1) разработка положений о структурном подразделении в составе Секретариата Комиссии и нормативных правовых и методических документов его взаимодействия с органами, регулирующими внешнюю и взаимную торговлю Таможенного союза;
2) разработка технико-экономического обоснования и эскизного проекта по созданию Системы;
3) разработка соглашений, порядка и правил обеспечения информационной безопасности Системы;
4) создание автоматизированной системы статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
5) создание сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза;
6) разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов Таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта Системы.
Для нормативного обеспечения процесса создания Системы необходимо принять следующие документы:
- Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
- Таможенный кодекс Таможенного союза;
- Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза;
- нормативные документы (правила) для организационного обеспечения функционирования Системы.
Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.
Контроль использования и защита Системы от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами.
Субъектами юридически значимого информационного обмена в рамках Таможенного союза выступают национальные системы, а ответственность за подлинность и защиту информации при ее движении от пограничных пунктов до шлюза между национальной системой и Системой несет государство-член. Особенностью такого подхода является то, что система сможет функционировать как система обмена сообщениями и электронными документами в рамках Таможенного союза до того, как национальные системы будут приведены в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результатов:
- восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории Таможенного союза;
- сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле;
- ускорение и рост товарооборота между государствами-членами и транзита по их территории;
- улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов.
Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза.
Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит устойчивый и постоянный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами.
Таким образом, Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза является одним из важнейших шагов к становлению единой таможенной территории и единого экономического пространства. Она позволит обеспечить частичную интеграцию таможенных и других государственных структур, что скажется на качестве, а главное - скорости оказания услуг участникам ВЭД.
Конечно, и таможенные органы, и участники ВЭД в первое время внедрения Системы будут испытывать сложности, связанные со сменой устоявшихся технологий, введением новых понятий, новых информационных принципов. Однако при грамотном внедрении все эти сложности будут преодолеваться в кратчайшие сроки.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру