Инвестировать в Таможенном союзе?

 

Проект под названием "Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана" пока идет удачно. Формирующийся общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов, около 170 млн человек жителей, более 2 трлн долларов ВВП, который через несколько лет вырастет еще на 15 - 18%, и серьезные перспективы роста вообще - это вдохновляет.
Но чтобы не остаться "кооперативом технологически отсталых государств", нам всем нужны инвестиции, импорт технологического оборудования для модернизации производственных активов и создания современных производств. Принимая решения об инвестировании, планируя ввоз технологического оборудования, инвестор, безусловно, задумывается о максимальной минимизации издержек. Что и как здесь можно сделать?

 

НДС

 

Первое, на что следует обратить внимание, - это тарифно-налоговое регулирование в Таможенном союзе. Ввозные пошлины в новом Едином таможенном тарифе Таможенного союза установлены лишь для небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. И в целом в отношении ставок ввозных таможенных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно оценить достаточно позитивно. Но тут есть и ложка дегтя. При импорте технологического оборудования помимо ввозной таможенной пошлины следует уплатить налог на добавленную стоимость (НДС). Установление его ставок, порядка и сроков уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран - участниц Таможенного союза. В России базовая ставка НДС, в том числе применяемая при ввозе оборудования, - 18%, в Белоруссии с 1 января 2010 г. она увеличена до 20%, а в Казахстане с начала 2009 г. составляет лишь 12%. Правда, при соблюдении довольно масштабного перечня условий и требований НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в принципе может быть предъявлен импортером к вычету. Однако когда речь идет о дорогостоящем промышленном оборудовании, уплата НДС требует длительного отвлечения существенных денежных средств, которые могли бы быть направлены на организацию производственного процесса.
В России облегчить налоговую нагрузку отчасти позволяет Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 372, изданное в развитие соответствующей нормы Налогового кодекса РФ. Постановлением утвержден Перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране и поэтому не подлежат обложению НДС при ввозе на ее территорию. У Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие правительственное Постановление, позволяющее при ввозе оборудования, включенного в соответствующий Перечень, уплачивать НДС методом зачета. Фактически это то же освобождение от налога. Но, в отличие от России, в Казахстане установлены ограничения по пользованию и распоряжению освобожденными от НДС товарами: импортеры имеют право использовать их только для собственных нужд. В законодательстве Белоруссии нет подобных положений, однако издан Декрет президента от 13.06.2001 N 16, позволяющий предоставлять рассрочку по уплате НДС сроком на год в отношении технологического оборудования и его запасных частей, если они ввозятся по ставке таможенной пошлины, равной 0%.

 

Тарифные льготы

 

Владея информацией о базовом уровне налогообложения, инвестор при принятии решения о ввозе технологического оборудования должен обязательно обратить внимание также на специальные льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
С началом функционирования Таможенного союза эти льготы предоставляются исключительно на основании Соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" и Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130. Так, допускается предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал.
Но определение порядка предоставления льготы при вкладе в уставный капитал - это уже прерогатива национальных законодательств. В России, например, импортеры уже практически перестали пользоваться льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставный капитал из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами таких льгот. Дело в том, что возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей ранее регламентировалась документом ФТС России для служебного пользования, максимально забюрократизированного, и растягивалась на срок до 1 года. В настоящее время контроль правильности предоставления льгот отнесен на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля.
Кроме того, из-за изменений в Налоговом кодексе РФ и принятия упоминавшегося Постановления Правительства РФ N 372 с 1 июля 2009 г. при ввозе оборудования в уставный капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной таможенной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно равна 0%, а обеспечение уплаты таможенных платежей и иные практические затруднения в дальнейшем использовании оборудования, в частности запрет на его реализацию, по-прежнему актуальны, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует и практического применения она почти не имеет.

Однако не все так безнадежно. В Таможенном кодексе Таможенного союза появилась новелла, представляющая интерес для предприятий, которые все-таки воспользовались либо только планируют воспользоваться льготой при ввозе в уставный капитал. Если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставный капитал, были бессрочными, то теперь по ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок.
В Белоруссии тоже есть льгота по уплате таможенных платежей при ввозе технологического оборудования в уставный капитал. Важной отличительной чертой здесь является то, что льгота может применяться только при условии осуществления предприятием производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тыс. человек. Еще одна особенность - ограничения по распоряжению и пользованию товарами, ввезенными с предоставлением льготы в качестве вклада в уставный фонд, действуют лишь в течение 3 лет с момента таможенного оформления.
В Казахстане была своя льгота, которой до 1 июля 2010 г. инвесторы могли пользоваться при ввозе технологического оборудования. Сегодня она работает уже в масштабе всего Таможенного союза. Речь о п. 7.1.11 уже упоминавшегося Решения Комиссии Таможенного союза N 130; в нем предусматривается освобождение от ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, а также сырья и материалов, ввозимых в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства - участника Союза. Комиссия Таможенного союза должна вести перечень инвестиционных проектов и всех освобождаемых по ним товаров и определить порядок контроля за их целевым использованием.
Эта льгота является новеллой в тарифном регулирования и, безусловно, выглядит весьма привлекательно. Неудивительно, что ее практическое применение очень интересует сегодня тех, кто инвестирует в производственные активы.

 

Иные возможности

 

Какие еще возможности минимизировать издержки инвестора, не относящиеся к налоговой политике, существуют в рамках таможенного законодательства? Известно, например, что выпуск сложного промышленного оборудования занимает много времени, причем нередко его блоки производятся в разных странах. Поэтому наиболее оптимальной, а нередко и единственно возможной становится именно поэтапная поставка оборудования в течение достаточно долгого времени - иногда это продолжается год, а то и дольше. Поэтому на первый план выходят вопросы классификации компонентов оборудования, создание возможностей оформить все компоненты оборудования по минимально возможной ставке ввозной таможенной пошлины, а также облегчение процесса и отсутствие задержек при таможенном оформлении.
Достичь этого позволяет механизм получения предварительных решений Федеральной таможенной службы о классификации товаров. В том случае, если комплект оборудования не слишком большой и его доставка к месту таможенного оформления возможна в течение сроков временного хранения товаров, обоснованным будет получение предварительного классификационного решения в соответствии с правилами вступившего в действие с 24.03.2011 Административного регламента Федеральной таможенной службы (Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957).
Однако если руководствоваться общим порядком классификации в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ТС, в случае когда процесс изготовления и поставки оборудования более длительный, возникнет необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях. Это повлечет за собой необходимость уплаты ввозных пошлин, представления большого количества разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений по каждой поставке. Но из такой ситуации тоже есть выход.
Дело в том, что в таможенном законодательстве предусмотрена возможность оборудование крупного промышленного объекта, поставляемого поэтапно в течение установленного периода времени, классифицировать одним кодом Товарной номенклатуры ВЭД ТС с получением соответствующего классификационного решения. Такой порядок в России существует с 2001 г. (ранее - Приказ ГТК России от 23.04.2001 N 388, сейчас - Приказ ФТС России от 04.02.2011 N 206). На основании соответствующего классификационного решения применяется особый порядок декларирования: оборудование декларируется путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Главное - итоговая таможенная декларация подается и, соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи уплачиваются только после завершения всех поставок.
Ввоз технологического оборудования по такой процедуре помимо оптимизации таможенных платежей еще и значительно упрощает таможенное оформление крупных промышленных объектов. Не надо представлять подробное техническое описание всех компонентов, определять коды Товарной номенклатуры ВЭД ТС, оформлять множество сертификатов и прочих документов. Поэтому за 10 лет существования Приказа N 388 этот порядок ввоза оборудования стал весьма популярным у импортеров. Он сокращает их затраты и подвигает к переоснащению производства.
В Таможенном кодексе Таможенного союза, к счастью, также предусмотрена возможность ввоза технологического оборудования упомянутым способом, причем этот вопрос может регламентироваться и национальным законодательством. Так, в России вступил в силу Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в котором возможность получения упомянутых классификационных решений предусмотрена ст. 107 Федерального закона. Есть и новое: перечень товаров, в отношении которых можно получить классификационные решения, расширен; до одного года с момента начала таможенного оформления первой партии увеличен также срок, в течение которого следует осуществить таможенное оформление всех компонентов (ранее было 6 месяцев), причем срок может быть продлен до 3 лет.
В законодательстве Белоруссии предусмотрены положения, аналогичные по сути Приказу ГТК России N 388, но допускается возможность помещения классифицируемого оборудования под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта и экспорта. В Казахстане до недавнего времени аналогичной процедуры не было. Однако в новом Кодексе о таможенном деле Республики Казахстан, вступившем в силу с 01.07.2010, особенности классификации и декларирования подобных товаров, поставляемых партиями, предусмотрены. Таким образом, сегодня законодательство всех стран - участниц ТС предусматривает возможность декларирования одним кодом ТН ВЭД ТС крупного оборудования, поставляемого партиями.
В целом ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного технологического оборудования в Россию сегодня можно оценить положительно. Но при этом все равно надежнее всего положиться на опытную консалтинговую таможенную компанию, оказывающую весь объем услуг по реализации проектов, связанных с ввозом оборудования. Максимальное снижение рисков крупных внешнеэкономических проектов, минимизация издержек в таможенной сфере решаются такой компанией за счет комплексной подготовки ввоза товаров и заблаговременного обеспечения принятия на высших уровнях таможенной системы всех необходимых для этого решений. Но это уже другая тема.