Комментарий статьи 36 Закона РФ "О таможенном тарифе"

 

Комментарий к статье 36

 


В данной редакции комментируемая статья была включена Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".


В ст. 34 Закона РФ "О таможенном тарифе" дается определение тарифной льготы; при этом законодатель использует понятия "тарифные льготы" и "тарифные преференции" как синонимичные (тождественные). Следует отметить, что в науке таможенного права и практике таможенного регулирования эти понятия различаются.

И тарифные льготы, и тарифные преференции являются разновидностями таможенных льгот, под которыми понимаются любые льготы, касающиеся правил, установленных таможенным законодательством Российской Федерации (т.е. не только льготы по уплате таможенных платежей, но и льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.).


Тарифные льготы предоставляются в связи с уплатой таможенных пошлин на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Тот факт, что тарифные льготы напрямую связаны с уплатой именно таможенной пошлины, объясняет использование данного понятия таможенного тарифа. В понятийном аппарате Таможенного кодекса РФ "тарифные льготы" отсутствуют (само это понятие лишь однажды косвенно упоминается в ст. 356 Таможенного кодекса РФ).


Основы правового таможенного режима тарифных льгот устанавливаются Законом РФ "О таможенном тарифе". Тарифные льготы должны быть установлены нормами упомянутого Закона. Порядок предоставления льгот, предусмотренных Законом РФ "О таможенном тарифе", определяется Правительством РФ.


Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ.


В ст. 34 Закона РФ "О таможенном тарифе" законодатель перечислил формы предоставления тарифных льгот: в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины и установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.


В свою очередь, тарифные преференции выступают разновидностью тарифных льгот: понятия "тарифные преференции" и "тарифные льготы" соотносятся как часть и целое. Кроме тарифных преференций таможенное законодательство Российской Федерации предусматривает и другие виды тарифных льгот - в зависимости от заявленного декларантом таможенного режима, особого статуса ввозимых товаров (например, гуманитарная помощь) и др. Кроме того, в Таможенном кодексе РФ (ст. 29) таможенные преференции рассматриваются как инструменты торговой политики и в этом качестве противопоставляются иным, по выражению законодателя, "непреференциальным" мерам торговой политики.


Обычно под преференциями (от лат. praeferre - предпочитать) понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы могут устанавливаться в отношении всех товаров или их отдельных видов.


Под тарифными преференциями понимаются такие тарифные льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу. Основанием для их применения является предоставление государству, которое является страной происхождения товара, преференциального режима - особой разновидности торгово-политических режимов.


Преференциальный режим имеет солидную международно-правовую базу. Вопрос о введении преференций в международной торговле был внесен на обсуждение I сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. Установление и применение преференциального режима предусмотрены Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ). Российская Федерация, взяв курс на присоединение к ГАТТ-ВТО, стремится максимально приблизить национальную модель предоставления таможенных преференций к международно-правовому стандарту, сформировавшемуся в системе ГАТТ-ВТО. Однако до сих пор национальная схема преференций Российской Федерации имеет некоторые специфические черты и отличия.


Понятием "национальная схема преференций Российской Федерации" в нормативных правовых актах, регулирующих таможенно-тарифные отношения, обозначается совокупность правовых норм, которыми устанавливаются основные элементы преференциального режима в Российской Федерации. Наряду с этим понятием в правовых актах и научной литературе используется также понятие "национальная система преференций".


В Законе РФ "О таможенном тарифе" предусматривается установление тарифных преференций в виде:

освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины;

снижения ставок ввозной таможенной пошлины;

установления тарифных квот.


Под таможенно-тарифный режим преференциального ввоза могут помещаться товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран - пользователей российской национальной схемой преференций.


Рассмотрим подробно каждый из трех перечисленных случаев.


1. Зона свободной торговли


Определение зоны свободной торговли содержится в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (п. 9 ст. 2).


Под зоной свободной торговли понимаются таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных следующими статьями Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности":

ст. 21 "Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях";

ст. 32 "Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов";

ст. 38 "Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации";

ст. 39 "Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования".


Важной характеристикой зоны свободной торговли является то, что ее участники не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.


В сентябре 1993 г. главы государств и правительств стран - участниц СНГ подписали в Москве Договор о создании Экономического союза, в котором (ст. 5) согласились в целях создания межгосударственной ассоциации свободной торговли взять курс в своих взаимоотношениях на последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, иных налогов и сборов.


Действуя в направлении последовательной реализации положений Московского договора 1993 г., главы государств и правительств стран СНГ подписали 15 апреля 1994 г. Соглашение о создании зоны свободной торговли. В ст. 3 этого Соглашения закреплено, что Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся Сторон.


Соглашение о создании зоны свободной торговли временно применяется со дня подписания. На данный момент участниками Соглашения являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.


26 февраля 1999 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали в Москве Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором (ст. 8) Стороны обязались во взаимной торговле обеспечивать реализацию в полном объеме режима свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе действующих между Сторонами двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле.


Одной из важнейших целей функционирования режима свободной торговли товарами Стороны провозгласили (ст. 9) неприменение тарифных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны и вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны и предназначенных для свободного обращения на таможенной территории Сторон.


Двусторонние Соглашения о свободной торговле заключены между Российской Федерацией и соответственно Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной и Грузией. В соответствии с этими Соглашениями товары, происходящие из указанных государств (за исключением Российской Федерации) и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.


В соответствии с п. 6 Приказа ГТК России от 25 декабря 2003 г. N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" ввозные таможенные пошлины не применяются "в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории какого-либо из этих государств".


Вопрос о предоставлении такой льготы следует рассматривать с учетом положений п. 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г.


Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли (далее - Соглашение), если он соответствует критериям происхождения, установленным упомянутыми Правилами определения страны происхождения товаров, а также:

а) экспортируется на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

б) ввозится физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств-участников на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.


При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств - участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары.


Следует особо отметить, что режим свободной торговли может предусматривать существование отдельных изъятий, устанавливаемых, как правило, в двусторонних соглашениях. Так, например, в ст. 1 Протокола об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Армении о свободной торговле от 30 сентября 1992 года (Москва, 20 октября 2000 г.) изъятиями из режима свободной торговли признаются:

товары, подпадающие под действие российского законодательства об экспортном тарифе, лицензировании и квотировании, действующего на момент проведения таможенного оформления товаров при их экспорте из Российской Федерации в Республику Армения;

товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Армения, указанные в приложении к Протоколу (в этом приложении упомянуты сахар белый и спирт этиловый неденатурированный), а также подпадающие под действие законодательства государств-Сторон о лицензировании и квотировании импорта товаров (работ, услуг), действующего на момент проведения таможенного оформления товаров.


Несмотря на курс на поэтапную отмену всех изъятий из режима свободной торговли (например, Протокол о правилах процедуры проведения консультаций о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли, подписанный в Москве 24 декабря 1999 г.), изъятия не только не исчезают из практики международной торговли на постсоветском пространстве, но и появляются примеры установления изъятий из режима свободной торговли на многостороннем уровне. Так, решением N 70 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принятым в Астане 20 сентября 2002 г., был установлен порядок согласованного введения изъятий из режима свободной торговли государствами - членами ЕврАзЭС с государствами - членами СНГ, не входящими в ЕврАзЭС.


Однако "тарифные изъятия" остаются исключительно международно-правовой категорией. Таможенное законодательство Российской Федерации до сих пор не включило это понятие в свой категориальный аппарат.


Соглашения о свободной торговле Российская Федерация имеет не только со странами СНГ. Такое соглашение Россией было заключено, например, с Югославией: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (Белград, 28 августа 2000 г.). В ст. 1 названного Соглашения закрепляется: "Договаривающиеся Стороны либерализуют взаимную торговлю в соответствии с положениями настоящего Соглашения и правилами ВТО в целях установления режима свободной торговли". Стороны договорились в течение пятилетнего периода принять "согласованные меры к поэтапной отмене во взаимной торговле ввозных таможенных пошлин и эквивалентных им сборов в отношении товаров, происходящих с таможенной территории государств Договаривающихся Сторон" (ст. 4 Соглашения).


Российско-Югославское соглашение о свободной торговле включает неотъемлемой частью Протокол об изъятиях из режима свободной торговли вместе с перечнями товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли (приложения 1 и 3 к Протоколу), и списком лекарственных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации беспошлинно или к которым применяются специальные (сниженные) ставки ввозных таможенных пошлин (приложение 2 к Протоколу).


Во исполнение названного Соглашения был издан Приказ ГТК России от 26 октября 2000 г. N 965 "О Соглашении о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией", в соответствии с которым товары, происходящие из Югославии и ввозимые на российскую таможенную территорию в рамках данного Соглашения, не облагаются с 28 августа 2000 г. ввозными таможенными пошлинами. Режим беспошлинного ввоза не распространяется на товары, перечисленные в приложениях 1 и 2 к Протоколу об изъятиях из режима свободной торговли. В отношении товаров из приложения 2 действуют сниженные конвенционные ставки, а товары из приложения 1 облагаются таможенной пошлиной по ставкам согласно действующему таможенному тарифу РФ с учетом национальной схемы преференций Российской Федерации.


Особенности применения Российско-Югославского соглашения в 2006 г. после распада Югославии на два самостоятельных государства - Сербию и Черногорию - были разъяснены в письме ФТС России от 3 августа 2006 г. N 06-53/27130 "О таможенном оформлении товаров, происходящих из Сербии и Черногории и ввозимых в Россию". Это разъяснение имеет особое значение потому, что четко показывает особенности применения преференциального режима в Российской Федерации.


Как известно, по результатам проведенного референдума Республика Черногория провозгласила государственную самостоятельность и вышла из состава государственного сообщества Сербии и Черногории. Вслед за этим Республика Сербия сообщила о правопреемстве в отношении прав и обязательств государственного сообщества Сербии и Черногории. На момент подготовки упомянутого письма ФТС России Республика Черногория такого заявления не сделала.


В связи с этим предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации и преференций в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. и на основании положений Приказа ГТК России от 26 октября 2000 г. N 965 в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Сербия, было сохранено, а в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Черногория, приостановлено с 14 июля 2006 г.


Предоставление преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в Российской Федерации производится не на основании международных договоров, а согласно национальной схеме преференций Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации". В списках стран - пользователей этой схемы, утвержденных указанным Постановлением, Республика Сербия и Республика Черногория первоначально не значились.


Таким образом, с 14 июля 2006 г. и до выхода постановления Правительства РФ о замене в списках стран - пользователей российской национальной схемы преференций содружества государств Сербии и Черногории на Республику Сербия и Республику Черногория было приостановлено предоставление тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия и Республики Черногория и декларируемых как происходящие из развивающейся страны.


Применение преференциального режима в отношении товаров, происходящих из Сербии и Черногории, было восстановлено принятием Постановления Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. N 679 "О внесении изменений в перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1057".



 

2. Таможенный союз

 


В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" таможенный союз определяется как единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных вышеуказанными ст. 21, 32, 38 и 39 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.


Формирование таможенного союза происходило в рамках СНГ, причем в разных форматах - многостороннем и двустороннем (Таможенный союз России и Белоруссии).


Создание таможенного союза означает переход к согласованной межгосударственной таможенной политике и знаменуется появлением единого таможенного тарифа и единого таможенного законодательства. Так, в ст. 1 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.) таможенный союз определяется как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

а) наличие единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза;

б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.


В свою очередь, формирование единой Российско-Белорусской таможенной территории осуществляется путем:

1) отмены во взаимной торговле товарами, происходящими с территорий России и Белоруссии, таможенных пошлин, иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

2) установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли.


Сразу же вслед за подписанием Российско-Белорусского соглашения о Таможенном союзе в Москве 20 января 1995 г. состоялось подписание многостороннего Соглашения о Таможенном союзе, участниками которого на данный момент являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.


Перспективы создания многостороннего таможенного союза с участием России были закреплены в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.). В разд. 3 этого Договора, который так и называется "Таможенный союз", Стороны объявили о создании в соответствии с общепризнанными международными нормами и правилами Таможенного союза в качестве торгово-экономического объединения, имеющего:

а) единую таможенную территорию;

б) общий таможенный тариф;

в) режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных Договором;

г) упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

д) однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

е) органы управления;

ж) единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.


В ст. 21 Договора закреплялось, что на этапе формирования Таможенного союза его исполнительным органом будет являться Интеграционный Комитет.


Следует отметить также, что тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров из стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, предоставляются при наличии сертификата о происхождении товара по форме СТ-1.


Для получения тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из Югославии, используется сертификат по форме "А".



 

3. Преференциальный режим

 


Под таможенно-тарифный режим преференциального ввоза могут помещаться товары, происходящие из развивающихся стран - пользователей национальной схемой преференций Российской Федерации.


Россия имеет собственную схему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи национальная схема преференций Российской Федерации пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Эта норма Закона была уточнена в Постановлении Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации". В п. 3 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что национальная схема преференций Российской Федерации подлежит пересмотру на основании мотивированного представления Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства иностранных дел РФ.


Если комментируемая статья Закона РФ "О таможенном тарифе" содержит ограничение "не реже" в отношении пересмотра Правительством РФ национальной схемы преференций, то в Постановлении Правительства РФ от 22 октября 1997 г. N 1347 "Вопросы таможенно-тарифной политики" устанавливается ограничение "не чаще": в соответствии с пунктом 3 названного Постановления Правительства РФ национальная схема преференций Российской Федерации пересматривается не чаще чем один раз в год. При этом решения Правительства РФ об изменениях национальной схемы преференций вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования.


Суть преференциального режима состоит в обложении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной схемой преференций, по более низким ставкам таможенной пошлины. Как правило, промышленно развитые страны облагают импортные товары, происходящие из государств - пользователей преференциальным режимом, таможенными пошлинами по ставкам вполовину меньше обычных. Так было до недавнего времени и в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. N 413 установлено, что с 15 мая 1996 г. товары, подпадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% базовых ставок таможенного тарифа. При этом товары, происходящие из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, ввозятся в Российскую Федерацию беспошлинно.


Национальная схема преференций Российской Федерации включает следующие основные элементы:


1) перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации.


Данный перечень утвержден п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации". Он воспроизведен также в приложении 2 к Приказу ГТК России от 25 декабря 2003 г. N 1539.


Перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации включает свыше 100 государств и территорий. В подавляющем большинстве случаев это государства и зависимые территории Азии, Африки и Латинской Америки. Однако в этом списке есть и несколько европейских государств, ранее входивших в так называемый социалистический лагерь (Албания, Македония, Хорватия). Пользователем российской схемой преференций является и Китай. Товары, происходящие из Тайваня, при их ввозе в Российскую Федерацию облагаются ввозными пошлинами по ставкам, которые применяются к товарам, происходящим из Китая (Указ Президента РФ от 15 сентября 1992 г. N 1072 "Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем").


Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 25 мая 2000 г. N 414 допускается внесение в установленном порядке предложений об исключении из перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации тех стран, которые применяют дискриминационные ограничительные меры в отношении товаров российского экспорта;


2) перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации.


Среди пользователей национальной схемой преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к ним относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). Эти страны обозначены значком в перечне развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, утвержденном п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации". Перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации содержится также в приложении 3 к Приказу ГТК России от 25 декабря 2003 г. N 1539.


В настоящий момент в список таких стран входит свыше 40 государств Азии, Африки и Латинской Америки;


3) перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции.


Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. N 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции". Он воспроизведен в приложении 4 к Приказу ГТК России от 25 декабря 2003 г. N 1539.


Итак, установление основных элементов национальной схемы преференций Российской Федерации относится к компетенции Правительства РФ. В настоящий момент основные элементы национальной схемы преференций Российской Федерации определены различными постановлениями Правительства РФ, уже упоминавшимися в настоящем комментарии. При этом все они воспроизведены в едином правовом акте - Приказе ГТК России от 25 декабря 2003 г. N 1539 "О предоставлении тарифных преференций".


В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 37) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если в отношении страны происхождения данных товаров предоставляются тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.


Статьей 38 Таможенного кодекса РФ предусматривается, что в случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации. Данное правило не распространяется на те случаи, когда таможенными органами обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации.


В отношении указанных товаров применяется (восстанавливается) преференциальный режим при условии подтверждения страны происхождения данных товаров до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом. В этом случае осуществляется возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 356 Таможенного кодекса РФ.


Преференциальный режим в таможенно-тарифном регулировании применяется в случае представления сертификата о происхождении по форме "А" и при условии соблюдения правил прямой отгрузки и непосредственной закупки.


Пунктом 5 ст. 32 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что при установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.


Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 479 утверждено Соглашение стран СНГ от 12 апреля 1996 г. "О Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций". В этих Правилах устанавливается, что "тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции".


Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.


Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции, без провоза через территорию другого государства.


Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.


Правилу прямой поставки также отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

а) товары были поставлены с территории развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;

б) товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

в) товары ввозятся в страну, предоставившую тарифные преференции, в том же состоянии, в котором они были поставлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.


Одной из новелл, внесенных в таможенное законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", является установление правового режима тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации, - одна из разновидностей тарифных льгот, предусмотренная ст. 34 Закона РФ "О таможенном тарифе".


Применение данной тарифной льготы характеризуется следующими особенностями.


Во-первых, оригинальностью отличается само определение тарифной квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров. Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода. К товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом РФ на уровнях, достаточных для обеспечения эффективности тарифной квоты и достижения целей стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли.


В соответствии с п. 6 комментируемой статьи ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, определяются Правительством РФ.


Во-вторых, действующая редакция ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе" допускает установление тарифных квот только на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза; происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной схемой преференций Российской Федерации. Следует особо отметить, что подобная практика существенно ограничивает возможности эффективного использования тарифных квот в качестве инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.


В-третьих, дополнение к комментируемой статье, принятое Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", затрагивает сферу государственного регулирования импорта продовольственных и сельскохозяйственных товаров и направлено на создание наиболее полного механизма защиты рынков указанных товаров в интересах российских производителей. В п. 3 комментируемой статьи содержится определение сельскохозяйственных товаров, на которые распространяется режим тарифных квот. Под ними понимаются товары, которые классифицируются в 1 - 24 группах Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также такие товары, как маннит, D-глюцит (сорбит), масла эфирные, казеин, альбумины, желатин, декстрины, модифицированные крахмалы, сорбит, шкуры, кожа, сырье пушно-меховое, шелк-сырец, отходы шелковые, шерсть животных, хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое чесаное, лен-сырец, пенька-сырец.


Полномочия по установлению тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров принадлежат Правительству РФ. Реализуя соответствующие полномочия, Правительство РФ должно учитывать, что объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории Российской Федерации и объемом производства аналогичного российского товара (определение аналогичного российского товара содержится в п. 5 комментируемой статьи). При этом если объем производства аналогичного российского товара равен объему потребления товара на территории Российской Федерации или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.


В комментируемой статье определены правовые основы механизма тарифного квотирования. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифных квот, заявляются под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. Для ввоза таких товаров необходима лицензия, выдаваемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, которым в настоящее время является Министерство экономического развития и торговли РФ. Правительство РФ определяет порядок и сроки выдачи лицензий на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации сельскохозяйственных товаров в рамках тарифных квот.


Доли тарифной квоты распределяются между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию Российской Федерации заявителем сельскохозяйственного товара, происходящего из иностранного государства, в предыдущем календарном году. При этом если такой товар не ввозился на таможенную территорию Российской Федерации в предыдущем календарном году либо если при пропорциональном распределении долей тарифной квоты на ввоз товара в текущем году остается ее нераспределенная часть, определение долей тарифной квоты (в том числе ее нераспределенной части) для заявителей осуществляется на конкурсной основе.


При принятии решения об установлении тарифной квоты Правительство РФ определяет метод и порядок распределения долей тарифной квоты. Оно же устанавливает порядок и сроки проведения конкурсов (аукционов). На момент подготовки комментария такие подзаконные акты не были приняты.


Несмотря на то что Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 112-ФЗ в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" и, в частности, в его ст. 36, устанавливающую основы правового режима таможенных преференций, были внесены существенные изменения (настолько существенные, что сама упомянутая статья была изложена полностью в новой редакции), работа по совершенствованию нормативно-правовой базы преференциального режима далека от завершения. Очевидно, что продвижение Российской Федерации по пути присоединения к ГАТТ-ВТО, а также реформы в рамках СНГ и ЕврАзЭС потребуют внесения новых изменений и дополнений в ставший предметом настоящего комментария текст ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе".



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру