Особые пошлины

 

Комментарий к статье 7 Закона РФ "О таможенном тарифе": Особые пошлины

 

Комментируемая статья определяет понятие "особые пошлины", к которым законодатель относит специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Статья 7 Закона РФ "О таможенном тарифе" представляет собой бланкетную норму, отсылающую к законодательству Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах.

Несмотря на положение п. 3 ст. 318 Таможенного кодекса РФ о том, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ для взимания ввозной таможенной пошлины, перечисленные особые пошлины не являются разновидностью таможенной пошлины. Они имеют различную правовую природу и выполняют разные функции в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Если законодательной базой для взимания таможенных пошлин является Закон РФ "О таможенном тарифе" и Таможенный кодекс РФ, то особые пошлины взимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах.

В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" закреплено, что ввозные и вывозные таможенные пошлины являются инструментами таможенно-тарифного регулирования (ст. 19), а специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют собой средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. ст. 20, 27).

При определении особых пошлин законодатель выделяет следующие их характеристики:

- обложение особыми пошлинами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

- временный характер применения особых пошлин;

- их установление в целях защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

Помимо Закона РФ "О таможенном тарифе" законодательную базу для взимания особых видов пошлин составляют:

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров";

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";

- Федеральный закон от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (продолжает действовать в части взимания специальной пошлины на сельскохозяйственный товар).

При обложении особыми пошлинами могут использоваться и международно-правовые акты (например, Протокол от 17 февраля 2000 года "О механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза", подписанный Правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана; для России данный Протокол вступил в силу с 12 декабря 2000 года).

Введению особых пошлин должно предшествовать расследование, проводимое по установленной процедуре (ст. ст. 3, 25 - 35 Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров").

Такое расследование проводится в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.

Правительство РФ определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований. В настоящее время им является Министерство экономического развития и торговли РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2004 года N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"). Минэкономразвития России по результатам расследования представляет в Правительство РФ доклад, содержащий предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены особых пошлин с приложением проекта соответствующего решения Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ в течение 14 календарных дней со дня регистрации доклада, представленного Минэкономразвития России, принимает решения о введении, о применении, о пересмотре или об отмене особых пошлин либо о их неприменении в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Правительство РФ наделено правом принимать защитные меры, в том числе устанавливать особые пошлины, в случае, если какой-либо товар ввозится на российскую таможенную территорию в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится материальный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям непосредственно конкурирующих товаров в Российской Федерации.

При этом под непосредственно конкурирующим товаром понимается товар, который полностью идентичен товару, который является или может стать объектом расследования, либо сопоставим с товаром, который является или может стать объектом расследования, по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить его в процессе потребления товаром, который является или может стать объектом расследования (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).

Материальный ущерб отрасли российской экономики - это подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие демпингового импорта или субсидируемого импорта и выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики. Под угрозой причинения материального ущерба отрасли российской экономики законодатель считает подтвержденную доказательствами неизбежность причинения материального ущерба отрасли российской экономики (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ).

Материальный ущерб определяется в каждом конкретном случае с учетом отраслевых, технико-экономических и социально-экономических особенностей отечественного производства.

 

1. Специальные пошлины.

 

Законодательную основу для применения специальной пошлины составляют:

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (ст. ст. 6 - 10);

- Федеральный закон от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (п. 5 ст. 6). В соответствии с данной нормой специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, в размере не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ специальная пошлина может быть применена к товару в случае, если по результатам проведенного расследования будет установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.

Специальная пошлина применяется к товару, импортируемому на таможенную территорию Российской Федерации, независимо от страны происхождения этого товара, за исключением товара, происходящего из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций Российской Федерации, если доля импорта данного товара из такой страны не превышает 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, при условии что суммарная доля импорта данного товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более чем 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, не превышает 9% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 6).

В целях установления серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации орган, проводящий расследование в связи с возможным введением специальной пошлины (Минэкономразвития России), оценивает объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и оказывают воздействие на экономическое положение отрасли российской экономики, в том числе:

а) темпы и объем прироста импорта товара, являющегося объектом расследования, на таможенную территорию Российской Федерации в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара;

б) уровень цен на импортный товар, являющийся объектом расследования, по сравнению с ценой непосредственно конкурирующего товара, производимого в Российской Федерации;

в) изменение объема продажи непосредственно конкурирующего товара, производимого в Российской Федерации, на рынке Российской Федерации;

г) изменение объема производства непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отрасли российской экономики;

д) долю импортного товара, являющегося объектом расследования, в общем объеме продажи на рынке Российской Федерации данного товара и непосредственно конкурирующего товара.

Серьезный ущерб отрасли российской экономики или угроза причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта должны устанавливаться на основе результатов анализа всех доказательств и сведений, относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования.

В случае если до завершения расследования будет установлено, что задержка с применением специальной защитной меры может причинить серьезный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии, Правительством РФ, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ, принимается решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения. Такое решение Правительство РФ принимает на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.

Орган, проводящий расследования, одновременно с представлением в Правительство РФ доклада уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также другие известные ему заинтересованные лица о возможном введении предварительной специальной пошлины.

Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней (что соответствует аналогичной норме, существующей в ГАТТ/ВТО).

Если по результатам проведенного расследования будет установлено, что отсутствуют основания для введения специальных защитных мер, суммы предварительной специальной пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством для возврата таможенных платежей.

Если же по результатам проведенного расследования будет признано целесообразным введение более низкой ставки специальной пошлины, чем ставка предварительной специальной пошлины, разница между ставкой предварительной специальной пошлины и ставкой специальной пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством. В случае если ставка специальной пошлины окажется выше ставки предварительной специальной пошлины, разница между ставкой специальной пошлины и ставкой предварительной специальной пошлины с плательщика взиматься не будет.

Специальная пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ).

Срок действия специальной пошлины по российскому законодательству (как и по праву ВТО) не должен превышать 4 года.

Максимальный четырехлетний срок действия специальной пошлины может быть продлен по решению Правительства РФ, если по результатам повторного расследования будет установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики необходимо продление срока действия специальной защитной меры и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью российской экономики принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям (ст. 10 Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ).

При этом общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать 8 лет (и в этом случае российское законодательство соответствует нормам ВТО).

Практика применения специальных пошлин в Российской Федерации сравнительно небогата. Специальной пошлиной облагался сахар белый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 года N 1294 и Приказом ГТК России от 13 ноября 1998 года N 768. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 года N 209 "О мерах по защите российских производителей крахмально-паточной продукции" с 17 апреля 2000 года по 17 октября 2002 года применялась специальная пошлина на крахмальную патоку, ввозимую на российскую таможенную территорию (за исключением крахмальной патоки, происходящей из государств - участников Таможенного союза).

В настоящий момент, например, взимаются специальные пошлины на шариковые подшипники (с 27 января 2004 года по 26 января 2007 года). Специальная пошлина на эти товары взимается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2003 года N 778 и Приказом ГТК России от 26 января 2004 N 86.

 

2. Антидемпинговые пошлины.

 

Демпинг в современной практике международной торговли представляет собой такой способ конкурентной борьбы за рынки, при котором иностранный товар продается в стране импорта по цене ниже нормальной. В статье VI ГАТТ закреплено, что "...демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или существенно задерживает создание отечественной промышленности".

Применение антидемпинговых пошлин связано с наличием одновременно трех обстоятельств:

1) факта ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличия материального ущерба или угрозы его нанесения;

3) причинно-следственной связи между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации, с другой стороны.

Важность антидемпингового регулирования для международной торговли привела к тому, что в 1974 году в ходе Уругвайского раунда было заключено специальное Соглашение по применению статьи VI ГАТТ, иначе называемые Антидемпинговым кодексом.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики (ст. 11).

Товар считается предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар (ч. 1 ст. 12).

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ определение нормальной стоимости товара, являющегося предметом демпингового импорта, осуществляется органом, проводящим расследования (Минэкономразвития России), на основе имеющейся в его распоряжении информации. При отсутствии данных об экспортной цене товара, являющегося предметом демпингового импорта, либо возникновении у органа, проводящего расследования, сомнений в достоверности сведений об экспортной цене данного товара вследствие того, что экспортер и импортер данного товара связаны между собой, в том числе в силу связи каждого из них с третьим лицом, либо наличии ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены данного товара, его экспортная цена может быть рассчитана на основе цены, по которой импортированный товар впервые перепродается независимому покупателю, или иным методом, который может быть определен органом, проводящим расследования, если импортированный товар не перепродается независимому покупателю или не перепродается в таком виде, в каком он был импортирован на таможенную территорию Российской Федерации.

Сопоставление экспортной цены товара с его нормальной стоимостью осуществляется на одной и той же стадии торговой операции и в отношении случаев продажи товара, имевших место по возможности в одно и то же время (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ).

Наличие демпинговой маржи в ходе расследования устанавливается на основе сопоставления средневзвешенной нормальной стоимости товара со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных поставок товара или сопоставления нормальной стоимости товара с экспортной ценой каждой сопоставимой экспортной поставки товара.

Важной стадией антидемпинговой процедуры является установление ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ предусматривается, что ущерб отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта устанавливается на основе результатов анализа объема демпингового импорта, воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и воздействия такого импорта на российских производителей аналогичного товара.

Установление ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта должно основываться на анализе всех относящихся к делу доказательств и сведений, имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования (Минэкономразвития России).

Особенностью антидемпинговой процедуры является возможность введения предварительной антидемпинговой пошлины. Процедура введения предварительной пошлины установлена в ст. 14 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ. В соответствии с ней в случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством Российской Федерации на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

При этом решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования, а ставка такой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи.

Если ставка предварительной антидемпинговой пошлины равна размеру предварительно подсчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать четыре месяца. Данный срок может быть продлен до шести месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее 80%.

Если ставка предварительной антидемпинговой пошлины меньше предварительно подсчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать шести месяцев. Данный срок продлевается до девяти месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее 80%.

В случае если по результатам проведенного расследования установлено, что отсутствуют основания принятия антидемпинговых мер (ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ) суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством для возврата таможенных платежей. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику также в случае освобождения экспортера товара, являвшегося объектом расследования, от ценовых обязательств в соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ.

Если по результатам проведенного расследования вводится антидемпинговая пошлина или принимаются обязательства, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

Если же по результатам расследования установлено наличие оснований для применения антидемпинговых мер и признано целесообразным введение более низкой ставки антидемпинговой пошлины, чем ставка предварительной антидемпинговой пошлины, разница между ставкой предварительной антидемпинговой пошлины и ставкой антидемпинговой пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством. Оставшаяся после возврата сумма предварительной антидемпинговой пошлины перечисляется в федеральный бюджет.

В том случае, если ставка антидемпинговой пошлины окажется больше ставки предварительной антидемпинговой пошлины, разница между ставкой антидемпинговой пошлины и ставкой предварительной антидемпинговой пошлины с плательщика не взимается.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики. При этом ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи, под которой понимается выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене.

При определении индивидуальной демпинговой маржи антидемпинговая пошлина применяется индивидуально в отношении каждого известного иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося предметом демпингового импорта.

При определении единой демпинговой маржи (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ) антидемпинговая пошлина применяется на недискриминационной основе в отношении всех известных иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта.

Антидемпинговая пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта.

Необходимость продолжения применения антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании доклада, содержащего заключение органа, проводящего расследования (Минэкономразвития России), о результатах повторного расследования, проведенного по инициативе этого органа или по запросам заинтересованных лиц после представления этими лицами сведений, подтверждающих необходимость пересмотра антидемпинговой меры (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ).

Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пяти лет со дня начала применения такой пошлины или со дня последнего пересмотра антидемпинговой пошлины.

Повторное расследование в целях пересмотра антидемпинговой пошлины должно быть завершено в течение 12 месяцев со дня начала повторного расследования.

Примером применения норм об антидемпинговых пошлинах может стать Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 года N 824 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей некоторых видов стальных труб" и принятый в соответствии с ним Приказ ФТС России от 26 января 2006 года N 53 "Об антидемпинговых пошлинах на некоторые виды стальных труб".

 

3. Компенсационные пошлины

 

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" правовому регулированию компенсационных мер (в т.ч. компенсационной пошлины) посвящается глава 4 (ст. ст. 18 - 24).

Как и в случае с антидемпинговой пошлиной, основное направление развития российского законодательства о компенсационной пошлине и иных компенсационных мерах состоит в максимальном сближении с общепризнанными международными стандартами, установленными ГАТТ/ВТО. В первую очередь это Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, в котором развивается и уточняется ряд положений ГАТТ (ст. ст. VI, XVI, XXIII).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" воспринял общепринятые в мировой практике подходы к применению компенсационных пошлин и иных компенсационных мер. В соответствии со ст. 18 этого Закона компенсационная пошлина может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования будет установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Под субсидией иностранного государства понимается финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 N 165-ФЗ).

Субсидия иностранного государства является специфической, если субсидирующим органом или законодательством к пользованию субсидией допускаются только конкретные организации. Принципы отнесения субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) к специфической субсидии установлены в ст. 19 указанного Федерального закона.

Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) установлен Правительством РФ (Постановление от 13 октября 2004 года N 546).

Одним из ключевых понятий в российском законодательстве о компенсационной пошлине является понятие ущерба отрасли российской экономики.

Ущерб отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта устанавливается на основе результатов анализа объема субсидируемого импорта, воздействия субсидируемого импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и воздействия такого импорта на российских производителей аналогичного товара. При этом под ущербом отрасли российской экономики понимается материальный ущерб отрасли российской экономики, угроза причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенное замедление создания отрасли российской экономики.

Под субсидируемым импортом понимается импорт товара, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства, на таможенную территорию Российской Федерации.

При анализе объема субсидируемого импорта орган, проводящий расследования (Минэкономразвития России), определяет, произошло ли увеличение субсидируемого импорта - в абсолютных показателях либо относительно производства или потребления аналогичного товара в Российской Федерации.

Установление ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта должно основываться на анализе всех относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования, доказательств и сведений. Орган, проводящий расследования, помимо субсидируемого импорта анализирует другие известные факторы, вследствие которых в тот же период причиняется ущерб отрасли российской экономики.

Как и в случае с антидемпинговой пошлиной, законодательство допускает возможность введения предварительной компенсационной пошлины (ст. 21 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ). Так, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

Решение о введении предварительной компенсационной пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная компенсационная пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине субсидии. Она вносится на депозит федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ныне - Федеральная таможенная служба).

Суммы предварительной компенсационной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении компенсационной пошлины или иной компенсационной меры.

Расследование может быть приостановлено или прекращено органом, проводящим расследования, без введения предварительной или окончательной компенсационной пошлины при принятии Правительством РФ решения об одобрении полученных указанным органом в письменной форме добровольно взятых иностранным государством или экспортером обязательств, в соответствии с которыми:

а) иностранное государство, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, соглашается отменить или сократить субсидирование либо принять другие соответствующие меры в целях устранения последствий субсидирования;

б) экспортер товара, являющегося объектом расследования, соглашается пересмотреть установленные им цены данного товара (при наличии аффилированных лиц экспортера в Российской Федерации обеспечить поддержку аффилированными лицами экспортера его обязательств о пересмотре цен) таким образом, что в результате анализа принимаемых экспортером обязательств орган, проводящий расследования, приходит к заключению, что принятие таких обязательств устранит неблагоприятные последствия субсидируемого импорта. Уровень цен товара, являющегося объектом расследования, согласно таким обязательствам должен быть не выше, чем это необходимо для нейтрализации воздействия субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики. Повышение цены товара, являющегося объектом расследования, может быть меньше, чем размер субсидии, если такое повышение является достаточным для устранения ущерба отрасли российской экономики.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ компенсационная пошлина применяется после того, как иностранному государству, предоставляющему специфическую субсидию, было предложено провести консультации. Компенсационная пошлина применяется и в случае, если указанное иностранное государство отказалось от предложенных консультаций или в ходе таких консультаций взаимоприемлемое решение не было достигнуто.

Решение о введении компенсационной пошлины может быть принято в течение срока действия специфической субсидии иностранного государства. При этом ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера специфической субсидии иностранного государства, рассчитанного на единицу субсидируемого и экспортируемого товара. Если субсидии предоставляются в соответствии с различными программами, учитывается их совокупный размер.

Ставка компенсационной пошлины может быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики.

При определении ставки компенсационной пошлины могут учитываться поступившие в письменной форме мнения российских потребителей, на экономические интересы которых может оказать воздействие введение компенсационной пошлины. Такие мнения направляются в орган, проводящий расследования в связи с применением компенсационных мер (Минэкономразвития России).

По общему правилу компенсационная пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта (ст. 24 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ).

Необходимость продолжения применения компенсационной пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании доклада, содержащего заключение органа, проводящего расследования, о результатах повторного расследования, проведенного по инициативе этого органа или по запросам заинтересованных лиц после представления последними сведений, подтверждающих необходимость пересмотра действия компенсационной пошлины.

Заинтересованные лица вправе обратиться в орган, проводящий расследования, с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости продолжения применения компенсационной пошлины для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта, а также вопрос о вероятности возобновления причинения ущерба отрасли российской экономики в случае отмены компенсационной пошлины или пересмотра ее размера.

Если по результатам повторного расследования будет установлено, что продление срока действия компенсационной меры не является оправданным, Правительством РФ принимается решение об отмене действия компенсационной пошлины.

Повторное расследование в целях пересмотра компенсационной пошлины не может быть начато ранее чем через год со дня применения такой пошлины.

Максимальный срок действия компенсационной пошлины не должен превышать 5 лет со дня начала применения пошлины или со дня ее последнего пересмотра.

На базе законодательства о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах начала формироваться практика применения компенсационной пошлины в Российской Федерации. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 791 "О защите экономических интересов российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций" на период до 14 августа 2007 года установлена компенсационная пошлина на прутки для армирования железобетонных конструкций, происходящие с Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Во исполнение названного Постановления Правительства РФ был принят Приказ ФТС России от 19 января 2006 года N 26, в соответствии с которым таможенным органам предписывается с 23 января 2006 года по 13 августа 2007 года включительно взимать компенсационную пошлину на указанный товар в размере 21% таможенной стоимости.