Освобождение от пошлины

 

Комментарий к статье 35 Закона РФ "О таможенном тарифе": Освобождение от пошлины

 

Комментируемая статья играет особую роль в механизме правового регулирования таможенно-тарифных отношений: в ней перечислены все предусмотренные законодательством случаи предоставления тарифных льгот в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Заметим, что законодатель в данной статье предусмотрел случаи освобождения от уплаты как ввозной, так и вывозной таможенной пошлины. Важно иметь в виду и то, что действие отдельных пунктов этой статьи может приостанавливаться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

1. В п. "а" комментируемой статьи содержится норма, распространяющая льготу по освобождению от уплаты таможенной пошлины на транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.

Таможенное законодательство устанавливает различия в правовом режиме транспортного средства как товара и как средства транспортировки внешнеторговых грузов.

Предусмотренная льгота распространяется на транспортные средства, определение которых дается в пп. 5 п. 1 статьи 11 ТК РФ: "Транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами".

Как видно из приведенного определения, в понятие транспортного средства включены также товары, необходимые для их нормальной эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки, которые также освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации они освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин при условии, что такие товары остаются на борту транспортных средств и не отчуждаются на таможенной территории Российской Федерации.

В целях упорядочения перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, в соответствии с международными нормами и общепринятой практикой, было принято Постановление Правительства РФ от 9 июля 2001 года N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов".

Судебная практика исходит из того, что освобождение от уплаты таможенной пошлины не ставится в зависимость от таможенного режима, под которым ввозятся или вывозятся товары, необходимые для нормальной эксплуатации транспортных средств во время следования в пути. Таможенный орган, обратив внимание на то, что декларант поместил авиатопливо не под режим перемещения припасов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 года N 524 режиме, а под таможенный режим экспорта, признал неправомерным применение тарифной льготы, предусмотренной п. "а" ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе", и доначислил организации таможенную пошлину и пени. Суд признал действия таможенного органа неправомерными и указал, что анализ ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" позволяет полагать, что освобождение от уплаты пошлины не ставится в зависимость от избранного таможенного режима, а предоставление тарифной льготы ставится в зависимость от объекта обложения и характера его целевого использования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2004 N Ф03-А24/04-2/2524).

По вопросу о том, каким транспортным средством должно осуществляться перемещение предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, необходимых для нормальной эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, до сих пор не сформировался единый подход в судебной практике. Имеются судебные решения, в соответствии с которыми перемещение таких предметов иным транспортом признавалось как правомерным (например, Постановление ФАС ДО от 20.11.2002 N А56-166690/02), так и неправомерным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2003 N А42-453/03-16).

Не облагаются таможенной пошлиной товары, приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) транспортных средств. На практике эта тарифная льгота, прежде всего, касается аварийного ремонта судна, под которым понимается ремонт, проводимый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем, и включающий работы, осуществление которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места проведения ремонта российский порт.

Порядок таможенного оформления и таможенно-тарифного регулирования транспортных средств и товаров, необходимых для обеспечения эксплуатации транспортных средств, совершающих международные перевозки пассажиров и грузов, может быть урегулирован также многосторонними или двусторонними международными договорами, которые в случае их противоречия действующему российскому законодательству будут иметь преимущественную силу (ст. 15 Конституции РФ, ст. 38 комментируемого Закона).

Приведем несколько примеров.

В соответствии со статьей 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о воздушном сообщении (Москва, 25 июня 1998 года) воздушные суда, эксплуатируемые на договорных линиях назначенными авиапредприятиями одной Стороны, а также их табельное имущество, запасные части, запасы топлива и смазочные материалы, бортовые запасы (включая продукты питания, напитки и табачные изделия), находящиеся на борту таких воздушных судов, освобождаются от всех таможенных пошлин и других налогов по прибытии на территорию государства другой Стороны при условии, что подобное оборудование, запасные части и запасы остаются на борту воздушного судна до момента их обратного вывоза.

Согласно статье 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о международном автомобильном сообщении (Прага, 13 марта 1998 года) при выполнении перевозок на основании данного Соглашения освобождаются от обложения таможенными пошлинами ввозимые на территорию государства другой Договаривающейся Стороны:

а) горючее, находящееся в предусмотренных для каждой модели автотранспортного средства емкостях, технологически и конструктивно связанных с системой питания двигателя;

б) смазочные материалы в количествах, необходимых для нормальной эксплуатации автотранспортного средства во время перевозки;

в) запасные части и инструменты, предназначенные для ремонта автотранспортного средства, выполняющего международную перевозку.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (Хельсинки, 16 апреля 1996 года) в статье 3 закреплено, что предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для нормальной эксплуатации подвижного состава на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки, приобретенное за границей или высылаемое в связи с ликвидацией аварии или поломки этого подвижного состава, перевозятся бесплатно и без взимания таможенных пошлин.

В статье 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о морском торговом судоходстве (София, 19 мая 1995 года) установлено, что потерпевшее аварию судно одной Договаривающейся Стороны, его груз, запасы, а также иное имущество не облагаются таможенными пошлинами, если только они не предназначены для потребления или использования на территории государства другой Договаривающейся Стороны.

2. В соответствии с пунктом "б" комментируемой статьи от уплаты вывозной таможенной пошлины освобождаются предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и иное имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.

Перечень товаров, определенный п. "б" комментируемой статьи, не является закрытым. Данным пунктом определено, что льгота по уплате вывозной таможенной пошлины может применяться в отношении иного имущества, вывозимого для обеспечения деятельности судов, ведущих морской промысел. Как видно, данной нормой установлен лишь критерий, по которому возможно определить товары, к которым тарифная льгота может быть применена. Такими товарами, в частности, могут быть и рыба, используемая в качестве наживки для ловли более крупной рыбы, и рыболовные снасти, и оборудование, используемое для переработки выловленной рыбы. Следует обратить внимание на то, что закон определяет возможность использования льготы по уплате таможенной пошлины в отношении указанных товаров только при их вывозе.

Из указанных товаров товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов, в том числе горюче-смазочные материалы и топливо, находящиеся не в штатных баках (как предметы материально-технического снабжения), товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, независимо от того, продаются эти припасы или нет (как продовольствие), в соответствии с п. 1 ст. 265 Таможенного кодекса РФ могут быть помещены под таможенный режим припасов с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при соблюдении условий, установленных ст. 266 ТК РФ. Штатные принадлежности и оборудование, включая такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и т.д. (как предметы судового снаряжения), а также топливо, находящееся в штатных баках, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ могут проходить таможенное оформление как транспортные средства. Условия полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в этом случае установлены п. 1 ст. 271 ТК РФ. Следует обратить внимание на то, что ТК РФ определяет возможность использования льготы по уплате таможенной пошлины в отношении указанных товаров как при их вывозе за пределы таможенной территории РФ, так и при ввозе. Однако условия предоставления льготы по уплате таможенной пошлины в отношении указанных товаров, предусмотренные комментируемой статьей и ТК РФ, различны. Так, если временный вывоз транспортного средства без уплаты вывозной таможенной пошлины допускается при условии, что это транспортное средство находится в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации и зарегистрировано за российским лицом (ст. 274 ТК РФ), то применение льготы, предусмотренной п. "б" комментируемой статьи возможно только в отношении товаров, необходимых для обеспечения деятельности как российских, так и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов.

Помимо освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, указанная норма предусматривает льготу по ввозной таможенной пошлине в отношении продукции морского промысла.

В целях государственной поддержки флота рыбной отрасли было принято Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 916 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации", в котором были воспроизведены положения пункта "б" статьи 35 комментируемого Закона.

Таможенное оформление предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, производится таможенными органами РФ, в регионах деятельности которых расположены российские порты. В отношении указанных товаров таможенное оформление и декларирование производится в порядке, установленном для временно вывозимых товаров, с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (Указание ГТК России от 5 октября 1994 года N 01-12/1112 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации").

Для получения данной тарифной льготы такие предметы должны вывозиться под одним из двух таможенных режимов - временного вывоза (Указание ГТК России от 5 октября 1994 года N 01-12/1112) или перемещения припасов (Постановление Правительства РФ от 9 июля 2001 года N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов", Приказ ГТК России от 19 октября 2001 года N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов"). Однако при разрешении спора о правомерности предоставления данной тарифной льготы в отношении предметов, вывезенных под иными таможенными режимами, суды исходят из того, что освобождение от уплаты таможенной пошлины не ставится в зависимость от избранного таможенного режима, а зависит от предназначения товаров и их целевого использования (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2004 г. N Ф03-А24/04-2/135; Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 сентября 2003 г. N Ф03-А51/03-2/2021).

Порядок таможенного оформления продукции морского промысла установлен Инструкцией об особенностях совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами (утверждена Приказом ГТК России от 9 марта 2004 года N 283).

3. В пункте "в" комментируемой статьи речь идет о таможенно-тарифных льготах, предоставляемых иностранным лицам, которые работают в органах внешних сношений зарубежных государств, функционирующих на территории Российской Федерации.

Органы внешних сношений, действующие за рубежом, подразделяются на постоянные и временные. К числу постоянных органов относятся дипломатические и консульские представительства, а также постоянные представительства при международных организациях. Временные дипломатические органы - делегации на конгрессах и конференциях, на переговорах в специальных международных комиссиях (следственных, согласительных и т.д.), группы представителей государств со специальной миссией.

Особенностью правового регулирования порядка предоставления таможенно-тарифных льгот дипломатическим и консульским органам и их сотрудникам является преобладание конвенционных (международно-правовых) норм. Среди универсальных конвенций, определяющих договорную практику по этому вопросу: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенция о специальных миссиях 1969 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 года. Кроме универсальных конвенций, источниками права по этому вопросу могут выступать конвенции о привилегиях и иммунитетах отдельных международных организаций, двусторонние соглашения об установлении дипломатических отношений и учреждении представительств, консульские конвенции и т.д. Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов на основе взаимности.

Соответствующие льготы "перенесены" в Таможенный кодекс РФ (глава 25, статьи 298 - 308).

Таможенно-тарифные льготы дипломатическим представительствам. Для того чтобы обеспечить дипломатическим представительствам возможность эффективно осуществлять предусмотренные международным правом функции без контроля со стороны властей государства пребывания (что вытекает из принципа суверенного равенства государств), предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты, разновидностью которых и являются таможенные льготы.

Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. Отметим, что полного освобождения от всех видов таможенных платежей не предусмотрено. Дипломатические представительства уплачивают таможенные сборы за хранение, сборы за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов, некоторые другие таможенные платежи (плату за информирование и консультирование и т.д.).

Среди товаров, ввозимых дипломатическими представительствами для официального пользования: автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары и др. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатических представительств подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями и т.д., направляемыми руководителем дипломатического представительства в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом. Количество машин, которые могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций для официального (служебного) пользования, устанавливается МИД России.

В целях недопущения использования дипломатических льгот для извлечения дохода исходя из принципа несовместимости дипломатического представительства с коммерческой деятельностью (ст. 42 Венской конвенции 1961 года), таможенное законодательство может устанавливать ограничения в отношении некоторых товаров, предназначенных для официального пользования дипломатического представительства. Устанавливается, например, срок обновления или замены автомашины. Сейчас он составляет три года. В случае нарушения этой нормы обновление автомобиля возможно только при уплате таможенных платежей в полном размере. При отчуждении автомобиля до истечения трехлетнего срока с момента его ввоза необходимо получить разрешение на совершение такой сделки от таможенного органа, в котором данный автомобиль состоит на учете.

Таможенно-тарифные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства сводятся к предоставлению дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через российскую таможенную границу товары, предназначенные для их личного пользования (включая товары для первоначального обзаведения), с освобождением от таможенных платежей. В соответствии с принципом законности данная таможенно-тарифная льгота предоставляется при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенно-тарифные льготы для сотрудников административно-технического персонала (референты, переводчики, бухгалтеры, секретари и т.д.). Сотрудники административно-технического персонала и проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить в Россию товары, предназначенные для первоначального обзаведения, с освобождением от таможенных платежей.

С точки зрения международного права ничто не препятствует отдельным государствам на основе взаимности распространять таможенно-тарифные льготы, предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, на весь персонал дипломатического представительства, то есть как на дипломатических агентов, так и на административно-технический и обслуживающий персонал.

Таможенно-тарифные льготы для консульских представительств и членов их персонала аналогичны льготам, предоставляемым соответствующим категориям персонала дипломатического представительства.

Таможенно-тарифные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров предоставляются на основе взаимности и сводятся к освобождению товаров, предназначенных для личного пользования, от таможенных платежей при их перемещении через российскую таможенную границу.

Таможенно-тарифные льготы представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудникам иностранных делегаций, которые приезжают в Россию для участия в межгосударственных переговорах, международных совещаниях или с другими официальными поручениями, аналогичны льготам, предусмотренным для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства (Конвенция о специальных миссиях 1969 года).

Таможенно-тарифные льготы для международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств устанавливаются в соответствующих международных договорах Российской Федерации.

Сотрудники международных организаций пользуются, как правило, функциональными (то есть действующими в течение срока исполнения служебных обязанностей) привилегиями и иммунитетами. Руководящие должностные лица международных организаций наделяются значительным объемом привилегий и иммунитетов, близким или равным объему дипломатических привилегий и иммунитетов.

Двусторонними и многосторонними международными договорами определены таможенные льготы для следующих международных организаций, их представительств в России, персонала этих организаций и представительств, а также членов их семей: Организация Объединенных Наций; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО); Международный валютный фонд; Международный банк реконструкции и развития; Международная финансовая корпорация; Международная ассоциация развития; представительство Комиссии Европейских сообществ; Европейский банк реконструкции и развития; Международный научно-технический центр; Международная организация по миграции; Международный комитет Красного Креста; Международный центр научной и технической информации; Международный инвестиционный банк; Международный банк экономического сотрудничества; Международная организация космической связи "Интерспутник"; Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности "Интерэлектро"; Объединенный институт ядерных исследований; Межгосударственный экономический комитет Экономического союза; Межгосударственный банк; Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ; Межгосударственный авиационный комитет; Межгосударственный статистический комитет СНГ; постоянное представительство Европейского космического агентства; Бюро Международной организации труда; Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"; Евразийская патентная организация; Международный центр по информатике и электронике (ИнтерЭВМ); Совет Европы; Совет по железнодорожному транспорту государств СНГ.

В целях систематизации норм, предусматривающих предоставление таможенных льгот, было принято Указание ГТК России от 3 августа 1995 года N 01-12/964 "О таможенных льготах для международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации", но при его применении следует учитывать статьи 300 и 301 Таможенного кодекса РФ.

4. В соответствии с пунктом "г" комментируемой статьи тарифная льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины распространяется на перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, иностранной валюты (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг.

Соответственно освобождению от уплаты таможенной пошлины подлежат:

- денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки (кроме используемых в нумизматических целях);

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки (кроме используемых для нумизматических целей);

- внутренние ценные бумаги: эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

- внешние ценные бумаги: ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам (ст. 1 ФЗ от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

5. В п. "д" комментируемой статьи льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины законодатель распространяет на товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 428 Таможенного кодекса РФ товары и транспортные средства обращаются в федеральную собственность:

1) на основании решения суда (арбитражного суда) при применении конфискации по делам об административном правонарушении или уголовном преступлении - со дня вступления в силу решения суда (арбитражного суда);

2) на основании решения суда (арбитражного суда) при обращении товаров в федеральную собственность в соответствии с пунктом 9 статьи 377 и пунктом 5 статьи 391 ТК РФ - со дня вступления в силу решения суда (арбитражного суда);

3) на основании отказа лица в пользу государства - со дня передачи таможенным органам товаров или транспортных средств по акту приема-передачи.

Обращение товаров в федеральную собственность возможно в отношении следующих товаров:

- невостребованные изъятые товары (по истечении двух месяцев со дня окончания специальной таможенной ревизии);

- товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении которых приобретатели данных товаров отказались от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций.

Следующий случай обращения товаров в федеральную собственность связан с декларированием таможенного режима отказа от товара в пользу государства. Отказ от товара в пользу государства - это таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики. Детально порядок применения указанного таможенного режима урегулирован в ТК РФ (ст. ст. 248 - 251).

Использование режима отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации ввозимого товара на российском рынке. Внешнеторговая практика часто сталкивается со случаями отказа в пользу государства, например в связи со значительным повышением ввозных таможенных пошлин. Если вывоз такого товара с российской таможенной территории оказывается экономически невыгодным, коммерсант, смирившись с его потерей, стремится свести к минимуму материальные убытки и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может поместить товар под один из таможенных режимов - отказ в пользу государства или уничтожения. Первый вариант является предпочтительным. Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации коммерсанта-участника внешнеэкономической деятельности. Кроме того, таможенный режим уничтожения товара (ст. ст. 243 - 247 Таможенного кодекса РФ) производится за счет заинтересованного в этом лица и, следовательно, при прочих равных условиях приводит к дополнительным расходам.

Следует заметить, что комментируемый пункт "д" статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" помимо проанализированных случаев может применяться и к некоторым другим ситуациям (например, к перемещаемому через таможенную границу имуществу, которое переходит в федеральную собственность в порядке наследования).

6. Пунктом "е" статьи 35 комментируемого Закона устанавливается освобождение от обложения таможенной пошлиной товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу в качестве гуманитарной помощи или в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, а также учебных пособий для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений.

Определение гуманитарной помощи содержится в Федеральном законе от 4 мая 1999 года N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", Постановлении Правительства РФ от 4 декабря 1999 года N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации". Кроме того, на основании комментируемого пункта и в развитие названных нормативных правовых актов был принят Приказ ГТК России от 25 мая 2000 года N 429 "Об утверждении Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия)".

Гуманитарная помощь (содействие) - это вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, а также расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).

Не могут относиться к гуманитарной помощи (содействию) подакцизные товары (продукция), за исключением предназначенных для финансируемых из бюджетов всех уровней государственных и муниципальных организаций. К таким организациям относятся, например, лечебные учреждения, дома ребенка, детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры реабилитации инвалидов.

Продажа (полная или частичная) товаров, отнесенных к гуманитарной помощи, запрещена законом (ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 95-ФЗ).

Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи (содействия) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации Федеральная таможенная служба обеспечивает их первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает указанные товары в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения таможенной пошлиной, налогами и от взимания сборов за таможенное оформление.

Решение о принадлежности товаров к гуманитарной помощи принимает Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ (далее - Комиссия). Комиссия на основании решения, оформленного в виде протокола, подписанного председателем Комиссии или его заместителем, выдает удостоверение по установленной форме, подтверждающее принадлежность товаров к гуманитарной помощи. Удостоверение является документом, необходимым в таможенных целях.

Вопросы целевого использования товаров, ввозимых на территорию РФ, в качестве гуманитарной помощи, часто становятся предметом судебных споров. При этом в суде, кроме факта целевого использования гуманитарной помощи, устанавливается также факт получения данного груза организацией, к которой предъявляются претензии (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2004 г. N А56-37668/03; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2004 г. N А56-16711/04).

По данным делам доказывание факта получения гуманитарной помощи и факта ее нецелевого использования возлагается на таможенный орган, принявший оспариваемое решение. Чаще всего иски организаций об отмене решений таможенных органов о взыскании таможенных платежей удовлетворяются в связи с непредставлением таможенным органом указанных доказательств (например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2004 г. N А56-31197/03; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2004 г. N А26-8099/03-27; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2004 г. N А26-5878/03-29; Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1354; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2005 г. N А56-36541/03; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2005 г. N А56-18113/04).

В качестве примера нецелевого использования гуманитарных товаров можно привести их утилизацию. Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателям гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей (нуждающихся лиц), свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты. Следовательно, утилизация гуманитарной помощи влечет обязанность уплатить соответствующие таможенные платежи (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2005 г. N А56-17821/04).

Нецелевым использованием признается также продажа гуманитарных товаров (см. Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года N 1335). Однако разрешается передача части гуманитарной помощи в счет возмещения расходов, связанных с переработкой товаров, относящихся к гуманитарной помощи (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2857).

Таможенное оформление товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий в соответствии с пунктом "е" комментируемой статьи и Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 года N 1041 "О порядке освобождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами", производится без взимания ввозных таможенных пошлин только при представлении в каждом конкретном случае в таможенные органы, производящие таможенное оформление товаров, указаний федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела (письмо ГТК России от 14 августа 1995 г. N 01-13/11485). В соответствии с упомянутым Постановлением Правительства РФ освобождение товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами осуществляется на основании мотивированного представления МЧС России в федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела (ФТС России).

7. Пункт "ж" статьи 35 комментируемого Закона изложен в редакции Федерального закона от 4 мая 1999 года N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (п. 6 ст. 2).

Не подлежат обложению таможенной пошлиной товары, перемещаемые через российскую таможенную границу в качестве безвозмездной помощи, на благотворительные цели по каналам межправительственного и иного международного сотрудничества. В Федеральном законе от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предоставление в соответствии с федеральными законами льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот определено в качестве одной из форм, в которой органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку участникам благотворительной деятельности (п. 3 ст. 18).

Основными требованиями, предъявляемыми к товарам, освобождаемым от уплаты таможенных пошлин по пункту "ж" статьи 35, являются:

- безвозмездный характер поставок. При этом безвозмездность товарной поставки не означает, что лицо, ее осуществляющее, не может выплачивать вознаграждение лицам, привлекаемым для ее осуществления. Безвозмездный характер поставки предполагает, что у лица, принимающего такую помощь, не возникает обязанность имущественного или неимущественного характера;

- осуществление поставки в соответствии с договором, сторонами которого выступают государства, их правительства, а также международные организации (разъяснения относительно использования международными организациями льготы, предусмотренной в пункте "ж" статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе", содержатся в письме ГТК России от 16 мая 1996 года N 06-10/8726 "О предоставлении таможенных льгот религиозным организациям");

- благотворительный характер помощи, проявляющийся в первую очередь в ее адресатах (благополучателях), которыми, как правило, являются малообеспеченные физические лица или лица, нуждающиеся в социальной адаптации и социальной защите; дети, не имеющие родителей, дошкольные или иные детские учреждения; инвалиды, престарелые или организации, осуществляющие уход за ними; физические лица, нуждающиеся в медицинской помощи, или медицинские учреждения; образовательные учреждения, а также учреждения науки, культуры или искусства; религиозные организации; учреждения пенитенциарной системы и др. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Особо следует упомянуть оказание безвозмездного технического содействия. Товарные поставки, осуществляемые в рамках такого содействия, также освобождаются от уплаты таможенных пошлин. В Федеральном законе от 4 мая 1999 года N 95-ФЗ техническая помощь (содействие) определяется как вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление от 17 сентября 1999 года N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием").

Для производства таможенного оформления и получения тарифной льготы, предусмотренной в пункте "ж" статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе", получатель товаров или декларант предъявляет таможенному органу оригинал удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к технической помощи (содействию), выданного на основании решения Комиссии по вопросам международной технической помощи при Правительстве РФ (далее - Комиссия).

Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи (содействия), утверждена Приказом ГТК России от 8 октября 2000 года N 911.

Особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых в качестве безвозмездной технической помощи или временно ввозимых (вывозимых) в рамках реализации международных соглашений Российской Федерации в области разоружения, установлены в Постановлении Правительства РФ от 24 января 1994 года N 39 "Об освобождении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями в области разоружения, от таможенной пошлины".

Товары, получившие тарифную льготу в соответствии с пунктом "ж" статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе", должны использоваться исключительно для целей технической помощи, предназначенной конкретным получателям, и не могут быть переданы третьим лицам, не являющимся участниками проектов и программ технической помощи, проданы или сданы в аренду. Таможенные органы, в регионе деятельности которых находятся получатели товаров, ввозимых с предоставлением льгот по уплате ввозимых таможенных пошлин, ведут учет стоимостных объемов таких товаров и осуществляют контроль за целевым использованием товаров получателями после их выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом. При установлении Комиссией нарушений целевого использования условно выпущенных товаров таможенные органы требуют уплаты сумм ввозных таможенных пошлин и выполнения иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

8. Освобождаются от уплаты таможенной пошлины и товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран (п. "з" комментируемой статьи).

В данном случае речь идет о таможенном режиме международного таможенного транзита товаров, который в соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса РФ представляет собой режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер нетарифного регулирования (контингентирования, лицензирования).

Определение транзита, используемое в международной торговой практике, содержится в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). В статье V ГАТТ закреплено: "Товары (включая багаж), а также суда и другие транспортные средства должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся Стороны, когда проход через такую территорию, с перегрузкой товара, со складированием его, с дроблением партий товара, с переменой вида транспорта или без таковых операций, является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через территорию которой совершается движение груза. Движение такого характера называется в настоящей статье "транзитными перевозками". В целях стимулирования международного транзита в ГАТТ (п. 3 ст. V) закреплен принцип полного налогового освобождения транзитных перевозок товаров и транспортных средств: "Транзитные перевозки... должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных и других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг".

Особенностью правового регулирования таможенного режима транзита товаров является активное использование международно-правовых договоров и соглашений.

Российская Федерация участвует в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Женева, 1975 год), Соглашении о порядке транзита (Москва, 1992 год), Соглашении о порядке таможенного оформления транзитных грузов (Алма-Ата, 1992 год), Соглашении о порядке транзита через территории государств-участников СНГ (Минск, 1999 год) и др. Положения, касающиеся тарифных льгот в отношении транзитных товаров, могут содержаться в двусторонних договорах и соглашениях. Так, например, в силу статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исландии о воздушном сообщении (Рейкьявик, 1998 год), "багаж и груз, следующие прямым транзитом, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами и другими подобными платежами и сборами".

Таможенный кодекс РФ (ст. 169) закрепляет разрешительный порядок предоставления режима международного транзита. Регламентация таможенного режима международного транзита товаров не устанавливает каких-либо специальных ограничений, касающихся номенклатуры, количества, предназначения товаров, которые могут быть помещены под данный таможенный режим. Таможенный кодекс РФ не содержит особых условий, ограничивающих использование способов (форм) транспортировки помещенных под таможенный режим международного транзита товаров, а также устанавливает свободу выбора путей и направлений, по которым осуществляется транзит товаров по территории России, если иное не установлено Правительством РФ.

Одним из условий помещения под таможенный режим международного транзита и получения тарифной льготы является соблюдение требования сохранять товары в неизменном состоянии (кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения) и не использовать их в каких-либо иных целях, кроме транзита.

9. Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом РФ, также освобождаются от уплаты таможенной пошлины (п. "и" комментируемой статьи).

Предназначение товаров (для коммерческих или некоммерческих целей) устанавливается исходя из их характера и количества, частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи. Так, перемещение через таможенную границу товаров, обычно не используемых в быту (сырье, грузовики и т.д.), дает основание таможенному органу полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если декларант не докажет обратное. О коммерческом характере дальнейшего использования товаров может свидетельствовать и значительно превышающее потребность декларанта и членов его семьи количество однородного товара (одного наименования, фасона, цвета и т.д.). Периодический ввоз или вывоз одним и тем же лицом однородных товаров также может свидетельствовать о коммерческих целях перемещения товаров, опять-таки если декларант не докажет иного.

В соответствии со ст. 281 Таможенного кодекса РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тысяч рублей. В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами (Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 года N 718).

Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышает 35 килограммов.

Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 тыс. рублей.

Автомобили могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, физическими лицами:

а) постоянно проживающими в Российской Федерации, - в случае ввоза ими автомобилей, происходящих с территории бывшего СССР либо выпущенных в свободное обращение на его территории, находившихся в собственности указанных лиц либо членов их семей по состоянию на 31 декабря 1991 г.;

б) признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющимися из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства - в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация или другое государство-участник СНГ и которые были приобретены указанными лицами до въезда в Российскую Федерацию.

10. Льгота, предусмотренная пунктом "н" ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе", распространяется на промышленно-техническое оборудование, которое поставляется в Россию в счет кредитов, предоставляемых иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Данная тарифная льгота не может быть применена к подакцизным товарам.

В рассматриваемом случае освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины производится на основании соответствующих международно-правовых договоров с участием Российской Федерации.

Особый порядок предоставления тарифных льгот предусмотрен для оборудования и комплектующих изделий, ввезенных в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации, не предусматривающими освобождение поставляемых товаров от таможенных пошлин, либо под гарантии Правительства РФ.

11. Пункт "п" статьи 35 комментируемого Закона введен Федеральным законом от 27 мая 2000 года N 74-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" в связи с реализацией Президентской программы "Дети России".

Перечень приобретаемого за счет целевых средств федерального бюджета оборудования для производства детского питания (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 1004. Кроме перечня оборудования в нем содержатся также наименования конкретных предприятий-получателей, реквизиты контрактов, в соответствии с которыми ввозится оборудование. Порядок таможенного оформления указанного оборудования осуществляется в соответствии с распоряжением ГТК России от 24 января 2001 г. N 54-р "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин и НДС, пеней и штрафов".

12. На товары (оборудование, включая комплектующие и запасные части к нему) в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации Перечнем, ввезенные (ввозимые) на таможенную территорию Российской Федерации по договорам (соглашениям, контрактам), финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 года включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства РФ, распространяется тарифная льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины (п. "р" комментируемой статьи).

Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. N 626 "Об освобождении от обложения таможенной пошлиной отдельных товаров (оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему)" были утверждены:

- Перечень товаров (оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему), ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию Российской Федерации по договорам (соглашениям, контрактам), финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 г. включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации;

- Перечень организаций и заключенных ими договоров (соглашений, контрактов) на поставку товаров (оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему), финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 г. включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации.

Во исполнение данного Постановления Правительства был принят Приказ ГТК России от 13 ноября 2003 г. N 1282 "Об освобождении от обложения таможенной пошлиной отдельных товаров (оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему)". В соответствии с указанными актами не уплачиваются таможенная пошлина, а также пени и штрафы в связи с ее неуплатой в отношении оборудования (включая комплектующие и запасные части к нему), помещаемого или помещенного до внесения соответствующего изменения в Закон "О таможенном тарифе" под таможенные режимы выпуска для свободного обращения и временного ввоза, ввозимого на таможенную территорию РФ организациями согласно заключенным договорам (соглашениям, контрактам). Начисленные таможенные пошлины (пени и штрафы) также не подлежат взысканию. Однако возврат ранее уплаченных таможенных пошлин в отношении ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, а также пеней и штрафов в связи с несвоевременной их уплатой не производится.

13. Пункт "с" статьи 35 комментируемого Закона распространяет тарифную льготу на суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов.

Данный пункт был включен в текст комментируемого Закона Федеральным законом от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием российского международного реестра судов". Для предоставления тарифной льготы декларант в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.

Введение данной тарифной льготы, наряду с налоговой (нулевая ставка НДС) должно содействовать развитию торгового флота и судостроительной промышленности России. Подобные благоприятные экономические условия существуют во многих зарубежных странах, уже создавших подобные реестры. С 1992 года из 211 судов, построенных для Российской Федерации, более 90% выходят в море под иностранными флагами. Таким образом, океанского грузового флота, имеющего регистрацию в морских портах, в России практически нет. Вместе с тем сохраняется уплата ЕСН, государственной пошлины за регистрацию и ее продление. Переход российских судов на плавание под отечественным флагом должен принести в бюджет дополнительные средства (за счет поступления налоговых доходов от ЕСН и государственной пошлины), а также будет содействовать привлечению в отрасль дополнительных иностранных инвестиций.

В соответствии со ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

1) Государственном судовом реестре;

2) судовой книге;

3) бербоут-чартерном реестре;

4) Российском международном реестре судов.

В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Данную тарифную льготу можно получить при соблюдении следующих условий:

- судно должно быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов;

- должна быть уплачена государственная пошлина за регистрацию судна;

- декларант должен представить в таможенный орган свидетельство о государственной регистрации судна в указанном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины.