Предоставление тарифных льгот

 

Комментарий к статье 37 Закона РФ "О таможенном тарифе": Предоставление тарифных льгот

 

Комментируемая статья определяет порядок предоставления льгот по уплате таможенной пошлины применительно к ряду категорий товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и вывозимых с нее.

1. Объектом тарифных льгот, предусмотренных в комментируемой статье, являются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимые с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом РФ.

Поскольку комментируемый Закон был принят раньше Таможенного кодекса РФ, в данной норме не уточняется, о каких конкретно таможенных режимах идет речь. Приведенному в комментируемой статье описанию льготы соответствуют, например, таможенные режимы реимпорта, международного транзита, переработки на таможенной территории, временного ввоза, временного вывоза, переработки вне таможенной территории, реэкспорта.

2. Другим объектом тарифных льгот, предусмотренных комментируемой статьей, являются товары, вывозимые в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.

Развитие внешнеэкономических связей предполагает активизацию коммерческих операций по международному обмену техническими услугами, научно-техническими знаниями, заключение разнообразных соглашений о международном производственно-техническом сотрудничестве. Одной из важных форм государственного стимулирования внешнеэкономических связей по указанному направлению является предоставление тарифных льгот в отношении товаров, вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом. Как правило, такие льготы устанавливаются в соответствующих межправительственных соглашениях. Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о сотрудничестве в строительстве газопроводов на территории Союзной Республики Югославии (Москва, 11 апреля 1996 года) предусматривается (ст. 6), что "Российская Сторона на период до завершения строительства газопроводов предоставит российским предприятиям льготы в виде освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин при комплектных и других поставках машин и оборудования, материально-технических и других ресурсов, используемых в строительстве указанных газопроводов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".

Аналогичная норма содержится, например, в Протоколе к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года (Протокол подписан в Москве 27 ноября 1999 года).

В пункте 2 статьи 3 Протокола устанавливается, что предметы материально-технического назначения, включая суда, оборудование, комплектующие, запасные части и иные товары (кроме подакцизных), предназначенные для строительства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта магистрального газопровода, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, освобождаются от налогов, сборов, таможенных пошлин и иных подобных платежей, за исключением таможенных сборов за таможенное оформление, на период до 31 декабря 2007 года включительно. В случае использования указанных предметов не по назначению или их последующей реализации таможенные пошлины, налоги, сборы и иные подобные платежи взимаются в общеустановленном порядке.

3. Тарифные льготы предоставляются в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд.

Правовые основы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд закреплены в Федеральном законе от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для государственных нужд". Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

Под федеральными государственными нуждами понимают потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Одной из целей поставки продукции для федеральных государственных нужд является обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О поставках продукции для государственных нужд"). Вывоз такой продукции подпадает под действие тарифных льгот в соответствии с комментируемой статьей Закона РФ "О таможенном тарифе".

4. Тарифные льготы предоставляются также в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей организациям с иностранными инвестициями установлен статьями 131, 363 Таможенного кодекса РФ, статьями 34, 35 и 37 комментируемого Закона, статьей 16 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 года N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями".

Освобождение от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации с иностранными инвестициями, предоставляется таможенным органом, производящим таможенное оформление таких товаров, при одновременном выполнении следующих требований:

1) соответствие характеру товаров - товары не являются подакцизными и относятся к основным производственным фондам (то есть товары (предметы) имеют код по "Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94", служат более года, имеют стоимость не менее пятидесятикратного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу, соответствуют иным требованиям, указанным в Классификаторе);

2) соответствие сведениям, заявленным в учредительных документах, - товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала, по стоимости и количеству не превышают указанного в учредительных документах размера вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал, непосредственно используются в тех видах деятельности (производстве товаров и услуг), которые указаны в учредительных документах организации;

3) соответствие данным бухгалтерского учета - при наличии обязательства о том, что в установленные сроки будут представлены документы, подтверждающие, что ввезенные товары приняты к бухгалтерскому учету и отнесены на балансовый счет "Основные средства" согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" содержится отдельная статья, посвященная льготам, предоставляемым иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей. В соответствии со ст. 16 упомянутого Закона "льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".

В связи с поступающими запросами таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности относительно правовых оснований предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями, ФТС России в своем письме от 21 октября 2005 года N 01-06/36775 разъяснила, что льготы по уплате таможенных пошлин могут предоставляться таможенными органами на основании Закона РФ "О таможенном тарифе", Постановления Правительства РФ от 23 июля 1996 года N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями". Что касается статьи 16 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", то содержащаяся в ней норма "не является нормой прямого действия, и до внесения соответствующих изменений в вышеназванные нормативные правовые акты Российской Федерации сохраняются действующие условия и порядок предоставления указанных льгот для товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями".

Судебная практика отмечает, что одним из условий предоставления комментируемой тарифной льготы является соблюдение сроков, установленных учредительными документами, для внесения как первоначальных (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.07.2004 N А79-7060/2003-СК1-6773), так и дополнительных вкладов в уставный капитал общества (Постановление ФАС Московского округа от 14.07.2004 N КА-А40/5618-04). Что касается тарифных льгот в отношении дополнительных вкладов иностранных инвесторов, то право на льготу в отношении такого вклада возникает только с государственной регистрации увеличения суммы уставного капитала (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2004 г. N Ф08-3359/04-1285А; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2003 г. N Ф08-416/03-158А).