Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 27. Таможенное декларирование товаров

 

Оглавление

 

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с комментируемым Кодексом.
В переходных положениях комментируемого Кодекса содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. Положениями ст. 368 комментируемого Кодекса предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа ТС) на уровне глав государств - членов ТС декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом, т.е. декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели - будут декларировать товары только таможенным органам РФ. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.
В настоящем комментарии представлены новеллы таможенного декларирования.
Таможенное декларирование представляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу, а также товаров, уже перемещенных через таможенную границу, таможенная процедура которых изменяется (в том числе и при отсутствии факта перемещения товаров через таможенную границу), либо иных товаров, которые подлежат таможенному декларированию.
Иные товары, подлежащие декларированию, устанавливаются гл. 34 - 36, 42 комментируемого Кодекса соответственно: отходы, образованные в результате переработки товаров, остатки, образованные в результате переработки товаров, отходы, образованные в результате уничтожения товаров.
Способы заявления сведений о товарах, необходимых для таможенных целей, согласно п. 3 ст. 179 комментируемой главы могут осуществляться в двух формах: письменной и (или) электронной. До вступления в действие комментируемого Кодекса в российском законодательстве действовали еще две формы: устная, которая применялась в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (например, при перемещении товаров в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей), и конклюдентная (применялась при использовании "зеленого коридора", при выборе которого предполагалось, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию).
Согласно ст. 180 комментируемой главы в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, при таможенном декларировании товаров применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары (в российском таможенном законодательстве действовала ГТД - грузовая таможенная декларация) (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций");
2) транзитная декларация (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации");
3) пассажирская таможенная декларация (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации");
4) декларация на транспортное средство.
Формы и порядок заполнения таможенной декларации - единые на всей территории ТС, так как определяются решениями КТС.
Формы и порядок заполнения декларации на товары определены решением КТС от 20.05.2010 N 257, которым предусмотрено, что форма декларации на товары и Инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступают в силу с 1 января 2011 г. До их вступления в силу применяются предусмотренные законодательством государств - членов ТС формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.
Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в РФ применяются формы бланков "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД2)", "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД4)" и порядок их заполнения (Приказ ФТС России от 3 августа 2006 г. N 724 "Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации"; Приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации"; Приказ ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей").

Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением КТС от 20.05.2010 N 263 (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары"), предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в качестве декларации на товары с представлением письменного заявления или перечня товаров. В частности, при соблюдении предусмотренных указанной Инструкцией условий может использоваться письменное заявление в отношении экспресс-грузов по установленной форме, а в отношении других товаров - в произвольной форме, но с обязательным указанием определенных сведений.

Представление перечня товаров, например, допускается в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) (гл. 37 комментируемого Кодекса) или временного вывоза (гл. 38 комментируемого Кодекса) на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации, определены комментируемым Кодексом с возможностью сокращения их количества решением КТС либо национальным законодательством государств - членов ТС.
Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, установлены решением КТС (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации").

Согласно ст. 180 комментируемой главы подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено комментируемым Кодексом, решением КТС либо законодательством государств - членов ТС в случаях, предусмотренных решением КТС. Таким образом, по сравнению с российским законодательством на уровне закона установлена обязанность декларанта при подаче в том числе декларации на товары подавать в таможенные органы ее электронную копию. При использовании транспортных (перевозочных) документов в качестве декларации на товары либо транзитной декларации, а также при подаче пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство, а также при подаче письменного заявления или перечня товаров электронная копия не требуется (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации"; решение КТС от 20 мая 2010 г. N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары").

Непосредственно комментируемой главой установлен предельный перечень документов, которым сопровождается подача таможенной декларации таможенному органу. Указанный в ст. 183 комментируемой главы перечень документов может быть только сокращен в соответствии с таможенными законодательствами ТС и государств - членов ТС.
Кроме того, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено комментируемым Кодексом, т.е. в подтверждение только тех сведений, которые необходимы в связи с заполнением таможенной декларации.
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, перечень документов еще более ограничен (количество сокращено с 13 до 7). Это фактически означает запрет для таможенного органа требовать документы, не предусмотренные ст. 183 комментируемой главы.
Пунктом 3 ст. 183 установлено: если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при ее подаче, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов ТС, после выпуска товаров (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров").

В российском законодательстве (п. 5 ст. 131 ТК РФ) было предусмотрено, что, если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта таможенные органы разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации. В этом случае декларант должен был оформить в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок. Положения ТК РФ по представлению документов - более сложная форма, чем установлено комментируемой главой по данному вопросу.
В подп. 12 п. 1 ст. 183 комментируемой главы установлено, что при таможенном декларировании необходимо представлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов ТС.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее в настоящем комментарии - Федеральный закон N 173-ФЗ) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля (Банк России) и агентов валютного контроля (таможенные органы РФ).
Таким образом, Федеральный закон N 173-ФЗ регулирует валютные правоотношения в Российской Федерации, при этом никаких исключений в отношении Республики Беларусь и Республики Казахстан не предусмотрено. В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках ТС будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Валютное законодательство РФ состоит не только из Федерального закона N 173-ФЗ, но и принятых в соответствии с ним актов валютного законодательства РФ. В том числе Банк России принял Инструкцию от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Действие указанной Инструкции N 117-И распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории РФ за вывозимые с территории России товары и ввозимые на нее, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.
Действие Инструкции не распространяется на валютные операции, указанные выше, осуществляемые:
- между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
- между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ Правительством РФ (так как они осуществляют все виды валютных операций без ограничений);
- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату его заключения (Планом мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной продукции, одобренным протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 N 100, предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммы договора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспорта сделки, до 20 тыс. долларов США в эквиваленте, а также увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней).

С 01.11.1996 российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством РФ для исполнения текущих валютных операций, обеспечивать ввоз на таможенную территорию России эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами.
К внешнеторговым бартерным сделкам относятся сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых сделок").

В России базовым документом государственного контроля исполнения требований при совершении внешнеторговых бартерных сделок является паспорт бартерной сделки, который оформляется Минпромторгом России или его территориальным управлением по месту регистрации российского лица. По каждому бартерному контракту оформляется один паспорт бартерной сделки независимо от даты заключения договора.
В соответствии с требованиями, установленными в целях валютного контроля и контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и о государственном регулировании внешнеторговой деятельности:
- представление паспорта сделки и указание его реквизитов в таможенной декларации требуются при помещении товаров под заявляемую таможенную процедуру, если перемещение товаров через таможенную границу либо изменение их таможенной процедуры осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством и иными правовыми актами России распространяется требование об оформлении паспорта сделки;
- не требуется представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки.
Таким образом, документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством - это паспорт сделки либо паспорт бартерной сделки.
Если в документах, указанных в п. 1 (подп. 1 - 13) ст. 183 комментируемой главы, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Так, к документам, сопровождающим подачу таможенной декларации, подп. 8 п. 1 ст. 183 комментируемой главы отнесены документы, на основании которых был заявлен классификационный код по ЕТН ВЭД ТС.
К таким документам могут относиться документы, содержащие:
- сведения о составе товара (если в ЕТН ВЭД ТС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре);
- сведения о процессах переработки и видах переработки товара (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ЕТН ВЭД ТС, является вид обработки товара или степень обработки товара): технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса и т.п.;
- сведения о технических характеристиках товара и принципе действия (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ЕТН ВЭД ТС, является вес, размер, мощность, производительность и т.п.): техническая документация (чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя и т.п.).
В случае отсутствия при декларировании каких-либо документов или сведений, а также при необходимости подтверждения сведений о товаре и классификационном коде, заявленном в таможенной декларации, таможенный орган запрашивает соответствующие документы (перечень которых указывается в уведомлении декларанта) или направляет в экспертную организацию образцы для исследования.
Статья 185 комментируемой главы определяет срок подачи таможенной декларации.
Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца.
Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории ТС, подается до их убытия с нее, если иное не установлено комментируемым Кодексом.
Кроме того, п. 3 ст. 185 комментируемой главы особо оговаривает срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате.
В ТК РФ было определено, что таможенная декларация на ввозимые товары должна была быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия либо со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. При этом была предусмотрена возможность продления данного срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (4 месяца). В соответствии с комментируемым Кодексом таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который так же, как и в ТК РФ, не может превышать 4 месяцев, т.е. по законодательству ТС декларанту не придется лишний раз обращаться за решением в таможенный орган.
Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов ТС регистрировать таможенные декларации.
Новеллой комментируемого Кодекса является изменение в понятийном аппарате: вместо термина "принятие таможенной декларации" используется термин "регистрация таможенной декларации".
Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением КТС.
Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии, необходимых документов фиксируются таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.
Решением КТС установлен порядок регистрации, отказа в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров"). При наличии оснований для отказа в регистрации декларации на товары, в том числе если в качестве декларации на товары используются заявление или перечень, должностное лицо до истечения срока, не превышающего двух часов с момента подачи декларации на товары, оформляет лист отказа в регистрации в двух экземплярах по форме, установленной приложением к указанному решению КТС, с обязательным указанием причин отказа в регистрации декларации на товары.

Важным вопросом при таможенном декларировании является установление правомочия лиц, которые могут выступать в качестве декларантов товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС. Статья 186 комментируемой главы устанавливает лиц, которые могут выступать декларантами при таможенном декларировании.
В сравнении с российским законодательством усилена норма, позволяющая выступать в качестве декларанта иностранным лицам, имеющим представительства на территориях государств - членов ТС. При заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления (гл. 30 комментируемого Кодекса) эти иностранные лица могут выступать в качестве декларантов только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств.
Основополагающим направлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту национальных экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль.
В соответствии с законодательством ТС таможенный контроль основан на идеологии анализа и управления рисками, в соответствии с которой определение стратегии таможенного контроля - это компетенция таможенных органов.
Самостоятельность таможенной службы в вопросах таможенного администрирования закреплена Киотской конвенцией. Проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, обеспечивает реальную возможность таможенных органов предотвратить их ввоз, вывоз или оборот на территории страны в ущерб интересам государства, а также отечественных производителей и потребителей, в связи с чем таможенный контроль, в том числе выбор форм таможенного контроля, это, по сути, основное средство таможенного администрирования, относящееся к исключительной компетенции таможенных органов.
Согласно положениям комментируемого Кодекса таможенные органы осуществляют выборочные проверки товаров, в том числе на основании профилей рисков, только в том случае, если есть вероятность нарушения таможенного законодательства.
Статьей 189 комментируемой главы установлена новая норма, касающаяся ответственности декларанта. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов ТС за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 комментируемой главы, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием СУР. Это важно с точки зрения правоприменительной и судебной практики, так как таможенный контроль (в соответствии с разд. 3 комментируемого Кодекса) - выборочный, т.е., например, таможенный досмотр товаров может быть выполнен на 100% (любой иной %) или 0% на усмотрение таможенного органа. Норма ст. 189 означает, что вне зависимости от того, был ли досмотрен товар или нет, ответственность за недостоверность заявленных сведений несет декларант.
Статья 191 комментируемой главы дифференцированно подходит к вопросу внесения изменений в таможенную декларацию до выпуска и после выпуска товаров.
До выпуска товаров сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 191.
Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением КТС (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров").

В соответствии со ст. 192 комментируемой главы установлено, что до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана. При отзыве таможенной декларации новая таможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров (срок установлен гл. 25 комментируемого Кодекса).
На товары ТС таможенная декларация может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории ТС, а также после принятия решения таможенными органами о выпуске товаров.
Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров (гл. 16 комментируемого Кодекса), заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства ТС, влекущих административную или уголовную ответственность (на территории России действуют положения КоАП РФ и УК РФ).
Статьей 193 комментируемой главы установлен порядок предварительного таможенного декларирования товаров, который отличен от российского законодательства.
Применение предварительного таможенного декларирования товаров позволяет значительно упростить и ускорить таможенные процедуры, предоставляет возможность заинтересованным лицам документально оформить товары до их фактического ввоза на таможенную территорию ТС. Кроме того, любое заинтересованное и правомочное лицо имеет право подать предварительную декларацию.
Новеллы ст. 193 комментируемой главы следующие.
1. Таможенная декларация будет считаться предварительной, если она подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию ТС. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса ввоз товаров на таможенную территорию ТС - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ТС любым способом, включая пересылку в МПО, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

2. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных.
3. В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.
4. Если после ввоза товаров на таможенную территорию ТС декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию в порядке, предусмотренном ст. 192 комментируемой главы.
5. Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена ТС, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске (гл. 28 комментируемого Кодекса) таких товаров. Это является прогрессивной нормой по сравнению с ТК РФ, который устанавливал, что при предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию. Положения комментируемого Кодекса позволят расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров, в том числе с использованием предварительного декларирования.
В российском законодательстве, действовавшем до вступления в силу комментируемого Кодекса, было установлено следующее.
1. Предварительная таможенная декларация могла быть подана на ввозимые иностранные товары как до их прибытия на таможенную территорию РФ, так и после их прибытия, но до завершения процедуры внутреннего таможенного транзита.
2. Предварительная таможенная декларация должна была быть подана тому же таможенному органу, которому будут предъявлены товары.
3. Товары, сведения о которых заявлены в предварительной таможенной декларации, должны быть предъявлены в таможенный орган в срок, не превышающий 15 дней со дня принятия данной предварительной таможенной декларации.
4. Если для декларирования отдельных видов товаров в РФ был установлен определенный таможенный орган, то предварительная таможенная декларация также должна была быть подана в этот таможенный орган.
5. Проверка сведений, заявленных в предварительной таможенной декларации, производилась на основании представленных документов и копий документов. Если таможенным органом было принято решение о необходимости проведения таможенных осмотра или досмотра, то выпуск товаров производился после указанных форм таможенного контроля.
6. В соответствии с российским законодательством, если товары не были предъявлены в таможенный орган, принявший предварительную таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, то она считалась неподанной. В этом случае товары, сведения о которых были заявлены в ней, декларировались таможенному органу в соответствии с общеустановленным порядком.
Согласно ст. 194 комментируемой главы установлено, что в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством ТС и (или) государств - членов ТС могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:
1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования, - иными словами, использование неполных таможенных деклараций.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ неполная таможенная декларация может быть подана как в отношении вывозимых, так и в отношении ввозимых товаров.
Согласно ТК РФ неполное таможенное декларирование допускается при условии заявления декларантом только сведений:
- позволяющих идентифицировать товары по совокупности количественных и качественных характеристик;
- подтверждающих соблюдение запретов и ограничений;
- необходимых для исчисления и уплаты таможенных платежей;
- необходимых для выпуска товаров.
При вывозе товаров неполная таможенная декларация может быть подана, если декларант не располагает сведениями о транспортных средствах, на которых будут вывозиться товары, транспортных (перевозочных) документах, получателе, стране назначения товаров и пунктах пропуска через Государственную границу РФ. При вывозе товаров недостающие сведения подаются после убытия товаров с территории Российской Федерации в срок, установленный ТК РФ. Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
При ввозе товаров неполная таможенная декларация может быть подана, если декларант не может указать сведения об отдельных документах, которые не представлены одновременно с ней. При ввозе товаров недостающие сведения подаются в срок, установленный ТК РФ, который не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом;
2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени - иными словами, использование периодического декларирования.
Согласно ст. 136 ТК РФ периодическое таможенное декларирование позволяет подавать одну таможенную декларацию на все товары, перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом в течение определенного периода времени.
Положения ТК РФ применимы как к ввозимым иностранным товарам, так и к вывозимым иностранным и российским товарам.
В соответствии с ТК РФ при периодическом декларировании товаров должны соблюдаться предельные сроки временного хранения иностранных товаров и сроки уплаты таможенных платежей.
Применение периодического таможенного декларирования в отношении российских товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, производится в соответствии со ст. 138 ТК РФ.
Периодическое таможенное декларирование для иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию, ст. 68 ТК РФ предусмотрено только для лиц, получивших право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления товаров (согласно комментируемому Кодексу это уполномоченные экономические операторы).
При декларировании иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории РФ в течение определенного периода времени, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией, может применяться неполная периодическая таможенная декларация (ст. 135, 136 ТК РФ). Например, при декларировании вывозимых продуктов переработки при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в соответствии с гл. 34 комментируемого Кодекса.
Неполная периодическая таможенная декларация подается в сроки, согласованные с таможенным органом, до убытия товаров с территории РФ. Сведения о транспортных средствах, на которых будут вывозиться товары, транспортных (перевозочных) документах, стране назначения, получателе и пунктах пропуска через Государственную границу РФ в неполной периодической таможенной декларации могут не указываться. После погрузки товаров на транспортное средство в соответствующие графы копии неполной периодической таможенной декларации декларантом дополнительно вносятся сведения о количестве погруженных товаров, номерах транспортных средств, транспортных (перевозочных) и имеющихся в распоряжении декларанта коммерческих документах;
3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи - иными словами, временное периодическое декларирование (См.: настоящий комментарий к гл. 47);
4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени (До издания и вступления в действие актов таможенного законодательства, устанавливающих особенности декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного времени, следует руководствоваться положениями Приказа ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 "Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов").

Случаи, установленные подп. 1 - 4, определяются на уровне национального законодательства, хотя комментируемый Кодекс не исключает возможности их определения на уровне таможенного законодательства ТС.