Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

 

Оглавление

 

Комментируемой главой определены вопросы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на таможенной территории ТС.
Предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:
1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров");

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами (Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин") и (или) законодательством государств - членов ТС;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории (гл. 37 комментируемого Кодекса);
4) при выпуске товаров в соответствии со ст. 198 комментируемого Кодекса (выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получение заключения эксперта);
5) в иных случаях, предусмотренных комментируемым Кодексом, международными договорами и (или) законодательством государств - членов ТС.
В перечень не включены такие случаи, предусмотренные ТК РФ, как условный выпуск товаров или хранение иностранных товаров под таможенным контролем. Таким образом, сокращая случаи, когда требуется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, комментируемым Кодексом предусмотрена возможность расширения перечня на уровне норм национального законодательства государств - членов ТС.
Согласно ст. 85 комментируемой главы обеспечение уплаты не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро. В законодательстве РФ эта сумма была определена в размере 20 тыс. руб. Одновременно комментируемой главой предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства иных случаев, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиками, т.е. декларантом, либо иными лицами, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 комментируемого Кодекса). При этом при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение может вноситься также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (в ТК РФ обеспечение могло вноситься только лицами, перевозящими товары).
Согласно п. 6 ст. 85 комментируемой главы возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.
Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены те же, что и в российском законодательстве (термин российского законодательства "денежный залог" заменен на термин комментируемого Кодекса "денежные средства").
Согласно комментируемой главе уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается денежными средствами, банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. При этом законодательством государств - членов ТС могут быть предусмотрены иные способы обеспечения (в российском законодательстве иных форм обеспечения не установлено) (Такая резервная норма сохранена для Казахстана, где применяются и другие формы обеспечения уплаты). Плательщик вправе выбрать любой способ обеспечения.

Порядок применения каждого из способов обеспечения, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяется национальным законодательством, что объясняется существенными различиями в сфере банковского законодательства, гражданского права и иных законодательств государств - членов ТС.
В комментируемой главе установлена норма, которой нет в российском законодательстве, но необходимость и целесообразность которой всегда подразумевалась: исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно, в течение всего срока действия обязательства.
Статьей 87 комментируемой главы установлена возможность внесения генерального обеспечения. В случаях, если одним и тем же лицом на территории одного из государств - членов ТС совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (это - генеральное обеспечение). Вместе с тем порядок применения такого генерального обеспечения определяется национальным законодательством государств - членов ТС.
Таможенные органы РФ принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обеспеченных обязательств. ФТС России устанавливает случаи и перечень категорий лиц, уполномоченных вносить генеральное обеспечение, а также порядок учета и контроля применения генерального обеспечения уплаты таможенных платежей отдельным нормативным правовым актом.
В развитие ч. 3 ст. 337 ТК РФ принято распоряжение ГТК России от 25 декабря 2003 г. N 700-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с генеральным обеспечением уплаты таможенных платежей". Порядок, учитывая в том числе положения ч. 1 ГК РФ, устанавливает правила работы таможенных органов с генеральным обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов, т.е. совокупность действий по принятию, учету и хранению генерального обеспечения, обращению взыскания на предоставленное обеспечение, возврату предоставленного обеспечения.
Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в комментируемой главе отличается от таможенного законодательства РФ. В соответствии с ТК РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.
В соответствии со ст. 88 комментируемой главы сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется, как и в указанных случаях, но при этом должна быть не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах - членах ТС, как если бы товар помещался на их территориях под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, комментируемая глава позволяет на уровне национального законодательства предусмотреть включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, а также процентов.
В комментируемом Кодексе, так же как и в ТК РФ, предусмотрена возможность установления фиксированных сумм обеспечения, если это предусмотрено законодательством государств - членов ТС.