Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 1. Общие положения

 

Оглавление

 

Таможенное регулирование на территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с национальными законодательствами государств - участников ТС.
Согласно ст. 3 комментируемой главы таможенное законодательство ТС состоит из комментируемого Кодекса, международных договоров государств - участников ТС и решений КТС, принимаемых в соответствии с комментируемым Кодексом.
В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая комментируемый Кодекс, международные соглашения, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (До вступления Федерального закона в силу действует ТК РФ в части, не противоречащей комментируемому Кодексу), иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России (ФТС России - это федеральный исполнительный орган по таможенному делу).

К 1 июля (6 июля) 2010 г. некоторые из международных договоров, а также решений КТС не вступили в силу, поэтому в том числе в Российской Федерации применяются нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения. По мере вступления нормативно-правовых документов ТС нормы национального законодательства будут утрачивать силу. Это предусмотрено п. 2 ст. 1 комментируемой главы.
Таким образом, кроме комментируемого Кодекса, в области таможенного регулирования будут применяться и другие акты, входящие в законодательство ТС:
- международные договоры государств - участников ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС (48 отсылок);
- решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в ТС, принимаемые в соответствии с комментируемым Кодексом и международными договорами государств - участников ТС (56 отсылок).
Состав Единой таможенной территории ТС (таможенной территории ТС) определен п. 1 ст. 2 комментируемой главы. С даты вступления в силу комментируемого Кодекса понятие "таможенная территория" Российской Федерации утрачивает силу, хотя понятие "территория РФ" остается (граница России, т.е. пограничная территория).
Таможенная территория России является составной частью Единой таможенной территории Таможенного союза и включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения, над которыми она обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Особые экономические зоны также являются частью таможенной территории ТС. Пределы таможенной территории ТС, а также пределы указанных искусственных островов, установок, сооружений, особых экономических зон являются таможенной границей ТС.
В соответствии со п. 3 ст. 3 комментируемой главы при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения.
В рамках первого этапа формирования Единой таможенной территории с 1 января 2010 г. КТС уже осуществляются полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС и Единый таможенный тариф ТС. В соответствии с этими полномочиями и установленными процедурами КТС приняты решения по корректировке ставок ЕТТ ТС на отдельные виды товаров и решения в части обеспечения функционирования единой системы нетарифного регулирования.
Утверждены и вступили в силу документы, формирующие единую систему тарифных преференций Таможенного союза. Введено в действие Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Соглашение от 12.12.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран").

Утверждены единые унифицированные формы лицензии и заявления на лицензию. Разработано Положение о едином порядке контроля за ввозом на таможенную территорию ТС и вывозом с этой территории лицензируемых товаров (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 321 "О едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров"). Разработана единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в торговле с третьими странами (Приложение N 1 к Соглашению о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами "Инструкция об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии").

Для предварительного рассмотрения предложений государств - членов ТС в области тарифного и нетарифного регулирования в качестве вспомогательного органа КТС создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, который сформирован из уполномоченных должностных лиц соответствующих органов исполнительной власти государств - участников ТС.
В соответствии со ст. 4 комментируемой главы запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:
- меры нетарифного регулирования;
- меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;
- особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;
- меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;
- меры технического регулирования;
- санитарно-эпидемиологические требования;
- ветеринарные требования;
- карантинные требования;
- фитосанитарные требования;
- радиационные требования.
Запреты и ограничения устанавливаются:
- международными договорами государств - членов ТС;
- решениями КТС, нормативными правовыми актами государств - членов ТС, изданными в соответствии с их международными договорами.
Цели применения запретов и ограничений на территории ТС:
- обеспечение национальной безопасности регионов, которые входят в таможенную территорию ТС;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
Объектами применения запретов и ограничений на территории ТС считаются:
- товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с комментируемым Кодексом;
- документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством ТС;
- деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу ТС, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур.
Статья 4 комментируемой главы содержит основные термины и их определения.
В действующем таможенном законодательстве России основополагающим документом является ТК РФ.
В связи с изменениями в терминологии порядок таможенного регулирования по ТК РФ подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с комментируемым Кодексом:
- термин "таможенное декларирование" введен вместо термина "декларирование";
- термин "таможенная процедура" введен вместо терминов "таможенная процедура" и "таможенный режим". Исключение составляет "временное хранение товаров", которое не является таможенной процедурой - это таможенная операция, предшествующая подаче таможенной декларации в соответствии с разделом 4 комментируемого Кодекса;
- вместо термина "таможенное оформление" в комментируемом Кодексе употребляется термин "совершение таможенных операций".
Из терминов исключены такие понятия, как "свободное обращение", "статус товаров и транспортных средств для таможенных целей", которые были определены ст. 11 ТК РФ.
Изъятие указанных понятий связано с появлением нового термина - "товары Таможенного союза" (подп. 37 п. 1 ст. 4 комментируемой главы). Иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (приобретая статус товаров ТС), получают право свободно обращаться на всей территории ТС. Такое же право свободного обращения на всей территории ТС получают товары, происходящие из РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан, в том числе товары, которые на 1 июля (6 июля) 2010 г. признавались отечественными в государствах - членах ТС.
Исключения составляют товары, в отношении которых на таможенной территории ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ ТС. Это касается товарных позиций, в отношении которых сроком от 1,5 до 5 лет в Казахстане будут применяться ставки меньше, чем установлены ЕТТ ТС.
При ввозе товаров на территорию ТС таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей (имеют ли они статус товаров ТС). В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:
- декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров формы СТ-1;
- оригинал или заверенная таможенным органом копия экземпляра таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории государства - члена ТС;
- документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений.
Товары, в отношении которых не представлены документы, свидетельствующие о том, что страной их происхождения является государство - член ТС либо что они выпущены для свободного обращения на территории ТС, подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе.
В отношении товаров, которые выпущены для внутреннего потребления в Республике Казахстан после 01.01.2010 и для которых в России в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Казахстане, при ввозе в Россию взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством РФ.
Также в комментируемом Кодексе вводятся новые термины "товары для личного пользования", "оператор почтовой связи", "экспресс-груз".
В соответствии со ст. 9 комментируемой главы любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, решения, действия (бездействие) которого обжалуются.
В настоящее время главой 7 ТК РФ установлен порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в таможенные органы. В соответствии со ст. 46 ТК РФ решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы как в таможенные органы, так и (или) в суд, арбитражный суд.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяется законодательством РФ о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах.
Согласно ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела может быть подана в вышестоящий таможенный орган (в случае обжалования решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его начальника) либо в таможенный орган, решение, действие (бездействие) должностного лица которого обжалуется (в случае обжалования решений, действий (бездействия) должностного лица таможенного органа, за исключением начальника). При этом под решением, действием (бездействием) должностного лица таможенного органа следует понимать принятое или совершенное им от собственного имени решение или действие в рамках предоставленных ему полномочий (например, приказами таможенного органа, должностными инструкциями).
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его начальника может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется.
Сроки подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица установлены ТК РФ. Жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня ее поступления в ФТС России. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения жалобы ФТС России принимает решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы. Копия принятого решения направляется заявителю в пределах срока, установленного для рассмотрения жалобы.
Жалоба не может быть рассмотрена по существу в следующих случаях:
1) пропущен срок подачи жалобы, и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока, или причины пропуска не были признаны уважительными;
2) в жалобе отсутствуют сведения об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица), жалоба подписана неправомочным лицом либо лицом, не подтвердившим свои полномочия на подачу жалобы;
3) аналогичная по содержанию жалоба подана в суд;
4) предметом жалобы является решение, действие (бездействие) не таможенного органа или его должностного лица.
Ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы направляется лицу не позднее трех дней со дня ее поступления либо со дня получения определения суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения.
ТК РФ устанавливает трехмесячный срок для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Жалоба на решение и действие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено законом РФ.
Согласно положениям главы 7 ТК РФ таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок обжалования в случае его пропуска по уважительным причинам. Уважительность причины представляет собой оценочную категорию, и возможность признания той или иной причины уважительной должна определяться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств.
Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по письменному заявлению лица, подавшего жалобу, на основании приложенных к жалобе документов, которые подтверждают причины пропуска срока обжалования. Указанное заявление может как содержаться в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
Жалоба подается в письменной форме. К жалобе могут быть приложены оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства.
Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенных органах, не приложены к жалобе и не представлены по дополнительному запросу ФТС России, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.
На государственные органы и на их должностных лиц, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
По общему правилу, закрепленному в главе 7 ТК РФ, подача жалобы на решение, действие не приостанавливает их исполнения. Вместе с тем таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе принять решение о приостановлении обжалуемых решения или действия.
Глава 7 ТК РФ также содержит перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
В ТК РФ определен срок для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу, который не должен превышать трех дней со дня поступления жалобы в таможенный орган, правомочный ее рассматривать, либо со дня получения им определения суда, арбитражного суда о принятии аналогичной жалобы к рассмотрению или судебного решения. Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу оформляется на бланке письма таможенного органа.
ТК РФ определяет порядок рассмотрения жалоб на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный ее рассматривать. В случае необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен начальником таможенного органа, но не более чем на один месяц. Продление срока оформляется в виде резолюции начальника таможенного органа о согласии с продлением на докладной записке.
По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает решение о признании решения, действия (бездействия) правомерным и об отказе в удовлетворении жалобы либо о признании его неправомерным полностью или в части и об удовлетворении жалобы полностью или в части.
Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа, предусмотренный ТК РФ, предполагает обращение с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста. В упрощенном порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. рублей и (или) одного транспортного средства (Понятие транспортного средства определяется в терминах комментируемого Кодекса).

В соответствии с требованиями российского законодательства рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно и решение по ней принимается незамедлительно. Все действия по рассмотрению жалоб такой категории совершают сами должностные лица.