Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 29. Общие положения о таможенных процедурах

 

Оглавление

 

В целях таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, ст. 202 комментируемой главы установлены виды таможенных процедур.
В соответствии со ст. 4 комментируемого Кодекса изменения (с даты его вступления в действие), которые произошли в таможенной терминологии, - понятие "таможенный режим" заменено на "таможенная процедура".
Условия помещения под таможенные процедуры "свободная таможенная зона" и "свободный склад" устанавливаются международными договорами государств - членов ТС (Соглашение от 18.06.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада"; Соглашение от 18.06.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны"). КТС устанавливает порядок формы общего реестра владельцев свободных складов государств - членов ТС и порядок его ведения и формирования (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 332 "О форме общего реестра владельцев свободных складов государств - членов Таможенного союза и порядке его ведения и формирования").

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена ТС в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии ТС (Решение КТС от 20.05.2010 N 329 "О Перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру").

Товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами - членами ТС (как товары ТС), не будут помещаться под таможенную процедуру экспорта и выпуска для внутреннего потребления, что уменьшит финансовую нагрузку на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории ТС.
Нововведением комментируемого Кодекса является возможность помещения товаров под две таможенные процедуры одновременно - экспорта и таможенного транзита.
Предусмотренная ТК РФ процедура внутреннего таможенного транзита исключена. Товары, перевозимые по таможенной территории ТС, в том числе перевозимые от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, должны быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с комментируемым Кодексом.
Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном гл. 28 комментируемого Кодекса.
Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру, а также ответственность за несоблюдение их возлагается на декларанта.
Каждая из глав комментируемого Кодекса, регламентирующих вопросы помещения товаров под таможенные процедуры, включает статью "Возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру", а при необходимости и статьи, определяющие особенности применения таможенных пошлин, налогов.
Указанные статьи более детально регламентируют правила применения таможенных пошлин, налогов, определяя такие существенные аспекты правового регулирования таможенных платежей, как моменты возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, лиц, на которых возлагается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, т.е. плательщиков, а также сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации в соответствии со ст. 190 комментируемого Кодекса.
Вопросы прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также сроков их уплаты следует рассматривать в разрезе конкретных таможенных процедур.
В целях подтверждения вывоза товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, временного вывоза и реэкспорта, с таможенной территории ТС в случаях, когда выпуск в соответствии с указанными процедурами осуществлялся в одном государстве - члене ТС, а вывоз осуществлялся с территории другого государства - члена ТС, разработан Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров (Письмо ФТС России от 2 июля 2010 г. N 04-45/32583 "Об организации подтверждения фактического вывоза товаров"). Согласно указанному Порядку таможенный орган, расположенный в месте убытия, формирует реестр таможенных деклараций в бумажном виде и в электронной форме и в течение 10 дней с момента убытия товаров с таможенной территории ТС направляет его в таможенный орган государства - члена ТС, уполномоченный на сбор, обработку и передачу реестров и таможенных деклараций.

Решением КТС (Решение КТС от 20.05.2010 N 329 "О Перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру") по сравнению с законодательством РФ расширены перечни товаров, запрещенных к помещению под ту или иную таможенную процедуру.