Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 5. Таможенная статистика

 

Оглавление

 

В соответствии с комментируемой главой в рамках Таможенного союза предполагается вести статистику взаимной торговли государств - членов ТС. В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательствами государств - членов ТС.
Цели таможенной статистики:
- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;
- анализ результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;
- разработка и принятие решений в области внешнеторговой политики;
- контроль поступления таможенных платежей в бюджеты государств - членов ТС;
- разработка платежного баланса и системы национальных счетов;
- прогнозирование макроэкономических показателей;
- расчет индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;
- содействие развитию ВЭД, расширению внешнеторговых связей;
- решение иных задач, обусловленных таможенной политикой ТС.
В соответствии со ст. 3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами ТС (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза") государства - члены ТС определяют уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговли и уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли.

На основании ст. 47 комментируемой главы таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением КТС (Решение КТС от 26.11.2009 N 31).

Методология определяет следующие вопросы:
- общие положения;
- основные термины;
- источники формирования исходных данных;
- сфера охвата данных;
- границы сферы статистического наблюдения;
- система учета импорта и экспорта;
- товары, подлежащие учету;
- классификация товаров;
- основные показатели для формирования статистики;
- стоимостная оценка товаров;
- количественный учет товаров;
- страны-партнеры;
- распространение данных;
- конфиденциальность информации;
- обеспечение сопоставимости данных.
Уполномоченные органы государств - членов ТС обеспечивают КТС данными статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, порядок передачи которых определяется отдельным Протоколом о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 11 декабря 2009 г. N 31 "О международном договоре по реализации основных положений Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 г.").

В Российской Федерации определено, что уполномоченным органом в области ведения статистики внешней торговли является ФТС России, а уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли - Росстат.
В целях ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли в составе КТС образуется Центр таможенной статистики, статус которого определяется отдельным Протоколом (Решение КТС от 26.11.2009 N 31).

Центр таможенной статистики обеспечивает:
- получение данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от органов, ответственных за предоставление данных;
- формирование данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
- предоставление органам ТС данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
- опубликование данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли.
ФТС России предложен альтернативный вариант учета данных о взаимной торговле между государствами - членами ТС, который заключается в подаче статистической декларации таможенным органам.
Передаваемые уполномоченными органами в Центр статистические данные должны содержать следующие сведения:
по внешней торговле:
- код товара согласно единой ТН ВЭД ТС (10 знаков);
- направление перемещения;
- период (месяц);
- статистическая стоимость (в долларах США);
- вес нетто (кг);
- код дополнительной единицы измерения согласно единой ТН ВЭД ТС;
- количество товара в дополнительной единице измерения;
- страна назначения;
- страна происхождения;
- страна отправления;
- торгующая страна;
- вид транспорта на границе;
по взаимной торговле:
- код товара согласно единой ТН ВЭД ТС;
- направление перемещения;
- период (месяц);
- стоимость (в долларах США и в национальных валютах);
- вес нетто (кг);
- код дополнительной единицы измерения согласно единой ТН ВЭД ТС;
- количество товара в дополнительной единице измерения;
- страна назначения;
- страна происхождения;
- страна отправления;
- торгующая страна.
На основании п. 2 ст. 49 комментируемой главы на сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения ст. 8 комментируемого Кодекса: таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - членов ТС доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных комментируемым Кодексом и (или) законодательством государств - членов ТС.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру