Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза

 

Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. Приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17.

 

Правовые новеллы в таможенном законодательстве России

 

1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), что ознаменовало создание механизма единого правового регулирования таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. В целом правовой порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории соответствует нормативному порядку, применяемому в настоящее время в Российской Федерации, т.к. большинство норм действующего российского законодательства соответствуют нормам международного права. Проанализируем некоторые новшества, на которые следует обратить внимание участникам внешнеэкономической деятельности.

В первую очередь необходимо указать, что в переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. Согласно ст. 368 ТК ТС до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств - членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам страны, где зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в ТК ТС пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства (гражданское, банковское, налоговое) остаются национальными. Однако данное переходное нормативное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, а также на таможенную процедуру таможенного транзита.

 

Порядок таможенного декларирования товаров

 

При ввозе товаров предусматривается последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой. Однако при вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории Таможенного союза совершаются таможенные операции, связанные с убытием. Как и в российском таможенном законодательстве, любые товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение и перемещаются по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с процедурой таможенного транзита. Однако для иностранных товаров, ввезенных в любое из государств - членов Таможенного союза и помещенных в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусмотрено получение статуса "товаров Таможенного союза", т.е. права свободно обращаться на всей его таможенной территории. Аналогичное право с 1 июля 2010 г. получили товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах - членах Таможенного союза. Правовое исключение составляют товары, в отношении которых в государстве - члене ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин в меньшем размере, чем установлено Единым таможенным тарифом. Это касается некоторых разновидностей товаров в Республике Казахстан, в отношении которых до 1 июля 2011 г. будут применяться указанные выше ставки ввозных таможенных пошлин. Идентичная правовая норма может быть установлена отдельным международным соглашением и в отношении транспортных средств, ввезенных физическими лицами и выпущенных для свободного обращения в период со дня вступления в силу Единого таможенного тарифа Таможенного союза и до дня начала функционирования Союза. Данные товары будут иметь правовой статус условно выпущенных и использоваться только в пределах территории государства - члена ТС. Уполномоченный таможенный орган осуществляет их выпуск, а в случае их перемещения на территорию другого государства-члена недоплаченная сумма таможенных платежей будет подлежать доплате.

 

Таможенный транзит

 

Скажем несколько слов о таможенной процедуре транзита товаров. Нормативные положения ТК ТС содержат единую таможенную процедуру - таможенный транзит. Следовательно, российское таможенное законодательство не станет разделять транзитную процедуру на внутренний таможенный транзит по территории Российской Федерации и международный таможенный транзит, осуществляемый через российскую территорию, что позволит упростить правоприменительную практику. Общие нормативные положения, касающиеся процедуры декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (гл. 27 ТК ТС), применяются в т.ч. к таможенной процедуре таможенного транзита. Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. По-прежнему в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные, перевозочные, коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами. Состав сведений, необходимых для указания в транзитной декларации, не претерпел существенных нормативных изменений, за исключением следующей информации:

- в транзитной таможенной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой Таможенного союза на уровне не менее первых шести знаков. Однако в соответствии с Таможенным кодексом РФ достаточно только четырех знаков, а также сведений о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если оно допускается при наличии данных документов;

- теперь не требуется указание в транзитной декларации некоторых сведений, предусмотренных ТК РФ, в частности о водителях транспортных средств, предполагаемом сроке таможенного транзита. Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии. В настоящее время это является правом декларанта, а не его обязанностью. В соответствии с ТК РФ декларант таможенной процедуры таможенного транзита - это лицо, получающее разрешение на таможенный транзит. Таковым может быть не только перевозчик и экспедитор, если он является резидентом государства - члена Таможенного союза, но и иной гражданин такого государства, заключивший внешнеэкономическую сделку либо имеющий право владения, пользования и (или) распоряжения товарами. Правовые положения ТК ТС четко определяют случаи, при которых применяется процедура таможенного транзита. Именно к ним относится перемещение товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Союза. В качестве примера можно назвать перемещение товаров между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Таможенного союза.

Необходимо отметить важное обстоятельство, установленное ТК ТС. Правовые условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита не изменились. Одним из основных является обеспечение соблюдения таможенного транзита. Не изменился и нормативный порядок обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенного сопровождения и установления маршрута.

Нормативные положения ТК РФ не требуют обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком. Однако в соответствии с положениями ТК ТС такие меры не требуются и в том случае, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

В соответствии с нормами ТК ТС таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и иными организациями в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. ТК ТС устанавливает нормативные особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:

- товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;

- после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

 

Свободное обращение товаров

 

Проанализируем с правовой точки зрения нормативный порядок выпуска товаров в свободное обращение. Нормативный перечень документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определен непосредственно статьями ТК ТС. Нормативные положения ТК ТС исключили правовую возможность национального нормотворчества в данном вопросе. Данный Кодекс изменил норму, касающуюся срока подачи таможенной декларации на ввозимые товары. В соответствии с ТК РФ таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При этом предусмотрена возможность продления данного срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров до четырех месяцев. В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который, как и в ТК РФ, не может превышать четырех месяцев. Таким образом, таможенный декларант не будет лишний раз обращаться за разрешением в уполномоченный таможенный орган.

Срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. В ТК РФ указан срок выпуска "не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров". В ТК ТС этот срок составляет один рабочий день со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. С другой стороны, для проведения досмотровых операций уполномоченному таможенному органу необходимо более длительное время, предусматривающее продление срока выпуска до десяти рабочих дней с письменного разрешения начальника таможенного органа.

Правовыми основаниями для выпуска товаров, как и в ТК ТС, являются:

- представление в уполномоченный таможенный орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других видов государственного контроля, если их проведение предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза;

- соблюдение условий заявленной таможенной процедуры, предусмотренных ТК ТС;

- уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты.

Правовой новеллой в ТК ТС является отказ в выпуске товаров. Поскольку нормативный перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, и основания для выпуска товаров определены непосредственно в ТК ТС, уполномоченный таможенный орган, отказывая в выпуске данных товаров, в письменной форме должен указать все причины, послужившие основанием для подобного решения. В данном случае декларант вправе подать новую таможенную декларацию либо заявить другую таможенную процедуру, которая позволит получить разрешение на выпуск товаров.

В нормативных положениях ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь таковыми являются: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор. Правовой новеллой является институт уполномоченного экономического оператора, который в России заменит собой лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со ст. 68 ТК РФ. Нормативные положения ТК ТС предусматривают переходные положения, позволяющие всем лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, даже не включенным в указанные выше реестры, продолжать работать до 1 января 2011 г. Однако после этой даты им придется либо работать на новых условиях, либо прекратить предпринимательскую деятельность.

 

Сокращение перечня необходимых документов

 

Отдельные нормативные положения ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций в целях стимулирования инновационной активности организаций. Эти нормы предусматривают существенное сокращение общего двухдневного срока выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, - до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации. В два раза сокращен и объем правовых документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Теперь необходимо представить:

- документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

- документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки либо право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках такой сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

- транспортные или перевозочные документы;

- документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

- документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

- документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

- документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Обратите внимание! Документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, не включены в указанный выше перечень. Поскольку перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, определен непосредственно в ТК ТС, уполномоченным таможенным органам запрещено требовать от таможенного декларанта дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

 

Современные технологии

 

Нормативные положения ТК ТС создают правовую основу для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая наряду с предварительным информированием и электронным декларированием должна вывести таможенное администрирование на качественно новый правовой уровень. В соответствии с п. 6 ст. 193 ТК ТС при подаче предварительной декларации товары должны быть предъявлены как таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, так и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Это является прогрессивной правовой нормой по сравнению с ТК РФ, где установлено, что при предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию. Нормативные положения ТК ТС позволят расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров, в т.ч. с использованием предварительного декларирования.

 

Товары личного пользования

 

Основные правовые принципы организации совершения таможенных процедур в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в ТК ТС, практически не отличаются от принципов, применяемых в действующем российском таможенном законодательстве. Например, в силу ТК ТС допускается применение в местах прибытия на территорию Таможенного союза и убытия с этой территории технологической системы "красного" и "зеленого" коридоров. При этом нормы ТК ТС позволяют организовать "зеленые" коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств - членов Таможенного союза. С вступлением в силу нормативных положений ТК ТС такие транспортные средства не надо будет декларировать. Это позволит в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска через границу государств-участников. В настоящее время уполномоченными органами таможенных служб и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан ведется работа по подготовке межправительственных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, призванных урегулировать проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля физических лиц, перемещающих товары для личного пользования.

 

Система таможенного законодательства

 

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит:

- из Таможенного кодекса Таможенного союза;

- международных договоров, принятых на основании ТК ТС;

- решений Комиссии Таможенного союза.

Если какие-либо из международных договоров либо решений Комиссии Таможенного союза не вступят в силу одновременно с ТК ТС, в Российской Федерации будут применяться нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения.

Эти нормативные правила предусмотрены в переходных положениях ТК ТС. Некоторые правовые вопросы, связанные с таможенным регулированием, отнесены ТК ТС к уровню национального законодательства.