Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)

 

1. Конвенция о международных железнодорожных перевозках (далее - Соглашение КОТИФ, Соглашение) фактически вобрала в себя содержание Бернской конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 г. (МГК) и Бернской конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа 1923 г. (МПК). В результате появилась Бернская конвенция о международных железнодорожных перевозках 1980 г. (КОТИФ), которую подписали 38 государств (в основном государства Европы). В результате объединения двух Конвенций КОТИФ содержит приложения (A и B), которые регулируют отношения, связанные с перевозкой пассажиров (приложение A) и перевозкой грузов (приложение B). Соглашение КОТИФ окончательно вступило в силу в 1985 г.
Следует отметить, что особенностью этого Соглашения является то обстоятельство, что оно постоянно обновляется, совершенствуется, учитывая изменение экономических отношений в государствах, подписавших это Соглашение.

2. В соответствии с Соглашением КОТИФ договор перевозки грузов оформляется железнодорожной накладной, первый экземпляр которой является товарораспорядительным документом. Второй экземпляр накладной (дубликат) остается у грузоотправителя. Основной обязанностью перевозчика в соответствии с Соглашением является осуществление безопасной перевозки груза в срок и без потерь.
В соответствии с Соглашением грузоотправитель вправе указать в железнодорожной накладной, какие платежи за перевозку груза будет производить он, а какие - грузополучатель.
В случае причинения ущерба клиентуре или утраты груза в результате транспортировки груза либо при просрочке в доставке перевозчик обязан составить акт. Следует отметить, что составление акта является важным условием обеспечения защиты прав грузоотправителя, грузополучателя. При отсутствии акта грузополучатель теряет все права требования к перевозчику.
В соответствии с Соглашением ответственность перевозчика за несоблюдение условий перевозки возникает на началах презюмируемой вины: перевозчик может отклонить эту презумпцию, если представит доказательства о том, что убытки возникли в результате обстоятельств, за которые железная дорога в соответствии с Соглашением КОТИФ не отвечает. К таким обстоятельствам Соглашение КОТИФ относит: а) собственную вину лица, имеющего права на груз (товар); б) негативные последствия, вызванные свойствами, присущими самому грузу (товару): способность быстро портиться, усушка, утруска; в) неизбежные обстоятельства; г) любое из обстоятельств, указанных в числе специальных рисков (перевозка на открытых платформах, ненадлежащая упаковка, перевозка животных и т.д.). Если перевозчик докажет, что ущерб был вызван обстоятельствами, которых перевозчик не мог избежать и последствия которых не мог устранить, то в этом случае он (перевозчик) освобождается от ответственности. И пока заявитель не докажет иное, перевозчик не будет нести ответственность за ущерб, нанесенный грузополучателю.
При этом в соответствии с Соглашением КОТИФ бремя доказывания лежит на заявителе.
Следует иметь в виду, что в соответствии с Соглашением перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность груза, просрочку в его доставке и т.д.
В соответствии с Соглашением КОТИФ предел ответственности перевозчика установлен в специальных единицах - СДР (условная денежная единица, применяемая странами - членами Международного валютного фонда).
За несохранность груза перевозчик несет ответственность в размере 51 франка за 1 кг груза, или 17 СДР, и не более трехкратного размера провозной платы в случае несвоевременной доставки груза (ст. 36 - 43 Соглашения КОТИФ).
В тех случаях, когда будет установлен умысел перевозчика в несохранной перевозке груза либо в несвоевременной его доставке, предел ответственности не применяется, а при грубой неосторожности он даже может быть повышен.
В соответствии с Соглашением общий срок исковой давности установлен в один год. Однако, если будет установлено, что повреждение груза было осуществлено умышленно, либо будут установлены какие-либо неправомерные действия перевозчика, срок исковой давности КОТИФ определяется в два года.