Автомобильная перевозка: Крупногабаритный, тяжеловесный и опасный грузы

 

Комментарий к статье 1 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Разновидности грузов в международной автомобильной перевозке

 

Комментируемая статья приводит определения трех разновидностей грузов: крупногабаритного, тяжеловесного и опасного. Вместе с тем собственно термин "груз" обойден стороной. Не раскрывается он и в гражданском законодательстве. Поэтому логичным представляется привести его лексическое значение. Из множества словарных понятий можно ориентироваться на следующие.
Груз - (только единственное число): 1. Тяжесть, тяжелый предмет. 2. Товар, принимаемый для перевозки; кладь. Пароход прибыл с ценным грузом. Движение грузов по железным дорогам. (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Груз - товар в процессе перевозки, транспортировки, перемещения (Современный экономический словарь).

Груз - пункт чартера, в котором приводится наименование груза. Если для полной транспортной характеристики одного наименования груза недостаточно, то в чартере приводится более точное описание груза. К количеству груза в чартере указывается либо в весовых единицах, либо в объемных единицах, либо с использованием иных единиц измерения. По условиям перевозки различают генеральные, навалочные, наливные, скоропортящиеся, опасные и др. грузы. (Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру).

Большой юридический словарь приводит также определения частных разновидностей грузов, таких как:
груз длинномерный и тяжеловесный - грузовые места, длина или вес которых превышает максимальную длину или максимальный вес грузовых мест, для перевозки которых не требуется специальных приспособлений. (В комментируемой статье вместо термина "длинномерный" используется понятие "крупногабаритный", поскольку речь в данной связи идет не только о длине, но также и об иных линейных параметрах.) Груз опасный - ядохимикаты, взрывчатые вещества, радиоактивные и другие материалы, требующие особого режима при перевозке, выгрузке и хранении.

Несмотря на более подробно описанные понятия крупногабаритных и тяжеловесных грузов, приведенные в комментируемой статье, следует отметить, что в рамках именно международных автомобильных перевозок эти определения можно считать несколько суженными, так как участником данных перевозок является не только Российская Федерация, но и иные государства, с территории которых в Россию прибывают иностранные перевозчики, или, наоборот, в эти иные государства направляются перевозчики российские. Именно поэтому габариты груза (транспортного средства, прицепа), определяющие его принадлежность к крупногабаритному или тяжеловесному, устанавливаются соответствующими международно-правовыми актами. В частности, такие габариты установлены Соглашением о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств, принятым 4 июня 1999 г. в Минске (для России данное Соглашение вступило в силу 28 апреля 2000 года).
Большинство грузовых перевозок осуществляется контейнерами. Определение контейнера содержится в пункте "b" статьи 1 Конвенции о таможенном режиме, применяемом к контейнерам (Женева, 21 января 1994 года), принятой в целях содействия эффективному использованию контейнеров в международных перевозках, с учетом необходимости облегчения административных процедур, а также в целях сокращения перевозок порожних контейнеров. Контейнер в названном нормативно-правовом акте понимается как транспортное оборудование (фургон, съемная цистерна или другая подобная конструкция), которое:
представляет собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов;
имеет постоянный характер и в силу этого достаточно прочно, чтобы служить для многократного использования;
специально сконструировано для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;
сконструировано таким образом, чтобы его можно было быстро обрабатывать, в частности, при перегрузке с одного вида транспорта на другой;
сконструировано таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать;
имеет внутренний объем не менее одного кубического метра, за исключением авиационных грузовых контейнеров.
Съемные кузова и контейнеры-платформы рассматриваются Конвенцией как контейнеры. Термин "контейнер" включает приспособления и оборудование контейнера, соответствующие данному типу, при условии, что такие приспособления и оборудование перевозятся вместе с контейнером. Термин "контейнер" не охватывает транспортные средства, приспособления или запасные части для транспортных средств или упаковку.
Также в рассматриваемой Конвенции имеется термин "пул", который означает общее использование контейнеров на основе соглашения. Собственно, эта Конвенция и применяется к контейнерам, которыми Договаривающиеся Стороны обмениваются в рамках пула, участники которого (имеются в виду юридические или физические лица - перевозчики) учреждены на территории этих Договаривающихся Сторон. Поэтому каждая Договаривающаяся Сторона допускает к ввозу такие контейнеры без уплаты ввозных пошлин и сборов, без запрещений или ограничений на ввоз экономического характера, без ограничений на их использование во внутренних перевозках и без обязательства предъявлять таможенные документы и предоставлять гарантии при их ввозе и вывозе, в том случае, если соблюдаются условия, оговоренные для контейнеров, переданных в пул, а именно:
контейнеры были вывезены ранее или будут реэкспортированы впоследствии или что равное число контейнеров одного и того же типа было вывезено ранее или будет реэкспортировано впоследствии;
в соответствии с соглашением, на основе которого создан пул, участники пула:
обмениваются между собой контейнерами в ходе международной перевозки грузов;
ведут по каждому типу контейнеров учет, отражающий перемещение контейнеров, обмененных таким образом;
обязуются отправлять друг другу контейнеры каждого типа в количестве, необходимом для устранения за периоды в 12 месяцев возникающей разницы в числе контейнеров, с тем чтобы обеспечить для каждого участника пула баланс между числом контейнеров каждого типа, переданных им в распоряжение пула, и числом контейнеров тех же типов, имеющихся в его распоряжении на территории Договаривающейся Стороны, в которой он учрежден. Этот период в 12 месяцев может быть продлен компетентными таможенными органами этой Договаривающейся Стороны.
Востребованными в международных автоперевозках грузов сегодня являются такие контейнеры, как: контейнер 40 фт High Cube, контейнер 45 фт High Cube, контейнер 20 фт Standart, контейнер 40 фт Standart, контейнер 20 фт Open Top, контейнер 40 фт Open Top, контейнер 20 фт Flat Rack, контейнер 40 фт Flat Rack;
контейнер 40 фт High Cube имеет длину 12,032 метра, внутренние размеры: ширина - 2,352 м, высота - 2,698 м; размеры дверного проема: ширина - 2,34 м, высота - 2,698 м; вес контейнера достигает 3,940 кг, максимальный вес груза, который можно перевозить на данном контейнере, - 28,560 кг; объем контейнера составляет 76,40 куб. м;
контейнер 45 фт High Cube имеет длину 13,556 метра, внутренние размеры: ширина - 2,352 м, высота - 2,698 м; размеры дверного проема: ширина - 2,34 м, высота - 2,585 м; вес контейнера достигает 4,820 кг, максимальный вес груза, который можно перевозить на данном контейнере, - 27,860 кг; объем контейнера составляет 86,00 куб. м;
контейнер 20 фт Standart имеет длину 5,898 метра, внутренние размеры: ширина - 2,352 м, высота - 2,393 м; размеры дверного проема: ширина - 2,34 м, высота - 2,28 м; вес контейнера достигает 2,300 кг, максимальный вес груза, который можно перевозить на данном контейнере, - 28,180 кг; объем контейнера составляет 33,10 куб. м;
контейнер 40 фт Standart имеет длину 12,032 метра, внутренние размеры: ширина - 2,352 м, высота - 2,393 м; размеры дверного проема: ширина - 2,34 м, высота - 2,28 м; вес контейнера достигает 3,750 кг, максимальный вес груза, который можно перевозить на данном контейнере, - 28,750 кг; объем контейнера составляет 67,70 куб. м;
контейнер 20 фт Open Top имеет длину 5,889 метра, внутренние размеры: ширина - 2,352 м, высота - 2,346 м; размеры дверного проема: ширина - 2,3 м, высота - 2,215 м; вес контейнера достигает 2,360 кг, максимальный вес груза, который можно перевозить на данном контейнере, - 28,120 кг; объем контейнера составляет 32,40 куб. м; контейнер снабжен открывающимся потолком;
контейнер 40 фт Open Top имеет длину 12,024 метра, внутренние размеры: ширина - 2,352 м, высота - 2,324 м; размеры дверного проема: ширина - 2,3 м, высота - 2,244 м; вес контейнера достигает 4,030 кг, максимальный вес груза, который можно перевозить на данном контейнере, - 28,470 кг; объем контейнера составляет 65,70 куб. м; контейнер снабжен открывающимся потолком;
контейнер 20 фт Flat Rack имеет длину 13,556 метра, внутренние размеры: ширина - 2,352 м, высота - 2,698 м; вес контейнера достигает 4,820 кг, максимальный вес груза, который можно перевозить на данном контейнере, - 27,860 кг; в контейнере отсутствуют боковые стенки; двери отсутствуют;
контейнер 40 фт Flat Rack имеет длину 12,066 метра, внутренние размеры: ширина - 2,420 м, высота - 2,103 м; вес контейнера достигает 5,550 кг, максимальный вес груза, который можно перевозить на данном контейнере, - 38,903 кг; в контейнере отсутствуют боковые стенки; двери отсутствуют.
Что касается грузовиков, то есть три основные модели, используемые в международных грузовых автоперевозках, это: тент полуприцеп, тент тягач с прицепом и юмбо.
Основные характеристики тентованного полуприцепа следующие: основной кузов длиной 13,62 - 13,65 м, шириной 2,43 - 2,48 м, высотой 2,45 - 2,72 м; объем погрузчика - от 81 до 92 куб. м.
Тент тягач с полуприцепом имеет длину 7,5 - 8,2 м, ширину 2,43 - 2,48 м, высоту 2,5 - 3 м; дополнительный прицеп к тенту тягачу с полуприцепом имеет следующие размеры: длина: 7,5 - 8,2 м, ширина: 2,43 - 2,48 м, высота: 2,5 - 3 м; объем грузовика - от 91 до 120 куб. м.
Основные характеристики юмбо: длина - 4,2 м, ширина - 2,44 м, высота - 2,34 м; дополнительный прицеп к юмбо имеет следующие размеры: длина: 9,6 м, ширина: 2,44 м, высота: 2,9 - 3 м; объем грузовика - от 93 до 95 куб. м.

 

Крупногабаритный груз

 

Под крупногабаритным грузом комментируемая статья понимает груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
В соответствии с указанным Соглашением о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств, критериями отнесения груза (транспортного средства, груза) к крупногабаритному и тяжеловесному являются максимальные размеры и другие линейные параметры транспортных средств (приложения 1, 2 и 3 к указанному Соглашению), превышение которых и дает основание указанной классификации. Это:
максимальная длина транспортного средства;
максимальная высота транспортного средства;
максимальная ширина транспортного средства;
максимальная масса транспортного средства;
максимальная осевая масса.
Согласно ст. 4 Соглашения, стороны обязуются без специальных разрешений пропускать по своей территории, в том числе транзитом, транспортные средства, максимальные габариты которых не превосходят следующие значения:
1) максимальная длина:
грузового автомобиля - 12,00 м;
автобуса - 12,0 м;
прицепа - 12,00 м;
сочлененного транспортного средства - 20,0 м;
сочлененного автобуса - 18,00 м;
автопоезда - 20,00 м;
2) максимальная ширина:
всех транспортных средств - 2,55 м;
изотермических кузовов транспортных средств - 2,60 м;
3) максимальная высота - 4,00 м.
Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом, равным 5,30 м.
Указанные линейные параметры измеряются в соответствии со стандартом ISO 612-1978. Длина транспортного средства - в соответствии с пунктом 6.1, высота - в соответствии с пунктом 6.3 (при измерении высоты не учитываются смонтированные на транспортном средстве: антенны и пантограф в поднятом положении), ширина - в соответствии с пунктом 6.2 данного стандарта (приложение 1 к Соглашению о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ).
При этом при измерении ширины не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве:
устройства для пломб, печатей и защитные приспособления к ним;
устройства для закрепления брезента и защитные приспособления к ним;
устройства для опознавания повреждения автопокрышек;
выступающие части брызговиков;
осветительное оборудование;
ступени, подвесные платформы и иное аналогичное оборудование, которое в рабочем положении выступает не более чем на 10 мм с каждой стороны транспортного средства, у которых обращенные вперед или назад углы ступеней имеют радиус закругления не менее 5 мм, а их кромки - радиус закругления не менее 2,5 мм;
зеркала заднего обзора;
индикаторы давления в шинах;
втягивающиеся или убирающиеся в транспортном положении ступени или лестницы;
искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с поверхностью дороги.
Правила осуществления международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлены в статье 3 комментируемого Закона.

 

Тяжеловесный груз

 

Понятие "тяжеловесный груз" в комментируемой статье определяется как груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства. Представляется уместным считать также тяжеловесным такой груз, вес которого (с учетом массы транспортного средства) превышает оба указанных параметра: вес транспортного средства и нагрузку на его ось, а не только эти показатели по отдельности. Сказанное также соответствует статье 5 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств, устанавливающей, что транспортные средства, у которых максимальная масса и/или осевая масса превышает значения, указанные в приложениях 2 и 3, считаются тяжеловесными.
Как указано выше, в соответствии со статьей 4 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.), критериями отнесения груза (транспортного средства, груза) к крупногабаритному и тяжеловесному являются максимальные размеры и другие линейные параметры транспортных средств (приложения 1, 2 и 3 к указанному Соглашению), превышение которых и дает основание указанной классификации. Это:
максимальная длина транспортного средства;
максимальная высота транспортного средства;
максимальная ширина транспортного средства;
максимальная масса транспортного средства;
максимальная осевая масса.
Таким образом, в отношении тяжеловесных грузов определяющими параметрами являются максимальная масса и максимальная осевая масса. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.), в пункте "f" статьи 1 "Определения" определяет, что под разрешенным максимальным весом понимается максимальный вес груженого транспортного средства, объявленный допустимым компетентным органом государства, в котором зарегистрировано транспортное средство. В соответствии с комментируемой статьей, а также со статьей 4 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.), для признания груза тяжеловесным необходимо, чтобы груженое транспортное средство превышало такие параметры, как максимальная масса и/или максимальная осевая масса. Соответственно, при превышении параметров, указанных ниже (массы транспортных средств и осевые нагрузки), груз рассматривается как тяжеловесный:
1) максимальная масса транспортных средств не должна превышать:
1.1. Для грузовых автомобилей:
двухосный автомобиль - 18 т;
трехосный автомобиль - 24 т;
трехосный автомобиль, имеющий ведущую ось, состоящую из двух пар колес, оборудованных воздушной или эквивалентной ей подвеской, - 25 т;
четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску, - 32 т;
1.2. Для транспортных средств, образующих часть комбинированного транспортного средства:
двухосный прицеп - 18 т;
трехосный прицеп - 24 т;
1.3. Для комбинированных транспортных средств (комбинация транспортных средств, состоящая из автомобиля, соединенного с прицепом или полуприцепом):
1.3.1. Для седельных автопоездов:
двухосный тягач с двухосным полуприцепом при расстоянии между осями полуприцепа 1, 3 и более метра, но не более 1,8 метра - 36 т;
двухосный тягач с двухосным полуприцепом, при расстоянии между осями полуприцепа, превышающем 1,8 метра, - 38 т;
двухосный тягач с трехосным полуприцепом - 38 т;
трехосный тягач с двухосным полуприцепом - 38 т;
трехосный тягач с трехосным полуприцепом - 38 т;
1.3.2. Для прицепных автопоездов:
двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом - 36 т;
двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом - 42 т;
трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом - 42 т;
трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом - 44 т;
трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом - 44 т;
1.4. Для автобусов:
- двухосный - 18 т;
- трехосный - 24 т;
- трехосный шарнирно-сочлененный - 28 т;
- четырехосный шарнирно-сочлененный - 28 т.
Для автотранспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по территории отдельных государств, данные параметры могут немного меняться (приложение 2 к Соглашению о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ);
2) максимальная осевая масса транспортных средств не должна превышать:
2.1. Для одиночной оси:
ведомой, - 10,0 т;
ведущей с двухскатными колесами, - 10,0 т;
2.2. Для сдвоенных осей, прицепов или полуприцепов с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями:
от 0,5 м до 1 м - 12,0 т;
от 1 м до 1,3 м - 14,0 т;
от 1,3 м до 1,8 м - 16,0 т;
равном или более 1,8 м - 18,0 т;
2.3. Для сдвоенных осей прицепов или полуприцепов с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями:
от 0,5 м до 1 м - 11,0 т;
от 1 м до 1,3 м - 13,0 т;
от 1,3 м до 1,8 м - 15,0 т;
равном или более 1,8 м - 17,0 т;
2.4. Для трехосных осей прицепов или полуприцепов с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями:
от 0,5 м до 1 м - 17,4 т;
от 1,0 м до 1,3 м - 18,4 т;
от 1,3 м до 1,8 м - 21,2 т;
равном или более 1,8 м - 21,9 т;
2.5. Для трехосных осей прицепов или полуприцепов с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями:
от 0,5 м до 1 м - 15,9 т;
от 1,0 м до 1,3 м - 17,2 т;
от 1,3 м до 1,8 м - 19,7 т;
равном или более 1,8 м - 20,4 т;
2.6. Для сдвоенных ведущих осей грузового автомобиля или автобуса с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями:
от 0,5 м до 1 м - 12,0 т;
от 1,0 м до 1,3 м - 14,0 т;
от 1,3 м до 1,8 м - 16,0 т;
равном или более 1,8 м - 18,0 т;
то же при прикреплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске - 19,0 т;
2.7. Для сдвоенных ведущих осей грузового автомобиля или автобуса с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями:
- до 1 м - 11,0 т;
- от 1,0 м до 1,3 м - 13,0 т;
- от 1,3 м до 1,8 м - 15,0 т.
Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства, не должен быть менее 25% суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства (приложение 3 к Соглашению о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ.)
Статья 2 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ, устанавливает, что на местных автомобильных дорогах Стороны могут устанавливать иные требования к предельным размерам и допустимой массе транспортных средств, причем эти ограничения будут в равной степени действовать для транспортных средств Стороны, установившей такие ограничения, и транспортных средств других Сторон. Стороны информируют перевозчиков других Сторон об иных требованиях, установленных для местных автомобильных дорог. Кроме того, при введении на отдельных автомобильных дорогах ограничений по массе и размерам транспортных средств компетентные органы Сторон обязаны обозначить эти ограничения соответствующими дорожными знаками (статья 3 Соглашения).
В соответствии со статьей 3 комментируемого Закона, устанавливающей правила осуществления международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, международные автомобильные перевозки таких грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам. В случае превышения максимального веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Статья 6 Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ, также регламентирует указанные правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, определяя, что негабаритные и тяжеловесные транспортные средства пропускаются на территории Сторон только при наличии специального разрешения, выдаваемого компетентными органами Сторон. Помимо этого, названная норма предписывает, что такие транспортные средства могут передвигаться только по определенному маршруту и на условиях, указанных в специальном разрешении.
За выдачу специальных разрешений на пропуск по своей территории негабаритных и тяжеловесных грузов Стороны могут устанавливать плату в размерах, предусмотренных национальными нормативными правовыми актами. Кроме того, как указано в статье 13 Соглашения, Стороны будут стремиться к унификации методов измерения размеров и масс транспортных средств, указанных в приложениях к настоящему Соглашению. А в статье 14 указано, что Стороны примут меры для того, чтобы автомобильные дороги государств - участников настоящего Соглашения, входящие в систему международных автомобильных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств, в полной мере отвечали требованиям для пропуска по ним транспортных средств с максимальными размерами и массой, установленными настоящим Соглашением. Данные нормы направлены на унификацию международно-правовой и региональной политики в сфере международных автомобильных перевозок и, безусловно, являются положительным моментом развития отношений в рамках международных автомобильных сообщений.

 

Опасный груз

 

В соответствии с пунктом "b" статьи 1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 г.) термин "опасные грузы" означает вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A (содержит требования, касающиеся упаковки и маркировки грузов) и B (содержит требования, касающиеся, в частности, конструкции, оборудования и движения транспортного средства, перевозящего грузы) или допускаются к ней с соблюдением определенных условий. Опасным грузом, в соответствии с определением, приведенным в комментируемой статье, являются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности. Исходя из приведенного понятия, основным критерием опасности груза является его свойство - создавать при перевозке угрозу жизни или здоровью людей, окружающей природной среде, материальным ценностям. Данная угроза не предполагает реализации, следовательно, перевозка не только безопасных, но и опасных грузов должна удовлетворять требованию безопасности в пути. Однако, согласно положению пункта 1 статьи 4 ДОПОГ, каждая Договаривающаяся Сторона сохраняет за собой право регламентировать или воспрещать по причинам, иным, чем такая безопасность в пути, ввоз на свою территорию опасных грузов.
Вместе с тем Договаривающиеся Стороны сохраняют за собой право уславливаться путем заключения особых двусторонних или многосторонних соглашений о том, что:
некоторые опасные грузы, всякая международная перевозка которых запрещается указанным Соглашением (ДОПОГ), могут при известных условиях допускаться к международной перевозке через их территорию;
опасные грузы, международная перевозка которых допускается указанным Соглашением лишь на определенных условиях, могут быть предметом международной перевозки через их территорию с соблюдением требований, менее строгих, чем те, которые предписаны в приложениях к Соглашению (п. 3 ст. 4 ДОПОГ).
На своей пятьдесят первой сессии (26 - 30 октября 1992 года) Рабочая группа по перевозкам опасных грузов (WP.15) Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии приняла решение об изменении структуры приложений A и B на основе предложения Международного союза автомобильного транспорта (TRANS/WP.15/124, пункты 100 - 108). Главные цели заключались в следующем: сделать требования более понятными и более удобными для пользователей, с тем чтобы их можно было легче применять не только к международным автомобильным перевозкам в режиме ДОПОГ, но и к внутренним перевозкам во всех европейских государствах на основе национального законодательства или законодательства Европейского сообщества и в конечном счете обеспечить прочную нормативно-правовую основу на европейском уровне. Кроме того, было сочтено необходимым более четко сформулировать обязанности различных участников транспортной цепочки, сгруппировать более систематическим образом требования, касающиеся этих различных участников, и провести разграничение между правовыми требованиями ДОПОГ и европейскими или международными стандартами, которые могли бы применяться с целью выполнения этих требований. Вариант ДОПОГ с измененной структурой, принятый Рабочей группой W.15, соответствует Типовым правилам Рекомендаций по перевозке опасных грузов Организации Объединенных Наций, Международному кодексу морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ), Техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Международной организации гражданской авиации и полностью согласован с Правилами международной перевозки опасных грузов по железным дорогам (МПОГ). Поэтому полагаем необходимым руководствоваться именно Соглашением ДОПОГ при рассмотрении понятия опасных грузов.

Необходимо отметить и учитывать, что Соглашение ДОПОГ представляет собой соглашение между государствами и не предусматривает наличие какого-либо общего органа для обеспечения соблюдения его положений. На практике проверки на автомагистралях осуществляются Договаривающимися Сторонами и несоблюдение положений Соглашения может привести к возбуждению национальными органами иска против нарушителей в соответствии с их внутригосударственным законодательством. В самом Соглашении ДОПОГ не предусматривается в этой связи никаких санкций. На момент заключения Соглашения Договаривающимися Сторонами являлись: Австрия, Азербайджан, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Казахстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия.
ДОПОГ применяется к перевозкам, осуществляемым через территорию по крайней мере двух из вышеперечисленных Договаривающихся Сторон. Кроме того, следует отметить, что в интересах обеспечения единообразия и свободной торговли в рамках Европейского союза (ЕС) приложения A и B к ДОПОГ были также приняты государствами - членами ЕС в качестве основы для регулирования автомобильной перевозки опасных грузов в пределах их территорий и между ними (Директива 94/55/ЕС Совета от 21 ноября 1994 года о сближении законодательных актов государств-членов, касающихся автомобильной перевозки опасных грузов, с поправками). Приложения A и B к ДОПОГ были также приняты рядом стран, не являющихся членами ЕС, в качестве основы своего внутригосударственного законодательства.
ДОПОГ устанавливает различные классы опасных грузов. Российская Федерация также придерживается данной классификации. Полагаем, имеет смысл привести ее при рассмотрении определения опасных грузов:
класс 1 - взрывчатые вещества и изделия;
класс 2 - газы (имеются подклассы, отдельно рассматриваются смеси газов);
класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4:
подкласс 4.1 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
подкласс 4.2 - вещества, способные к самовозгоранию;
подкласс 4.3 - вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5:
подкласс 5.1 - окисляющие вещества;
подкласс 5.2 - органические пероксиды;
класс 6:
подкласс 6.1 - токсичные вещества;
подкласс 6.2 - инфекционные вещества;
класс 7 - радиоактивные материалы, в том числе:
материалы с низкой удельной активностью (НУА);
объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением (ОПРЗ);
радиоактивные материалы с низкой способностью к рассеянию;
класс 8 - коррозионные вещества;
класс 9 - прочие опасные вещества и изделия.
Приведенная классификация аналогична той, которая используется в Рекомендации Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов "Оранжевая книга". Принципы этой классификации грузов по виду связанной с ними опасности разработаны таким образом, чтобы классификация отвечала техническим условиях и в то же время сводила к минимуму опасность коллизии с существующими правилами. Следует отметить, что порядок нумерации классов не соответствует степени опасности груза.
Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730, является документом, в соответствии с которым (а также с комментируемым Законом) российские перевозчики допускаются к осуществлению международных автомобильных перевозок (соответствующие правила рассмотрены в комментарии к статье 2 настоящего Закона). Поскольку в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, отдельно регламентирующий правила допуска иностранных перевозчиков к международным автомобильным перевозкам, предполагаем, что к данным лицам применяются нормы названного Положения.
Однако перевозка опасных грузов является более узкой сферой международных автомобильных перевозок, поэтому и урегулирована отдельными нормативно-правовыми актами. Так, в целях обеспечения безопасности международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации, совершенствования организации осуществления таких перевозок с учетом требований Соглашений о международном автомобильном сообщении, а также Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) был принят Приказ Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации". Этот документ устанавливает правовые основания для перевозки опасных грузов, регламентируя выдачу в установленном порядке специальных разрешений Минтранса России иностранным и российским перевозчикам, осуществляющим перевозки в международном автомобильном сообщении по территории РФ. Большинство норм Приказа носят бланкетный характер, поэтому при его изучении необходимо обращение к массе других нормативно-правовых актов.
Так, выдача специальных разрешений на перевозку:
- опасных веществ, отнесенных к 1 классу опасности, должна обеспечиваться при соблюдении требований Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 732 "О порядке экспорта, импорта и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного применения и пиротехнических изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 9. Ст. 1018);
- опасных веществ, отнесенных к 6 классу опасности, - при соблюдении требований Постановлений Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ" и от 26 сентября 1997 г. N 1219 "О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года" (соответственно Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 13. Ст. 1350 и 1997. N 40. Ст. 4589);
- опасных отходов - при соблюдении требований Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 28. Ст. 3379). Нужно отметить, что указанное Постановление признано утратившим силу. Поэтому при правовой регламентации перевозки опасных отходов следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442, утвердившим Правила трансграничного перемещения отходов. (О правовом регулировании трансграничного перемещения отходов будет отдельно сказано далее в комментарии.)
Пункт 2 Приказа Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации" устанавливает, что перевозка грузов, отнесенных к 7 классу опасности, производится по сертификатам-разрешениям на конструкцию упаковки и перевозку этих грузов, выдаваемым Министерством Российской Федерации по атомной энергии и согласованным с ГИБДД МВД России маршрутам перевозки.
О порядке перемещения в международном автомобильном сообщении такой разновидности опасных грузов, как опасные отходы, следует оговориться отдельно. В целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и обязательств Российской Федерации, вытекающих из Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (которая, как известно, содержит правила обеспечения гарантий при трансграничном перемещении опасных и (или) других отходов), было принято Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 "О трансграничном перемещении отходов", утвердившее соответствующие Правила трансграничного перемещения отходов.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления, ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложении N 1 к Правилам трансграничного перемещения отходов, в целях их использования и вывоз с территории Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложениях 1 и 2 к Правилам, осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов. Транзит опасных отходов по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Для получения разрешения на каждое трансграничное перемещение отходов заявитель представляет в Министерство природных ресурсов Российской Федерации (его территориальный орган) следующие документы:
заявление о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, его количества, кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и перечня заинтересованных государств, участвующих в трансграничном перемещении отходов;
копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
уведомление о трансграничном перемещении отходов (в 3-х экземплярах);
документ о перевозке отходов;
копии лицензии на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами и паспорта опасного отхода;
копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;
разрешение предусмотренного Базельской конвенцией компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в случае их вывоза (транзита) с территории (по территории) Российской Федерации;
копия документа, подтверждающего обеспечение заявителем гарантий в соответствии с правилами, разработанными в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Базельской конвенции.
Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов. За представление недостоверных или искаженных сведений заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, представленные в Министерство природных ресурсов Российской Федерации (его территориальный орган) для получения разрешения на трансграничное перемещение отходов, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (его территориальный орган) принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче указанного разрешения со всеми необходимыми документами. Кроме этого, Министерство природных ресурсов Российской Федерации (его территориальный орган) может привлекать в установленном порядке специализированные органы и организации, а также отдельных специалистов для проведения независимой оценки соответствия заявителя требованиям и условиям законодательства в области обращения с отходами.
Перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через которые допускается трансграничное перемещение отходов, определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.