Льготы по таможенному оформлению при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза

 

Государственное регулирование внешней торговли основывается на сочетании экономических (таможенно-тарифных и финансовых) и административных методов воздействия. Экономические методы характеризуются воздействием государства на деятельность хозяйствующих субъектов способами, с помощью которых участник самостоятельно оценивает результаты своей деятельности, видит их целесообразность и выгоду после подведения баланса расходов и полученных доходов. Реализация целей таможенной политики достигается в том числе использованием правовых стимулов для отдельных субъектов правоотношений, деятельность которых благоприятна для государства. В литературе отмечается, что важной частью таможенного регулирования является предоставление льгот и преференций в виде освобождения от пошлин, налогов и сборов; снижения ставок пошлин и возврата ранее уплаченных пошлин; тарифных преференций; льгот в области таможенного оформления и таможенного контроля и т.д. Особенно это становится актуальным на сегодняшнем этапе ускоренных интеграционных процессов в мировой экономике.

Упоминание таможенных льгот, равно как и таможенных упрощений, имеет место в действующем законодательстве, однако без раскрытия их содержания. Статья 324 Таможенного кодекса Таможенного союза (О Таможенном кодексе Таможенного союза: Договор от 27 ноября 2009 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в ред. Протокола от 16.04.2010)) закрепляет таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров, которые выражаются в возможности ввоза и вывоза товаров, предназначенных для личного пользования, с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Применение специальных упрощений связано с присвоением участнику внешнеэкономической деятельности статуса уполномоченного экономического оператора (ст. 41 ТК ТС).

Таможенные льготы при проведении таможенного оформления обладают как общими для всех таможенных льгот признаками, так и рядом специфических черт, позволяющих объединить их в отдельную самостоятельную группу процедурных льгот. Во-первых, таможенные льготы, связанные с таможенным оформлением, являясь инструментом таможенной политики, направлены на формирование у получателя льгот общественно полезного поведения взамен на сокращение временных и финансовых издержек при таможенном оформлении. Во-вторых, предоставление ряда льгот по таможенному оформлению ставится в зависимость от добросовестности соискателя (например, таможенный орган отказывает лицу в выдаче разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случае неоднократного привлечения этого лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела). Одновременно считаем необходимым заметить, что ряд таможенных льгот по таможенному оформлению преследуют не экономические, но сугубо политические цели (например, таможенные льготы для дипломатических представительств (консульских учреждений) иностранных государств).
Таможенные льготы при таможенном оформлении вбирают в себя следующие составляющие:

1) специальные (таможенные) упрощения;

2) усеченный (льготный) порядок таможенного оформления;

3) освобождение от таможенного оформления.

Специальные таможенные упрощения являются самой крупной группой таможенных льгот по таможенному оформлению. Стоит отметить, что наиболее часто в таможенном законодательстве встречаются упрощения, направленные на девиацию процедуры таможенного декларирования. Применение тех или иных специальных упрощений при таможенном оформлении ставится законодателем в зависимость от определенных условий, при соблюдении которых у заинтересованного лица возникает право на применение специальных упрощений. Например, ст. 193 ТК ТС заложены правовые средства, позволяющие значительно упростить и ускорить таможенные процедуры посредством института предварительного декларирования, предоставляющего возможность заинтересованным лицам документально оформить товары до их фактического ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Применение других таможенных упрощений ставится в зависимость от дискреции таможенного органа. Например, ст. 200 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ)) предусматривает возможность применения такого таможенного упрощения, как осуществление временного хранения товаров на складе получателя.

Существуют также специальные упрощения, установленные международными договорами: например, применение процедуры МДП, карнета А.Т.А., таможенное оформление плодоовощной продукции Республики Молдова и Украины (О предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции: Соглашение между таможенными службами Республики Молдова, Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации от 21 мая 1998 г.).

Следует отдельно упомянуть о таком специальном упрощении, как первоочередной порядок совершения таможенных операций и помещения товаров под таможенную процедуру. Первоочередной порядок совершения операций концентрирует усилия таможенных органов на таможенном оформлении определенных видов товаров, задержка оформления которых может создать угрозу для жизни людей (в случае перемещения товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций), либо негативно отразиться на товаре и причинить существенный ущерб для декларанта (при перемещении товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных), либо характер товаров требует их ускоренного таможенного оформления (экспресс-грузы, сообщения и материалы для средств массовой информации). Первоочередной порядок помещения товаров под таможенную процедуру не изменяет содержания таможенного оформления: товары подлежат таможенному декларированию по общим правилам наравне со всеми иными перемещаемыми товарами с учетом заявленной таможенной процедуры. Оптимизация таможенного оформления заключается только в совершении таможенными органами таможенных операций в отношении названных товаров вне какой-либо очередности, если таковая имеет место.
Некоторые специальные упрощения закреплены только национальном законодательством - Федеральным законом "О таможенном регулировании в РФ": предварительное таможенное декларирование, подача неполной таможенной декларации, периодическое и временное периодическое таможенное декларирование регулируются Федеральным законом "О таможенном регулировании в РФ". Важность и необходимость применения предварительных и неполных таможенных деклараций отражена в стандартном правиле 3.13 Киотской конвенции. Периодическое декларирование, как отмечает Ю.Ф. Азаров, в государствах - торговых партнерах России является одной из наиболее широко применяемых процедур. Эта процедура является привлекательной как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов. Для участника внешнеэкономической деятельности процедура периодического декларирования товаров повышает возможность проведения всех необходимых таможенных формальностей для ускорения выпуска товаров, а также предоставляет возможность избежать излишних обременений для подачи повторяющихся документов. Это, в свою очередь, способствует снижению издержек, связанных с транспортировкой товаров и таможенным оформлением. Для таможенных органов данная процедура позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и более гибко осуществлять контроль в отношении как представляемых документов, так и внешнеэкономических сделок. Такой подход ведет к более эффективным посттаможенным проверкам и возможностям улучшения таможенного администрирования.

Остается неясным, по каким причинам означенные национальные упрощения (предварительное таможенное декларирование, подача неполной таможенной декларации, периодическое и временное периодическое таможенное декларирование) не выведены на уровень Таможенного кодекса Таможенного союза, что препятствует единому таможенному регулированию в Таможенном союзе.

Как правило, специальными упрощениями при таможенном оформлении имеют право воспользоваться любые заинтересованные лица при соблюдении определенных нормативно закрепленных условий применения упрощений. Вместе с тем некоторым лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, специальные упрощения предоставляются ввиду их особого статуса. Так, обеспечение уплаты таможенных платежей является одним из базовых условий для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 217 ТК ТС при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, если в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор; товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

Необходимым представляется рассмотрение такого особого субъекта таможенных правоотношений, как уполномоченный экономический оператор, который аккумулирует большое количество специальных упрощений. Введение института уполномоченного экономического оператора является новеллой отечественного законодательства. Статья 85 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ" определяет уполномоченного экономического оператора как юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.

Концепция уполномоченных экономических операторов разработана в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организацией (WCO Safe Framework Standarts. June 2007.) и является базисом данных стандартов. Сущность вводимой Рамочными стандартами концепции уполномоченного экономического оператора сводится к государственно-частному партнерству (взаимодействию таможенных органов и бизнеса). Уполномоченный экономический оператор определяется как "лицо, участвующее в международном товарообороте в любом виде, признанное национальными таможенными органами соответствующим требованиям Всемирной таможенной организации либо аналогичным требованиям безопасности цепи поставок. Уполномоченными экономическими операторами также являются производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, логистические организации, посредники, морские порты, аэропорты, дистрибьюторы".

К.Л. Курочкин пишет, что уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе - определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов и которым (лицам) предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Важно отметить, что одним из условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора является предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную одному миллиону евро. Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставляется обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро. Вышеозначенные требования свидетельствуют о приведении таких категорий, как "доверие" или "добросовестность" участника внешнеэкономической деятельности, к единому финансовому знаменателю. Необоснованно высокая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей фактически исключает доступ к статусу уполномоченного экономического оператора для малого и среднего бизнеса, доля которого в числе участников внешнеэкономической деятельности в развитых странах превышает 50% (Latin America leads the way in AEO implementation).

Любопытно отметить, что установление специальных упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса РФ 2003 г. вовсе не было связано с внесением соискателем обеспечения уплаты таможенных платежей. Единственным критерием предоставления специальных упрощенных процедур таможенного оформления являлась добросовестность соискателя - участника внешнеэкономической деятельности.

Таможенный кодекс Таможенного союза реализовал иную модель института уполномоченного экономического оператора, при которой государство предоставляет обладателю рассматриваемого статуса уполномоченного экономического оператора в обмен на "лояльность", гарантированную обеспечением уплаты платежей, целую группу специальных упрощений, как-то:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование.

Как видно, упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, более масштабны, нежели существовавшие ранее специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Однако это не оправдывает установленного и, как представляется, необоснованно большого размера обеспечения уплаты таможенных платежей.

Зарубежная модель уполномоченного экономического оператора основана на партнерстве таможенной службы и участника внешнеэкономической деятельности. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли требуют максимально прозрачного ведения бизнеса, полного доступа (в том числе электронного в режиме реального времени) таможенной службы к коммерческой документации и финансовой отчетности уполномоченного экономического оператора. Взаимодействие с таможенными органами строится прежде всего на технологии электронного обмена сведениями. Государство же предоставляет лицу, получившему статус уполномоченного экономического оператора, привилегированное положение, устанавливая ряд таможенных льгот по сравнению с общим порядком таможенного оформления: сокращение числа передаваемых в таможенные органы сведений; сокращение объема проводимого фактического и документального контроля; приоритетное проведение контрольных мероприятий в случае проведения таможенными органами фактического контроля; право требовать отдельного места (территории) для проведения таких контрольных мероприятий и прочее.

По нашему мнению, введение института уполномоченного экономического оператора, безусловно, будет способствовать оптимизации движения товаропотоков. Необходимо предоставить доступ к получению статуса уполномоченного экономического оператора большему числу участников внешнеэкономической деятельности путем установления дифференцированного размера обеспечения уплаты таможенных платежей в зависимости от суммарной таможенной стоимости поставляемых товаров в год. Критерием предоставления статуса уполномоченного экономического оператора должна быть законодательно установленная минимальная величина уставного капитала соискателя, что позволит снизить риск получения статуса уполномоченного экономического оператора недобросовестными лицами. Еще одним критерием должно быть обязательное ведение соискателем всей бухгалтерской отчетности, учета перемещаемых товаров, контроля поставки в электронной форме посредством соответствующих программных средств и обеспечение таможенным органам круглосуточного доступа к данной информации. Приведенные меры, думается, будут способствовать снижению издержек и существенной оптимизации товарооборота для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, акцентируя усилия таможенных органов на осуществлении контрольных функций.

Другим видом таможенных льгот, закрепленных действующим законодательством, является льготный (усеченный) порядок таможенного оформления, который применяется в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (глава 49 Таможенного кодекса Таможенного союза). Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, было упомянуто как льготное в Приказе ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" ( Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации: Приказ ГТК России от 24 ноября 2009 г. N 814) и Приказе ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" (Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации: Приказ ГТК России от 24.11.2009 N 815). В настоящее время правовое регулирование перемещения товаров для личного пользования осуществляется Соглашением от 18 июня 2010 г. между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском: Соглашение от 18 июня 2010 г. между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан). Для применения данного льготного порядка таможенного оформления необходимо одновременное соблюдение двух условий: товар перемещается физическим лицом; товар предназначен для личного пользования.

Если вопрос о получателе рассматриваемой льготы по таможенному оформлению (физическом лице) можно считать в достаточной степени ясным, то определение целевого назначения ввозимого товара крайне затруднительно. Статья 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. устанавливает, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);

- характера и количества товаров;

- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Как видно из приведенных законоположений, установление целевого назначения ввозимых товаров возлагается на таможенные органы и не имеет каких-либо четких критериев. Пункт 36 ч. 1 ст. 4 ТК ТС раскрывает понятие товаров "для личного пользования" как предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом. Раздел 2 ранее действовавших Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815, разъяснял порядок установления предназначения товаров. Так, при установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

б) количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

Несмотря на то что Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 в настоящее время утратил силу, перечисленные критерии определения целевого назначения перемещаемых товаров продолжают служить ориентиром для определения целевого назначения товаров.

Кроме того, действующее законодательство не предоставляет права физическим лицам доказывать целевое назначение перемещаемых товаров в ходе таможенного оформления, оставляя в таком случае для бенефициаров таможенной льготы единственный выход: подтверждать целевое назначение товара при обжаловании действий (решений) должностных лиц таможенных органов. Полагаем, что ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. должна быть дополнена нормой, предоставляющей право физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу, доказывать целевое назначение перемещаемых товаров.

Существо льготного порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, заключается в применении целого ряда правовых и процедурных исключений, что позволяет говорить о таможенном оформлении товаров для личного пользования как об особом, льготном порядке таможенного оформления, который в наибольшей степени сжат по времени и упрощен. Исходя из этого, мы именуем данный порядок таможенного оформления усеченным.

Еще одним видом таможенной льготы по таможенному оформлению является освобождение товаров от таможенного оформления. Существо данной таможенной льготы заключается в установлении исключения в принципе обязательности таможенного оформления в отношении определенных товаров, перемещаемых через таможенную границу государства. В этой связи нельзя считать таможенной льготой отсутствие таможенного оформления товаров, перемещаемых внутри таможенной территории Таможенного союза. Данная льгота существовала до объединения с 1 января 2010 г. таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в единую таможенную территорию Таможенного союза: от таможенного оформления были освобождены товары, происходящие с таможенной территории Республики Беларусь и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации (О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь": Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 г N 583 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 254, от 22.08.2000 N 619)). Представляется обоснованным тот факт, что действующее таможенное законодательство не предусматривает подобной льготы: невозможность проведения таможенного оформления исключает льготные товары из объектов воздействия таможенной политики и создает угрозу экономической безопасности государства.

Декабрь 2012 г.