Международная авиаперевозка грузов
Общие понятия и правовое регулирование международных авиаперевозок грузов
Исходя из норм Воздушного кодекса РФ, международная авиаперевозка грузов и пассажиров трактуется как перевозка, осуществляемая посредством воздушных судов.
Авиаперевозки являются одним из самых быстрых, но в то же время и самых дорогих видов доставки грузов до пунктов назначения. В связи с этим, преимущественно этот виде перевозок используется для доставки дорогостоящих грузов, а так же срочной и своевременной доставки грузов.
Ключевой особенностью определяющей правовое регулирование авиаперевозок является воздушное пространство, в рамках которого осуществляются полеты. В международном праве воздушное пространство делят на:
- суверенное, представляет собой пространство, находящееся над государственной территорией в пределах страны, включает в себя так же сушу и территориальные воды этой страны. Государство вправе самостоятельно устанавливать свои правила авиаперевозок в рамках своего суверенного воздушного пространства.
- международное, представляет собой совокупность районов полетной информации. В свою очередь районом полетной информации считается воздушное пространство, находящееся в рамках определяемых техническими возможностями средств навигации. Район полетной информации включает в себя воздушные трассы, а так же зоны и траектории полета авиатранспорта.
Правовое регулирование международных авиаперевозок регулируется следующими правовыми соглашениями:
- Варшавская конвенция;
- Гвадалахарская конвенция.
Регулирование международных авиаперевозок грузов между странами осуществляются посредством двусторонних межправительственных соглашений. Выделяют следующие виды таких соглашений:
- межправительственные соглашения о воздушном сообщении, устанавливается в результате двусторонних соглашений государств, путем предоставления друг другу прав на обеспечение воздушного сообщения между этими странами. Чартерные рейсы при таких соглашениях осуществляются на основе разрешений правительственных структур, запрашиваемым в каждом конкретном случае по дипломатическим каналам.
- соглашения между авиакомпаниями, назначенными для эксплуатации договорных авиалиний. Такие соглашения устанавливаются в двустороннем порядке между авиакомпаниями, назначенными для эксплуатации договорных авиалиний.
- коммерческие соглашения, представляют собой двусторонние отношения устанавливаемые между авиакомпаниями на основе коммерческих соглашений.
Организация и документальное оформление международных авиаперевозок
Рассмотрим документальное оформление международной авиаперевозки груза на примере отгрузки российским экспортером на условиях CFR из российского аэропорта.
- Российская компания – экспортер высылает в адрес импортера извещение, с информацией о том, что товар готов к отгрузке.
- В ответ импортер отправляет российской компании экспортеру инструкцию по отправке, а так же извещение о распределении документов.
- Следующим этапом является оформление контракта с грузовым терминалом, предметом которого является транспортно-экспедиционное обслуживание.
- Оформление и подписание экспортером контракта с перевозчиком, соответственно здесь предметом договора является перевозка груза. Кроме того, следует учесть, что доказательством заключения контракта на перевозку груза может служить и двусторонне подписанная накладная, как со стороны грузоотправителя, так и со стороны перевозчика.
- Экспортер передает оформленную в установленном порядке и подписанную накладную, а так же сопроводительные документы на груз (в данном случае ими являются упаковочный лист и сертификаты) перевозчику.
- Аэропортом оформляется требуемое количество грузовых манифестов, после чего один из экземпляров манифеста аэропорт передает экспортеру.
- Когда груз прибудет в аэропорт назначения он передается импортеру вместе с оригиналом авианакладной № 2, а так же грузовым манифестом и сопроводительными документами на груз.
Авиагрузовая накладная представляет собой документ, оформляемый отправителем груза либо от его имени. Кроме того такая накладная является подтверждением заключения двустороннего договора между отправителем груза и перевозчиком, предметом которого является перевозка груза посредством авиалиний перевозчика.
Отправитель груза оформляет авиационную накладную на английском языке, после чего такая накладная передается вместе с грузом перевозчику. Такая накладная представляет собой комплект из 12 экземпляров идентичных бланков, каждый из которых имеет разный цвет, все экземпляры скреплены по торцу между собой корешками, в порядке удобном при их фактическом использовании. Полнота и правильность заполнения авиационной накладной в полной мере возлагается на отправителя груза.
Заполнение экземпляров авианакладной производится одновременно посредством карбонирования. Причем из этих 12 экземпляров три являются оригиналами и девять копиями.
Первый оригинал зеленого цвета перевозчик оставляет себе, для него такая накладная служит фактом подписания договора на перевозку груза.
Второй оригинал розового цвета передается в пункте назначения получателю груза вместе с самим грузом.
Третий оригинал голубого цвета перевозчик подписывает и возвращает отправителю груза у которого эта накладная служит фактом подписания двустороннего договора.
Копия 4 желтого цвета направляется в сопровождении груза вплоть до пункта назначения, где подписывается получателем груза и передается последнему перевозчику, для которого служит фактом выполнения договора перевозки.
Копия 5 белого цвета направляется в сопровождении груза вплоть до пункта назначения, где передается аэропорту назначения. В основном накладная используется в процессе прохождения таможенного досмотра груза.
Копия 6 белого цвета направляется в сопровождении груза и остается у третьего перевозчика, если он участвует в перевозке данного груза.
Копия 7 направляется в сопровождении груза и остается у второго перевозчика, если он участвует в перевозке данного груза.
Копия 8 белого цвета предназначена для первого перевозчика, который забирает себе этот экземпляр еще в аэропорту отправления.
Копия 9 белого цвета предназначена для агента, в роли которого может выступать авиакомпания.
Копии 10, 11 и 12 белого цвета, являются дополнительными и применяются перевозчиком в особых случаях.
Авиагрузовая накладная в свой форме содержит следующую основную информацию: место составления, отправки и доставки; места остановок, наименования и адреса отправителя груза, первого перевозчика и получателя груза; количество мест, вес и иные характеристики груза; ценность груза; сумма установленных платежей за перевозку; документы, являющиеся приложением к авианакладной.
Авиагрузовая накладная не имеет силы товарораспорядительного или передаточного документа. Основная ее функция подтверждение заключения договора перевозки, а так же принятия груза к перевозке в соответствии и с соблюдением установленных условий.
При таможенном оформлении товаров авиагрузовая накладная может выступать в качестве таможенной декларации. Кроме описания характеристик груза, авианакладная содержит информацию и перевозчике, включая данные о самолете, рейсе, пунктах назначения и отправления.
Кроме оформления документов по перевозке груза, важной операцией в процессе авиаперевозки груза является бронирование тоннажа. Оно представляет собой закрепление за данным отправителем груза тоннажа в конкретном воздушном судне по всему маршруту следования. Посредством бронирования тоннажа достигается выполнение основного преимущества авиаперевозок – скорость доставки грузов. Для проведения процедуры бронирования тоннажа необходимо в бюро бронирования авиакомпании либо агентстве авиакомпании предоставить сведения о перевозимом грузе с указанием его параметров, пунктов назначения и отправления. Бронирование производится на все участки маршрута следования груза.
Грузовые тарифы при международных авиаперевозках грузов устанавливаются Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Такие тарифы устанавливаются исходя из платы за перевозку 1 килограмма груза от пункта отправления до пункта назначения. Существует три основных категории грузовых тарифов:
- обычные, используются для грузов, вес которых не превышает 45 кг.;
- количественные, используются для перевозки крупных партий грузов, такой тариф предусматривает скидки в зависимости от тоннажа груза;
- минимальные, используются для грузов, вес которых не превышает 5 килограмм.
При установке тарифа учитывается еще один важный фактор, от которого зависит его размер – тип самолета которым груз будет отправлен, либо пассажирский, либо грузовой самолет. К перевозке грузов пассажирскими самолетами на международных рейсах принимаются грузы не превышающие 200 килограмм и с габаритами соответствующими параметрам грузового люка самолета.