Международная железнодорожная перевозка грузов


 
 

Особенности железнодорожных перевозок


 
 

Международная железнодорожная перевозка грузов и пассажиров представляет собой перевозку грузов, пассажиров, а так же багажа железнодорожным транспортом с использованием транспортных сообщений двух и более стран.

Железнодорожный транспорт имеет ряд положительных факторов: перевозка крупногабаритных грузов и в больших объемах; перевозка таких грузов на дальние расстояния; высокая грузоподъемность транспорта; перевозка особых, специфичных и специальных грузов. Еще одним из неоспоримых преимуществ железнодорожной перевозки является его сравнительная дешевизна, обусловленная низкой трудоемкостью, отсутствием востребованности в дорогом жидком топливе, прочность и долговечность такого транспорта. Наиболее существенным недостатком железнодорожных перевозок является его ограниченность, вытекающая из привязанности такого транспорта к непосредственно железнодорожной сети, а так же довольно таки высокая себестоимость погрузочно-разгрузочных операций, а так же самих станций.

В большинстве своем железнодорожные перевозки используются для транспортировки на большие расстояния значительных объемов грузов, такие перевозки  эффективны на территориях с развитой структурой железных дорог.


 
 

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок


 
 

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется посредством следующих нормативно-правовых актов:
- Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК)
- Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

В этих Бернских конвенциях участвует 33 страны, в том числе из Европы, Азии  и Северной Африки.

Единые правила, установленные МГК в своем действии распространяются лишь на перевозки в пределах железнодорожных линий, перечень которых озвучен в соглашении. Ставки провозных платежей при этом определяются в пределах национальных, а так же международных тарифов. Кроме того, правила КОТИФ устанавливают сроки доставки грузов:
- большой скорости 40 километров в сутки;
- малой скорости 300 километров в сутки.

КОТИФ определяет и условия и размеры ответственности на случай повреждения, порчи или утери груза.

Еще две многосторонние конвенции, регулирующие международные железнодорожные перевозки грузов, заключены в основном странами социалистической Европы и Азии:
- Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). СМГС распространяется только на международные перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с перевозчиком, являющимся участником СМГС, и, кроме того, еще минимум одна железная дорога страны участницы СМГС участвует в такой перевозке.
- Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).

Посредством СМГС образуется единый регламент по процедурам заключения договоров перевозки, установлением прав и обязанностей участников договора, а так же претензиям при невыполнении каких-либо условий договора.

 


 
 

Схема и документальное оформление международной железнодорожной перевозки


 
 

Осуществление внешнеторговых перевозок грузов железнодорожным транспортов в РФ осуществляется Российскими железными дорогами (РЖД). При осуществлении перевозок грузов как на экспорт, так и по импортным контрактам российские компании взаимодействуют  с подразделениями РЖД. Рассмотрим схему такого  взаимодействия на примере поставки российской компании экспортером груза на условиях CFR, с российской железнодорожной станции.

- Отправка российской компанией экспортером извещения импортеру о готовности товара к отгрузке.

- В свою очередь импортер направляет в адрес российского экспортера инструкцию по отправке, а так же инструкцию о распределении документов.

- Российская компания экспортер оформляет договор на перевозку груза с РЖД, через его подразделение Технологический центр подготовки документов (ТехПД).

- После чего экспортер передает заявку на заказ вагонов непосредственно на станцию, с которой будет отправляться груз, одновременно согласовываются план подачи вагонов и дата их отгрузки.

- Со стороны железнодорожной станции оформляются и передаются экспортеру счета на оплату установленных услуг, а так же на оплату железнодорожного тарифа.

- После оплаты указанных платежей экспортер готовит комплект сопроводительных документов на груз и передает их перевозчику. В данном случае такими документами могут быть: сертификаты, упаковочный лист, 4-ый лист ГТД.

- По результатам отгрузки товаров экспортер отправляет в адрес импортера извещение об отгрузке.

- Прибыв на станцию назначения, перевозчик передает импортеру сопроводительные документы на груз, а так же уведомление о прибытии груза вместе с самим грузом.

 


Комплект сопроводительных документов, оформляемых компанией экспортером, содержит пять листов, а именно:
- оригинал накладной, следует до станции назначения вместе с грузом, где передается импортеру непосредственно с  грузом и упаковочным листом;
- дорожная ведомость, следует вместе с грузом до пункта назначения, при прибытии груза передается станции назначения;
- дубликат накладной, после оформления договора перевозки передается отправителю;
- лист выдачи груза, следует до станции назначения вместе с грузом, по прибытии остается на дороге назначения;
- лист уведомления о прибытии груза, следует до станции назначения вместе с грузом, по прибытии  передается импортеру непосредственно с грузом и оригиналом накладной.

Железнодорожная накладная представляет собой документальное подтверждение заключения договора перевозки, участниками которого выступают отправитель груза и администрация железной дороги. Для международных перевозок грузов железнодорожным транспортом используются формы накладных, утвержденные конвенциями МГК и СМГС непосредственно по грузовым перевозкам. При оформлении железнодорожной накладной текст печатается на утвержденных стандартных бланках, как правило, на двух языках. Оформление накладной производится отправителем груза либо его экспедитором. Оригинал железнодорожной накладной и ее дубликат скрепляются печатью перевозчика, что является подтверждением заключения договора перевозки. После простановки печати перевозчиком, дубликат накладной остается у грузоотправителя, оригинал накладной следует с грузом, вместе с остальными товаросопроводительными документами.

Порядок расчетов согласовывается сторонами, существуют следующие схемы взаиморасчетов:
- полная 100%-ная оплата авансом;
- исходя из подекадных плановых платежей;
- взаиморасчетами.