Международный лизинг: таможенный и налоговый аспекты

 

На данный момент лизинг (финансовая аренда) стал распространенным вариантом обновления основных средств российскими организациями. Для отечественных производителей именно международный лизинг представляет интерес как один из наиболее приемлемых и быстрых способов обновления средств производства. Международный лизинг с экономической точки зрения представляет собой иностранные инвестиции, облеченные в товарную форму. При лизинге возможна растянутая по времени периодическая форма оплаты в основном из средств, получаемых при эксплуатации предмета лизинга, а не из собственных или заемных средств.

Основополагающими нормативными актами, регулирующими лизинговые правоотношения на территории Российской Федерации, в настоящее время являются Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге" (Оттава, 28.05.1988) (далее - Конвенция), Федеральный закон от 08.02.1998 N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге", Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге), Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утв. Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утв. Минэкономики России 16.04.1996.
Специальные нормы ГК РФ (§ 6 гл. 34) о лизинге применяются вместе с общими положениями об аренде и обязательствах. По общему правилу к лизингу применимы все нормы Кодекса, регулирующие договор аренды.
Основные отличительные черты международного лизинга заключаются в том, что иностранные лизинговые компании предоставляют 100-процентное финансирование инвестиционного проекта и не требуют немедленного начала платежей, дополнительного залога или прочих ограничений деятельности лизингополучателя, а также предусматривают в договоре лизинга возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу. Лизинговые платежи обычно начинаются после поставки имущества лизингополучателю. На наш взгляд, все вышеперечисленное позволяет говорить об очевидных преимуществах международного лизинга, в т.ч. для российских компаний.
Однако, несмотря на все плюсы, у российских компаний могут возникнуть определенные затруднения при таможенном оформлении предмета лизинга, а также налогообложении операций, связанных с предоставлением имущества в лизинг. В рамках настоящей статьи автор освещает данные вопросы.

 

Таможенный аспект

 

При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).
Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации - лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.
Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем.
Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 - 4 ст. 211 ТК РФ).
При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ). Некоторые суды подчеркивают, что данное обязательство должно быть выражено в письменной форме (Постановление ФАС Центрального округа от 22.02.2006 по делу N А54-623/2005-С8).
Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация - лизингополучатель.
Порядок проведения таможенных операций при применении режима временного ввоза установлен нормами Приказа ГТК России от 04.12.2003 N 1388 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза".
По общему правилу при ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российские организации - лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с пп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 ТК РФ ввозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России (пп. 4 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление. Однако, как уже было указано, применение режима временного ввоза влечет полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Полное освобождение возможно, если временный ввоз товаров не наносит существенный экономический ущерб Российской Федерации; осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма; если его целью является оказание международной помощи (п. 1 ст. 212 ТК РФ).
Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются в Постановлении Правительства РФ от 16.08.2000 N 599. Данный Перечень включает следующие группы:
- временно ввозимые (вывозимые) контейнеры и иная многооборотная тара;
- товары, временно ввозимые (вывозимые) в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях; товарные образцы, предназначенные исключительно для целей получения заказов на товары такого типа и не пригодные для использования в иных целях; рекламные материалы, фильмы и компьютерные носители информации, раскрывающие свойства или назначение товаров; товары для проведения испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик; профессиональное оборудование (за исключением используемого в производстве) и инструменты, остающиеся в собственности иностранного лица, ввозимые для выполнения конкретной работы на территории Российской Федерации;
- временно ввозимые (вывозимые) товары, связанные с оказанием содействия международным связям в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма: оборудование и материалы, используемые для научно-исследовательских, образовательных целей, в областях культуры и кинематографии, театральные товары (сценическое оборудование), товары, предназначенные для спортивных соревнований, тренировок, культурные ценности, книги, периодические издания, публикации и документы, связанные с образованием, наукой и культурой;
- товары, ввозимые (вывозимые) для оказания международной помощи, предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в т.ч. транспортные средства, предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- иные товары: перемещаемые в соответствии с решениями Правительства РФ, принимаемыми по представлению Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике; товары для обеспечения социально-бытовых условий жизни экипажей иностранных (при вывозе - российских) морских судов, оборудование прессы.
Кроме того, Правительством РФ в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот при временном ввозе, принимаются меры, регламентирующие полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей по ряду конкретных видов техники. Например, Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" предоставлено полное освобождение от таможенных пошлин и налогов (кроме сборов за таможенное оформление) в отношении грузовых автотранспортных средств (седельных тягачей и грузовиков) на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
Большинство споров с таможенными органами возникает именно по вопросу отнесения товаров к льготным категориям, к которым может применяться режим временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, и их последующего целевого использования (Постановления ФАС Московского округа от 08.07.2009 N КА-А41/5962-09 по делу N А41-9501/08 и от 17.11.2008 N КА-А40/9061-08-2 по делу N А40-7063/08-94-84, Западно-Сибирского округа от 18.12.2009 по делу N А46-12598/2009, Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу N А53-10604/2009-С4-7), поскольку в отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с п. 1 ст. 212 ТК РФ, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга.
Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение.
Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).
Арбитражная практика складывается в пользу российских лизингополучателей, поскольку большинство судов допускают использование первого метода (например, Постановления Московского округа от 26.01.2010 N КА-А40/15150-09, от 23.07.2008 N КА-А41/6415-0-П; Поволжского округа от 27.05.2008 по делу N А12-17473/2007, от 19.07.2007 по делу N А12-20052/06, от 23.10.2008 по делу N А12-6972/08).
Противоположные выводы единичны (например, Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2009 N КА-А40/13923-09 по делу N А40-58562/09-2-321). При этом приводится следующее основание: право собственности на предмет лизинга сохраняется за лизингодателем, следовательно, лизингополучатель ограничен в правах на предмет лизинга. А нормы пп. 1 п. 2 ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" запрещают применять первый метод при наличии ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами.
Однако данное основание можно попытаться оспорить, ссылаясь на пп. 1 п. 2 ст. 19 Закона N 5003-1, где сказано, что первый метод применяется даже при наличии ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, если такие ограничения установлены федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. При этом ограничения прав лизингополучателя на предмет лизинга установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 665) и Законом N 164-ФЗ (ст. 11), следовательно, они не являются препятствием для лизингополучателя в применении первого метода.
Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях - 34 месяца).
За нарушение требования законодательства о сроке применения временного ввоза лизингополучатель может быть привлечен к административной ответственности (ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Более того, в силу ст. 15 ТК РФ лизингополучатель в такой ситуации не сможет совершить с предметом лизинга никаких действий, поскольку такое использование будет признано незаконным.

 

Налоговый аспект

 

Налог на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную стоимость при международном лизинге уплачивается лизингополучателем как декларантом при ввозе предмета лизинга на территорию Российской Федерации в составе таможенных платежей.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения этим налогом.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия данных товаров на учет.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на основании ст. 212 ТК РФ суммы НДС, уплаченные при временном ввозе товаров на территорию Российской Федерации, при вывозе данных товаров таможенными органами не возвращаются, суммы налога, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, после принятия товаров к учету, в т.ч. на забалансовый счет.
Вышеизложенная точка зрения подтверждается официальной позицией Минфина России, изложенной в Письме от 09.03.2005 N 03-04-08/35, а также сложившейся судебной практикой (Постановления Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 10865/03 по делу N А12-18256/02-С36, ФАС Московского округа от 04.08.2008 N КА-А40/6992-08 по делу N А40-3972/08-4-16, от 15.09.2008 N КА-А41/7728-08 по делу N А41-К2-23507/07).
Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации.
Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ.
Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.
Местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если:
- местом осуществления деятельности лизингополучателя движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория России;
- предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории России.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению движимого имущества в лизинг, только если лизингополучатель находится на территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 27.10.2008 N 03-07-08/246), а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в лизинг облагается НДС в любом случае.
Таким образом, помимо обязанности уплачивать НДС со стоимости предмета лизинга в составе таможенных платежей, которые впоследствии можно принять к вычету, у лизингополучателя возникает необходимость выступать в качестве налогового агента лизингодателя по НДС при уплате лизинговых платежей (ст. ст. 148, 161, 174 НК РФ).
Более того, согласно п. 4 ст. 174 НК РФ банк не имеет права принять от российской организации - лизингополучателя поручение на перевод денежных средств иностранному лизингодателю, если в банк не представлено поручение на уплату соответствующей суммы НДС в бюджет.
На основании п. 3 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные в российский бюджет российским налогоплательщиком - налоговым агентом при приобретении у иностранного лица работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, подлежат вычету при соблюдении всех требований действующего налогового законодательства к порядку оформления подтверждающих документов. Так, контролирующие органы в Письме Минфина России от 11.11.2009 N 03-07-05/55 отмечают необходимость правильного отражения в счете-фактуре вида оказанных услуг, под которым понимается использование следующей фразы: "Финансовая аренда (лизинг) с указанием наименования имущества, предоставляемого в финансовую аренду (лизинг), номера и даты соответствующего договора лизинга".

 

Налог на прибыль

 

Доходы от передачи имущества в лизинг включаются в состав доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Доход, подлежащий налогообложению, рассчитывается как сумма лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю. Налог на прибыль удерживается по ставке 20 или 10% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга и для каких целей оно используется (п. 2 ст. 284 НК РФ).
При применении метода начисления эти доходы признаются на дату оказания услуг (на последний день отчетного периода) независимо от фактического поступления лизинговых платежей (п. 1 ст. 271 НК РФ).
У лизингодателя, применяющего кассовый метод, лизинговые платежи учитываются в целях налогообложения в момент поступления на расчетный счет или в кассу (п. 2 ст. 273 НК РФ).
При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций.
Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.
В частности, налог на прибыль с лизинговых платежей не удерживается на территории Российской Федерации согласно положениям Соглашений между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998, между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996, между Правительством РФ и Правительством Финляндии от 04.05.1996, между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995, между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.1995, между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995, между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики от 09.09.1993, между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27.05.1993, между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.1992, Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 и т.д., при условии что предмет лизинга - движимое имущество и на территории Российской Федерации отсутствует постоянное представительство лизингодателя.
Порядок и условия применения положений международных налоговых соглашений при налогообложении доходов иностранных юридических лиц у источника выплаты в Российской Федерации определены п. 1 ст. 312 НК РФ.
Так, иностранная организация должна представить российской организации подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения.
Данный документ должен быть заверен уполномоченным органом страны инкорпорации компании.
Свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2005 N 20-12/36640).
При предоставлении подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты его выплаты такой доход освобождается от удержания налога у источника выплаты.
При этом направление иностранным лизингодателем заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуются (Постановления ФАС Московского округа от 28.09.2006 N КА-А40/8961-06 по делу N А40-82144/05-108-463, от 20.07.2006, 27.07.2006 N КА-А40/6592-06 по делу N А40-57059/05-140-350).
Таким образом, если организация-лизингодатель представит лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, налог на прибыль при выплате дохода у нее не удерживается.
В случае отсутствия такого подтверждения российская организация будет являться налоговым агентом в соответствии со ст. 310 НК РФ.
Российская организация - лизингополучатель как налоговый агент обязана перечислить сумму налога на прибыль, удержанного с доходов иностранной организации, в федеральный бюджет в течение трех дней после дня перечисления денежных средств иностранной организации (п. 2 ст. 287, п. 2 ст. 310, п. 6 ст. 284, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
В соответствии со ст. ст. 24, 289 и 310 НК РФ налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@. Инструкция по ее заполнению утверждена Приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.
Предмет лизинга признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ), при этом амортизацию начисляет та сторона договора финансовой аренды, на балансе которой числится имущество, переданное в лизинг (п. 10 ст. 258 НК РФ).
Первоначальная стоимость предмета лизинга чаще всего равняется сумме расходов лизингодателя на его приобретение и доведение до состояния, в котором объект пригоден для использования, за исключением НДС (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Срок полезного использования определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (с изм. и доп. от 24.02.2009) (п. 1 ст. 258 НК РФ), причем срок полезного использования не зависит от срока действия договора лизинга.

 

Преимущества для участников лизинга

 

Для лизингополучателя:
- лизинг предполагает 100-процентное и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;
- уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, т.к. имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование;
- лизинговые платежи относятся на издержки производства и обращения (себестоимость) лизингополучателя и, соответственно, снижают налогооблагаемую базу.
Для лизингодателя:
- инвестирование в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижает риск невозврата средств, т.к. за лизингодателем сохраняется право собственности на переданное имущество, которое, в отличие от денег, выступает в качестве залога;
- наличие амортизационных и налоговых льгот.
Для обеих сторон очевидным преимуществом договора лизинга является его гибкость, позволяющая сторонам выработать наиболее удобную схему выплат.
У лизинга существует и ряд объективных недостатков.
В частности, лизингодатель несет риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя в конечном итоге стоимость лизинга оказывается больше, чем цена покупки или банковского кредита.
Недостатки международного лизинга заключаются в следующем:
- максимальный срок временного ввоза или вывоза товара не может превышать двух лет, что меньше обычного срока действия договора лизинга (три - пять лет);
- большое количество споров с таможенными органами о порядке определения таможенной стоимости предмета лизинга;
- ставка 3%, ежемесячно уплачиваемая при данном режиме, может меняться, что, в свою очередь, может повлечь увеличение затрат на осуществление лизингового проекта;
- в день, когда истекает срок временного ввоза, лизингодатель или лизингополучатель должен заявить о смене таможенного режима на другой или поместить товар на склады временного хранения, что весьма проблематично при условии, что предмет лизинга - это стационарное или используемое в непрерывном технологическом процессе оборудование.
Более того, международный финансовый лизинг отнесен таможенными органами к группе риска, т.е. к сделкам, способным привести к неуплате таможенных платежей. Это свидетельствует о повышенном внимании фискальных органов к участникам внешнеэкономической деятельности, задействованным в подобных проектах.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: плюсов от практического применения международного лизинга значительно больше, чем минусов, а исторический опыт развития данного института в других зарубежных странах подтверждает его важную роль в обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности.