Правовые и организационные подходы в межведомственном взаимодействии и государственно-частном партнерстве в Киргизской Республике

 

В апреле 2011 г. Комиссией Таможенного союза совместно с Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) была проведена международная научно-практическая конференция "Применение механизмов "единого окна" во внешней и взаимной торговле: мировой опыт и подходы к регулированию в Таможенном союзе".
Касательно механизмов "единого окна" в государствах - членах Таможенного союза было отмечено: в рамках Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2002 - 2005 гг. и на перспективу до 2010 г. "Электронная Беларусь" реализован ряд проектов, направленных на предоставление электронных услуг, отдельных функций электронного Правительства, систем, обеспечивающих процедуры электронного бизнеса.
При этом проекты в области создания новых средств и технологий автоматизации в реальном секторе экономики были в первую очередь ориентированы на создание информационных ресурсов по производимой в Республике продукции и ее продвижение как на внутренний, так и на внешние рынки с учетом международных рекомендаций, стандартов и методик.

Разработанные в рамках Программы решения прошли апробацию на республиканском уровне, а также рассмотрены на международных конференциях и заседаниях, форумах профильных организаций (CEFACT ООН, GS1) и могут быть использованы для решения комплекса задач в рамках создания систем внешней и взаимной торговли на уровне стран Таможенного союза и СНГ.
Республика Казахстан как полноправный участник мировых экономических отношений предпринимает активные меры по содействию развитию международной торговли, повышению конкурентоспособности в сфере бизнеса, улучшению прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов.

Таможенными органами Республики Казахстан в целях применения новых технологий в процедуре контроля доставки товаров, для снятия административных барьеров, ускорения и упрощения прохождения товаров и транспортных средств через автомобильные пункты пропуска был создан Центр оперативного управления Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КТК РК).
На сегодняшний день информационные системы таможенных органов в наибольшей степени среди информационных систем других государственных органов готовы к интеграции с информационной системой "Единое окно". Именно поэтому КТК РК вышел с инициативой о назначении Комитета таможенного контроля национальным оператором "единого окна".

В рамках подготовительной работы по созданию и внедрению в Республике Казахстан "единого окна" при осуществлении экспортно-импортных операций КТК РК была изучена международная практика по данному вопросу, а также международные рекомендации и стандарты.
По итогам изученного материала:
- разработан проект Концепции создания "единого окна";
- разработан проект информационной модели "единого окна";
- определен перечень заинтересованных министерств и ведомств;
- определены основные бизнес-процессы.
На сегодняшний день постановлением Правительства Республики Казахстан создана Комиссия под председательством премьер-министра Республики Казахстан, целью которой является выработка предложений по созданию интегрированной ИС "Единое окно". В состав комиссии вошли главы всех министерств, задействованных в реализации "единого окна". В настоящее время на стадии согласования находится проект Концепции создания и внедрения ИС "Единое окно" в Республике Казахстан.
В Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 622-р одобрена Концепция создания Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС), которая создается с 2008 г. для информационного взаимодействия контрольных органов, участников внешнеэкономической деятельности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
По своему содержанию МИАИС является автоматизированной системой управления перемещения через Государственную границу Российской Федерации товаров, транспортных средств международной перевозки и физических лиц.
В связи с созданием Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и принятием межгосударственных договоров сторон о формировании Единого экономического пространства Концепция и Положение о МИАИС требуют соответствующей корректировки.

Необходимо также отметить, что международное Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, вступившее в действие 21 сентября 2010 г., обязывает стороны названного Соглашения создать национальные сегменты Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВВТ).
В этой связи при должной степени корректировки Концепции и Положения о МИАИС возможно создать на ее базе национальный сегмент ИИСВВТ Российской Федерации.
В Концепции создания ИИСВВТ, Технико-экономическом обосновании ИИСВВТ и Техническом задании на создание ИИСВВТ, согласованных сторонами, изложены подходы использования механизмов "единого окна".
Однако для реализации механизмов "единого окна" изложенных подходов недостаточно. Необходимо проведение дополнительных исследований, в том числе исследований международного опыта.
В этой связи актуальными являются подходы к этой тематике в потенциальном кандидате в члены Таможенного союза - в Республике Кыргызстан.
При этом необходимо отметить, что таможенная служба Республики Кыргызстан не обладает единой автоматизированной информационной системой для управления процессами в сфере таможенного дела. Указанное обстоятельство наряду с другими не менее важными в области внешнеторгового регулирования в Республике Кыргызстан и явилось основой для внедрения механизмов "единого окна" в названном государстве.
Проект "единого окна" в Кыргызстане находится на стадии реализации. Проект реализуется Министерством экономического регулирования КР в сотрудничестве с Государственной таможенной службой КР. Финансирование проекта обеспечивается Азиатским банком развития. Техническую поддержку проекту наряду с нашей программой оказывает Региональный проект USAID "Либерализация торговли и реформа таможни".
Президентом Киргизской Республики 23 октября 2007 г. был подписан Указ N 464 "О развитии государственной политики в сфере внешней торговли и мерах по совершенствованию экспортно-импортных процедур", направленный на совершенствование государственной политики в сфере внешней торговли, повышение прозрачности, качества государственных услуг, внедрение принципа добросовестности предпринимателя, а также развитие партнерства и доверия между государством и частным сектором. В соответствии с данным Указом Президента Киргизской Республики принято Постановление Правительства Киргизской Республики от 19 июня 2008 г. N 315 "О Концепции внедрения принципа "единого окна" в сфере внешней торговли Киргизской Республики".
Данные меры соответствуют положениям международной торговли и политики таможенного управления, зафиксированным в Киотской конвенции (Постановление Правительства Киргизской Республики от 13 февраля 2008 г. N 46 "О ходе выполнения Плана законопроектных работ Правительства Киргизской Республики на 2007 год и утверждении Плана законопроектных работ Правительства Киргизской Республики на 2008 год" (пункт 76 утвержденного Плана)) и требованиях различных международных организаций (ВТО, ВТамО, ЕЭК ООН).

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами министерства государственные комитеты и административные ведомства, вовлеченные в регулирование внешней торговли, продолжают работу по оптимизации процедур, сокращению количества необходимых документов для совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств.
Высокие затраты регулирования внешней торговли отражаются на уровне конкурентоспособности предприятий и страны в целом, на росте издержек в виде роста затрат по обслуживанию заемных средств, роста логистических затрат (простой транспорта, затраты по хранению товара и так далее) участников внешнеэкономической деятельности. В конечном итоге данные издержки включаются в стоимость товара и перекладываются на конечных потребителей. Низкий рейтинг страны в отчетах Всемирного банка по "ведению бизнеса" (181-е место среди 181 страны) по индикатору "международная торговля" также свидетельствует о существующих проблемах и трудностях, которые являются сдерживающим фактором для привлечения инвестиций.
Основная цель внедрения "единого окна" в Киргизской Республике - оптимизация административных процедур и снижение административных барьеров при подготовке необходимых для таможенного оформления документов путем создания механизма эффективного обмена информацией между заинтересованными сторонами и усиление взаимодействия государственных органов исполнительной власти. "Единое окно" позволяет заинтересованным сторонам представлять стандартизированные (приведенные в единую форму) документы через единый пропускной канал в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся внешней торговли, включая пункты пропуска, которые работают по принципу "единой остановки".
Основными участниками "единого окна" являются вовлеченные органы и организации. Пользователями услуг "единого окна" являются участники ВЭД, а также физические и юридические лица, заинтересованные в получении информации о действующих нормативных правовых актах в сфере внешней торговли и статистической информации об объемах, структуре, географии и участниках внешней торговли Киргизской Республики.
Необходимым условием для продвижения проекта "единого окна" является активное участие вовлеченных органов и организаций как на уровне руководства, так и на уровне специалистов и технического персонала.
Для успешного функционирования "единого окна" создается информационная система (далее - ИС), которая будет обеспечивать поддержку набора функций, в части представления документов в электронном формате через единый пропускной канал в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита, включая пункты пропуска, которые работают по принципу "единой остановки". Участники ВЭД представляют информацию только один раз, в единой форме, вовлеченные органы и организации получают копию в электронном формате. При этом обеспечивается обновление хранимой информации, в базе данных всегда хранится актуальная (обновленная на текущий момент) копия документа.
Для скорейшего получения выгод от внедрения "единого окна" и эффективного достижения установленных целей проект "единого окна" Киргизской Республики разбит на три фазы, для которых можно выделить следующие основные пункты:
1) создание ИС "Единое окно" и передача подготовленных документов в Единую автоматизированную информационную систему (Создание Единой автоматизированной информационной системы Государственного таможенного комитета осуществляется в рамках проекта АБР по модернизации таможенной службы и развитию инфраструктуры) Государственного таможенного комитета Киргизской Республики (далее - Гостаможкомитет);
2) введение Единого административного документа (далее - ЕАД) (Единый административный документ - стандартная форма таможенной декларации, разработанная на основе международной практики (Европейский союз)) в качестве единого формата для всех форм заявок, подаваемых в органы и организации, регулирующие внешнюю торговлю, участником ВЭД;
3) интеграция с региональными и международными информационными системами и внедрение электронных платежей. Реализация каждой фазы потребовала обеспечения правового соответствия путем разработки необходимых нормативных правовых актов, а также внесения изменений и дополнений в законодательство Киргизской Республики, регулирующее вопросы внешней торговли.
При подготовке расчетов по внедрению механизмов "единого окна" было рассмотрено три варианта решения, которые влияют на общую стоимость реализации проекта:
1) адаптация универсальной системы "Платформа программного обеспечения" (далее - ППО) для выполнения задач "единого окна";
2) приобретение готовой ППО "единого окна", реализованной в нескольких странах мира;
3) разработка оригинальной ППО для решения задач "единого окна". Исходя из оценки стоимости и сроков, необходимых для разработки оригинальной ППО, было принято решение исключить данный вариант из рассмотрения, так как риски, связанные со стоимостью, сроками разработки, временем тестирования, недопустимо высоки.
Стоимость проекта "единого окна" в Киргизской Республике, по предварительным экспертным расчетам, составила при первом варианте решения 657 894 долл. США, при втором варианте решения - 1 923 181 долл. США. Срок окупаемости по обоим вариантам решения составляет три года. Экономические расчеты показывают, что проект ЕО является экономически состоятельным даже при условии охвата рынка в 70%. Стоимость готовых систем примерно в три раза выше стоимости адаптации. Поэтому решено было выбрать первый из предложенных вариантов: адаптация универсальной системы обеспечения электронного документооборота для выполнения задач "единого окна" с учетом требований, предъявляемых настоящим документом.
Выгоды от внедрения ЕО получат как государственные органы (достоверная и актуальная информация об объемах, структуре и географии внешней торговли, участниках ВЭД, качестве и количестве перемещаемых товаров, возможность оперативно получить статистические данные; прозрачность и повышение качества государственных услуг в сфере внешней торговли; снижение коррупции на уровне исполнительных органов и сокращение доли теневой торговли), так и непосредственно участники ВЭД (значительное сокращение времени и затрат, необходимых на оформление документов, повышение эффективности предприятий, как следствие - улучшение предсказуемости в цепочке поставки товаров).
Основанием для внедрения "единого окна" в Киргизской Республике являются:
- Указ Президента Киргизской Республики от 23 октября 2007 г. N 464 и Постановление Правительства Киргизской Республики от 19 июня 2008 г. N 315;
- заинтересованность бизнес-сообщества, его активное участие в оптимизации процедур внешней торговли, а также возрастающая ответственность и готовность к партнерству с государством;
- открытость экономики Киргизской Республики, развитие и рост объемов внешней торговли, осуществляемой Киргизской Республикой;
- наличие государственных программ по внедрению электронного Правительства Киргизской Республики, по обеспечению доступа к информации, реализация которых является приоритетной задачей государственных органов власти;
- организационная и правовая готовность вовлеченных органов и организаций;
- модернизация, компьютеризация и автоматизация таможенной службы;
- координация с программой модернизации таможенной службы;
- необходимость исключения дублирования министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами вопросов контроля за перемещением товаров и транспортных средств через государственную границу, включая требования к предъявляемым документам; их готовность к дальнейшему упрощению административных процедур и отказу от требований по предъявлению регистрационных документов участниками ВЭД;
- наличие успешного опыта внедрения и функционирования "единого окна" в мировой практике; активность стран - торговых партнеров Киргизской Республики по внедрению принципа "единого окна" в сфере внешней торговли;
- признание вовлеченными органами и организациями необходимости внедрения систем управления рисками с целью повышения эффективности исполнения функций контроля и обеспечения безопасности страны.
Высокие затраты регулирования внешней торговли прямым образом отражаются на уровне конкурентоспособности предприятий и страны: для осуществления импорта товаров в Киргизской Республике в среднем требуется получение 23 документов и 25 подписей, при экспорте эти цифры составляют соответственно 21 и 23 (Включая первичные документы, сертификаты, разрешения, акты досмотров и анализов). Сроки получения полного пакета необходимых сертификатов и разрешений, включая совершение таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, могут составлять при импорте от 14 до 30 дней, при экспорте - до 15 дней (О сроках оформления разрешений и сертификатов по нормативу см.: Отчет "Оптимизация административных процедур в сфере внешней торговли Киргизской Республики", GTZ, 2007 г.). Все это трансформируется в рост издержек в виде роста затрат по обслуживанию заемных средств, удлинения платежных циклов, роста логистических затрат (простой транспорта, затраты по хранению товара и т.д.) участников ВЭД. В конечном итоге данные издержки включаются в стоимость товара и перекладываются на конечных потребителей. Низкий рейтинг страны в отчетах Всемирного банка "Ведение бизнеса" по показателям администрирования внешней торговли (Отчет Всемирного банка "Easy Doing Business") также свидетельствует о существующих проблемах и трудностях, которые являются сдерживающим фактором для привлечения инвестиций.

Проблемы, с которыми сталкиваются участники ВЭД при получении необходимых документов для таможенного оформления, включают следующее:
- отсутствие доступа к информации о порядке прохождения процедур, сроках, месте и тарифах на оплату услуг, особенно в отдаленных частях Республики;
- отсутствие обмена информацией между вовлеченными органами и организациями, что приводит к тому, что предприниматель вынужден бегать от одной инстанции к другой, чтобы ускорить процедуры оформления документов;
- административные сложности при взаимодействии подразделений внутри одного органа или организации (отдаленность, несовпадение режима работы, необходимость получения нескольких подписей и т.д.);
- место оплаты за услуги находится далеко от места получения услуги;
- требование одного и того же пакета документов (регистрационные и учредительные);
- неоправданно большое количество запрашиваемых документов, требование которых не входит в компетенцию данного государственного органа;
- фактическое отсутствие представителей государственных контролирующих органов на пунктах пропуска.
Существующие административные процедуры в сфере внешней торговли выстроены на:
- физическом присутствии заявителя, личном контакте предпринимателя с представителями вовлеченных органов и организаций, что создает условия для коррупции;
- отсутствии баланса ведомственных интересов и интересов предпринимателя;
- дублировании требуемых документов, процедур и функций;
- отсутствии единого формата документов;
- недоверии к предпринимателю;
- традиционном формате, который требует больших временных, финансовых затрат и человеческих ресурсов.
Данная характеристика касается как административных процедур в центральных офисах вовлеченных органов и организаций, так и их представительств на пунктах пропуска.
Вовлеченные органы и организации разрабатывают свои процедуры делопроизводства в соответствии с законодательством Киргизской Республики. При этом перечень запрашиваемых документов зачастую одинаков, а большая часть полученной информации в дальнейшем не обрабатывается, никак не используется в работе. Ниже приводится список ключевых вовлеченных органов и организаций, описание выдаваемых документов со сроками и стоимостью, за исключением Гостаможкомитета.

Таблица. Процедуры вовлеченных органов и организаций (кросс-курс на 7 февраля 2011 г. 1 доллар США = 47,4 киргизского сома))


Исходя из сложившейся ситуации в сфере регулирования внешнеторговых процедур, в соответствии с Указом Президента Киргизской Республики в октябре 2007 г. был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на сокращение документов, которые представляют предприниматели при получении сертификатов и другой разрешительной документации на экспорт/импорт, а также сроков их выдачи (Постановление Правительства Киргизской Республики от 5 марта 2008 г. N 72 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Киргизской Республики", согласно которому Минздрав сократил 13 из 20 документов, органы по сертификации 3 из 8 документов; решение Торгово-промышленной палаты Киргизской Республики (далее - ТПП) от 19 февраля 2008 г. N 15, которым сокращено на 60 процентов количество требуемых документов для получения сертификата о происхождении товара); произошло сокращение списка лицензируемых товаров (драгоценные камни и лекарственные средства) (Постановление Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 6 июня 2008 г. N 465-III "О внесении изменений в Постановление Законодательного собрания Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 8 июня 1998 г. N 1101-1 "Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям").
Параллельно с оптимизацией процедур внешней торговли принимаются меры по сокращению сроков и времени документооборота, внедрению системы управления рисками в вовлеченных органах и организациях с целью повышения эффективности контроля и обеспечения экономической безопасности страны.
В проекте "единого окна" Киргизской Республики участвуют государственные органы, организации, частные компании и их сообщества, вовлеченные в процесс внешнеторговых операций. Исходя из вышеописанных функций и услуг "единого окна", можно выделить следующие группы участников.
Вовлеченными органами и организациями являются:
1) связанные с регулированием внешнеторговой деятельности:
- Минсельводхозпром;
- Минэкономторг;
- Минтранскоммуникаций;
- Минздрав;
- Гостаможкомитет;
- Гослесохрансреды;
2) связанные с услугами сертификации:
- ТПП;
- органы по сертификации (согласно списку органов, аккредитованных Киргизским центром аккредитации);
3) связанные с предоставлением регистрационной информации "единого окна":
- МЮ;
- Госкомналогов;
- Госинформтех;
4) связанные с получением статистических услуг "единого окна":
- Нацстатком;
- Минэкономторг.
Данный список не ограничивается вышеуказанными участниками, так как "единое окно" - это открытая система для новых заинтересованных участников. На следующих фазах развития "единого окна" участниками могут быть банки, страховые общества, экспедиторские и логистические организации.
Пользователями "единого окна" являются:
- действующие и потенциальные участники ВЭД;
- таможенные брокеры;
- любые лица и организации независимо от форм собственности, заинтересованные в получении информации "единого окна", в том числе статистической информации и информации о процессах ВЭД, доступной на веб-сайте.
"Единое окно" обеспечивает разграничение прав доступа к хранимой информации для различных категорий участников и пользователей с целью неразглашения конфиденциальной информации.
По итогам анализа существующих в Киргизской Республике организационно-правовых форм была предложена для функционирования "единого окна" такая организационно-правовая форма, как государственное предприятие на праве хозяйственного ведения.
Следует отметить, что использование такой формы актуально на сегодняшний день (примером тому может служить успешный опыт Сингапура) и развивает механизмы государственно-частного партнерства при реализации проекта "единого окна".
Организационно-правовая форма в виде государственного предприятия на праве хозяйственной деятельности должна обеспечить функционирование "единого окна" на общих принципах производственной деятельности и возможности использования в полном объеме полученных от функционирования "единого окна" средств на его развитие. Предприятие должно быть самоокупаемым, но не нацелено на получение излишней прибыли. Сотрудничество между государством и частным сектором обеспечивается за счет Наблюдательного совета, в состав которого паритетно (50% на 50%) должны войти представители как государственных органов власти, так и частного сектора - от ассоциаций и объединений делового сообщества.
Процедуру внедрения механизмов "единого окна" разбили на несколько этапов.
Первый этап занял полгода, в это время управление проектом "единого окна" до создания Государственного предприятия "Центр "единого окна" (далее - ГП "Центр ЕО") было возложено на два органа (Минэкономторг и Гостаможкомитет) (Согласно Концепции внедрения принципа "единого окна" в сфере внешней торговли Кыргызской Республики, утвержденной Постановлением Правительства КР N 315 от 19 июня 2008 г., уполномоченным органом по исполнению Концепции является Министерство экономического развития и торговли и реализующим уполномоченным органом - Государственный таможенный комитет), которые обеспечивают:
1) межведомственную координацию вовлеченных органов и организаций и представителей частного сектора;
2) непосредственное внедрение и управление проектом "единого окна" через создание Наблюдательного совета по проекту "единого окна".
Наблюдательный совет осуществлял на первом этапе общий контроль за внедрением и исполнением работ по проекту "единого окна" и нес ответственность за создание и утверждение организационной структуры "единого окна".
Наблюдательный совет выполнял функции высшего руководящего органа, осуществлял общий контроль и стратегическое управление деятельностью данного предприятия.
ГП "Центр ЕО" состоит из Исполнительной дирекции ГП "Центр ЕО", которая является одновременно головным офисом предприятия и осуществляет текущее оперативное управление предприятием и его территориальными службами, которые стали структурными подразделениями данного предприятия и оказывают услуги на местах участникам ВЭД, которые не имеют самостоятельного доступа к ИС "Единое окно".
Деятельность ГП "Центр ЕО" охватывает все регионы Киргизской Республики (города Бишкек, Ош и областные центры Республики).
Кандидатура директора ГП "Центр ЕО" после одобрения Наблюдательным советом вносится Министерством экономического развития и торговли на рассмотрение премьер-министру Киргизской Республики.
В вовлеченных органах и организациях, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности, будут созданы автоматизированные рабочие места (далее - АРМ), которые будут взаимодействовать с ГП "Центр ЕО".
За счет ГП "Центр ЕО" будет организовано обслуживание АРМ и обучение сотрудников вовлеченных органов и организаций, которые будут использовать АРМ.
За исключением Гостаможкомитета Киргизской Республики, вовлеченные органы и организации демонстрируют невысокий уровень подготовленности с точки зрения информационных технологий по организационным, техническим и кадровым параметрам.
Вовлеченные органы и организации не имеют четко сформулированной информационной политики, правил информационной и технической безопасности, программы обязательного обучения персонала работе с компьютерной техникой, политики поддержания парка имеющейся техники и т.д.
Вовлеченные органы и организации демонстрируют отсутствие общих целей и ориентированности на клиентов, склонны преследовать в первую очередь ведомственные интересы. Ни один из органов государственной власти не представляет своих бланков, документов в электронной форме. Как правило, интернет-сайты вовлеченных органов и организаций не содержат необходимой для участников ВЭД информации.
Связь между центральным аппаратом и подразделениями по выдаче сертификатов и разрешений на местах, как правило, сводится к отправке и получению отчетов. Актуальной информации о техническом и кадровом состоянии региональных отделений в центральном аппарате в городе Бишкек нет или она неполная. Обмен информацией при оформлении самих разрешительных документов и сертификатов отсутствует как внутри самих вовлеченных органов и организаций, так и между ними.
В большинстве вовлеченных органов и организаций нет достаточного количества компьютеров, в основном оснащен только центральный аппарат. Обновление компьютерной техники не производится, нет планов закупки и обновления. Компьютеры приобретаются в рамках различных проектов, без технической поддержки.
Телефонная связь имеется в большинстве структурных подразделений. Большая часть региональных подразделений находится в зоне охвата интернет-провайдеров или в зоне охвата сотовых операторов, поддерживающих передачу данных. Несмотря на это, вовлеченные органы и организации не пользуются электронной почтой и другими возможностями передачи данных с помощью Интернета.
Вовлеченные органы и организации не разрабатывают комплексных программных решений или баз данных для организации собственной работы. Регистрация выданных сертификатов и разрешений ведется исключительно в традиционном формате.
Незначительное количество сотрудников имеет навыки работы с компьютерами; как правило, компьютеры используются в качестве пишущей машинки или для хранения документов. Уровень текучести кадров, задействованных в оформлении документов, очень высок, проведение эффективного и непрерывного обучения сотрудников затруднено. Сотрудники на местах не имеют минимальной подготовки в этом отношении и не заинтересованы в ее приобретении, так как такие навыки практически не используются и их приобретение никак не поощряется. На практике не развито централизованное обучение для сотрудников.
Все вовлеченные органы и организации демонстрируют желание участвовать в проекте "единого окна". Мотивация и интересы участия в проекте различны: от ожиданий улучшения технической оснащенности или возможности обучения сотрудников до повышения эффективности работы. Реализация проекта "единого окна" в Киргизской Республике возможна при разработке соответствующих обучающих модулей, а также при оптимизации бизнес-процессов и решении технических вопросов вовлеченных органов и организаций.
Необходимым условием для продвижения проекта ЕО является активное участие вовлеченных органов и организаций как на уровне руководства, так и на уровне специалистов и технического персонала.
Результатами 1-й фазы (2009 - 2010 гг.) стали:
- вовлечение ключевых участников "единого окна" - тех, без кого невозможна эффективная работа, включая Гостаможкомитет;
- автоматизирование обмена документами в соответствии с концепцией "единого окна";
- автоматизирование предоставления регистрационных документов участника ВЭД всем участникам "единого окна";
- осуществление приема и распределения оплаты за услуги участников "единого окна";
- осуществление сбора статистики, предоставление рекомендаций по оптимизации и модификации системы "единого окна", запуск системы, представляющей возможности простейшего управления рисками;
- проведение оценки возможности включения транзита и ЕАД в систему "единого окна";
- выстраивание на методах управления рисками внутренних процедур вовлеченных органов и организаций.
Результатами 2-й фазы (2011 - 2012 гг.) будут являться:
- вовлечение всех участников таможенного оформления;
- введение ЕАД для всех участников и пользователей;
- предоставление дополнительных услуг: переводы, консультации и т.п.;
- включение режима транзита в систему "единого окна" (по результатам исследования);
- осуществление сбора статистики, предоставление рекомендаций по оптимизации и модификации системы "единого окна";
- проведение оценки возможности реализации системы приема электронных платежей;
- проведение оценки возможности региональной интеграции "единого окна" Киргизской Республики с аналогичными системами других стран - региональных партеров Республики.
Результатами 3-й фазы (2013 - 2014 гг.) будут являться:
- прием электронных платежей, автоматическое списание стоимости услуг с банковского счета участника ВЭД (по соглашению);
- начало интеграции системы "единого окна" Киргизской Республики с аналогичными системами Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран (по результатам исследований и переговоров);
- осуществление сбора статистики, предоставление рекомендаций по оптимизации и модификации системы "единого окна";
- приведение в соответствие с международными стандартами всех документов "единого окна" и документов участников "единого окна".
Общая стоимость реализации проекта при первом варианте с учетом того, что расходы будущего периода по технической поддержке будут покрываться за счет дохода от операционной деятельности, составят 657 894 долл. США, при втором варианте - 1 923 181 долл. США. Срок окупаемости проекта по обоим вариантам составляет три года. Рентабельность проекта в 1-й год составляет примерно 8%, большая разница между первым и вторым годом в показателях рентабельности объясняется большой суммой затрат в 1-й год, т.е. на этапе создания ИС "Единое окно".
При реализации проект "единого окна" генерирует денежные средства в достаточном объеме, и текущих обязательств практически не возникает. Если и возникают, то они статистически малы по отношению к текущим активам.
Доходная часть ЕО формируется за счет получения оплаты за коммуникационные услуги. Стоимость услуги "единого окна" (одна завершенная транзакция) не включает в себя стоимость услуг и документов вовлеченных органов и организаций. Себестоимость услуги "единого окна" при первом варианте решения составляет 225 сомов (приблизительно 5 долл.), а при втором - 537 сомов (приблизительно 11 долл.). Услуги "единого окна" будут носить обязательный характер для участников ВЭД. Окончательная стоимость услуг определяется в рамках тарифно-платежной политики ГП "Центр ЕО" и утверждается Правительством Киргизской Республики.
Для расчетов показателей финансовой устойчивости проекта "единого окна" взят наиболее пессимистический сценарий - охват потенциального рынка в 70%, что составляет в первый год примерно 76 800 оформленных ГТД, с целью оценки запаса прочности проекта. Для выхода на безубыточность при первом варианте решения достаточно примерно 52 000 транзакций ЕО в первый год по цене 280 сомов, а при втором варианте - около 38 000 транзакций ЕО в первый год по цене 670 сомов. Себестоимость услуги "единого окна" как при первом, так и при втором вариантах снижается почти вдвое во второй год эксплуатации, что связано с низким уровнем затрат и потенциальным увеличением количества транзакций. Чистая прибыль и сумма, предназначенная для выплаты процентов и возврата основной суммы заемных средств, используются исключительно на развитие "единого окна" и расширение границ его функционирования.
Расходная часть проекта "единого окна" состоит из следующих основных позиций:
- расходов на учреждение ГП "Центр ЕО". Данная статья бюджета включает в себя затраты, связанные с учреждением и государственной регистрацией (услуги юристов, изготовление печатей, регистрация в государственных органах и пр.);
- расходов, связанных с инфраструктурным обеспечением. Данная статья бюджета включает в себя затраты на аренду помещений, коммунальные расходы, коммуникационные расходы, приобретение и техническое обслуживание компьютерного и офисного оборудования и пр.;
- заработной платы сотрудников и наемного персонала со всеми выплатами и отчислениями согласно законодательству Киргизской Республики. Количество работников и специалистов, необходимых для работы головного офиса и ТС ЕО, составляет 57 человек. Размер заработной платы, использованный в расчетах, соответствует среднему уровню заработной платы квалифицированных специалистов коммерческих предприятий в Бишкеке и в регионах;
- затрат на разработку и внедрение программно-прикладного обеспечения;
- затрат на обучение персонала и пользователей ИС "Единое окно";
- затрат на поддержку АРМ, которые включают в себя ремонт и техническую поддержку со стороны "единого окна";
- затрат на маркетинг, запланированных в размере 0,3% от операционных расходов. Данная сумма предусматривается на проведение работ по формированию общественного мнения в предпринимательской среде и информирования общественности о результатах работы ГП "Центр ЕО".
Анализ потока денежных средств показывает, что проект способен получить денежные средства, достаточные для развития, покрытия расходов, связанных с деятельностью, и даже для погашения кредита, если он будет привлечен в целях реализации проекта "единого окна".
Проведенные расчеты показывают, что проект экономически состоятелен и имеются реальные возможности информационного обеспечения внешнеторговых операций в Киргизской Республике посредством внедрения единой автоматизированной информационной системы таможенной службы, организации межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности контроля на таможенной границе Киргизской Республики.