Налоговые нюансы при импорте

 

Компании, планирующие заниматься импортом товаров в Россию, столкнутся в своей работе со множеством вопросов, связанных с учетом и налогообложением. Ответы на многие из них вы сможете найти в статье. Мы также расскажем, какие особенности существуют при импорте товара из Белоруссии, и о новой форме декларации по НДС для таких импортеров.

 


"Таможенный" НДС


Операция по ввозу товаров на территорию Российской Федерации относится к объектам обложения на таможне налогом НДС (пп. 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Правда, в этом случае НДС уплачивается не через налоговую инспекцию, а через таможенников в составе общих таможенных платежей, что прямо следует из пп. 3 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ. Ставка налога составит либо 10, либо 18% в зависимости от вида ввозимых ценностей (п. 5 ст. 164 НК РФ).


Как правило, проблем с исчислением "таможенного" НДС у организаций не возникает. Основная масса вопросов связана с применением вычета. Дело в том, что "таможенный" НДС организации могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). В какой момент возникает право на вычет?


Ответ на этот вопрос содержится в п. 1 ст. 172 НК РФ: сумма налога подлежит вычету после принятия на учет ценностей. Если речь идет о ценностях, купленных для дальнейшей продажи (товарах), то датой принятия на учет является оприходование их стоимости на счет 41. А вот в отношении основного средства у налоговиков и налогоплательщиков нет единого мнения. Первые утверждают, что принятие объекта на учет означает ввод его в эксплуатацию, т.е. момент, когда стоимость имущества переносится в дебет счета 01. Однако, по мнению налогоплательщиков, объект считается принятым на учет сразу же после того, как его стоимость показана на счетах 08 или 07. С этим мнением придется согласиться. Еще Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 24.02.2004 N 10865/03 указал, что факта принятия оборудования на счет 07 достаточно для получения права покупателя на вычет. А с 2006 г. официально разрешено принимать к вычету НДС по оборудованию к установке, т.е. с момента оприходования оборудования на счете 07.


Основанием для вычета НДС, уплаченного при импорте товаров, здесь будет являться не счет-фактура, как обычно, а таможенная декларация вместе с платежными документами, подтверждающими факт уплаты НДС таможенникам. Эти документы и надо регистрировать в книге покупок, о чем прямо сказано в п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Кстати, если оплата налога при импорте производится за счет заемных средств, налоговая инспекция не вправе отказать организации в вычете. Ведь из НК РФ следует, что налог должен быть уплачен, а за счет каких именно средств, значения не имеет. Аналогичная точка зрения высказана и Минфином России в Письме от 24.08.2005 N 03-04-08/226.


Как уже было указано, при ввозе имущества из-за рубежа право на вычет организации получают только в случае, если они уплатили налог на таможне, и факт уплаты при этом документально подтвержден. На первый взгляд может показаться, что подтвердить факт уплаты для импортера труда не составит: достаточно иметь при себе платежное поручение, которым перечислялся налог. Однако на практике ситуация не так проста. Организация-импортер обычно перечисляет таможне денежные средства авансом (на депозит таможни), а таможня, в свою очередь, по мере необходимости списывает этот аванс в счет уплаты таможенных сборов и НДС. Поэтому одной платежки, подтверждающей перечисление авансовых сумм, недостаточно, т.к. внесение аванса еще не свидетельствует об уплате налога по конкретной таможенной декларации.


Это умозаключение продиктовано не только логикой, но и нормами ст. 330 Таможенного кодекса РФ. Согласно п. 1 этой статьи "авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров". А в п. 3 этой же статьи говорится, что "денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу". И далее: "В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей".


Таким образом, подача грузовой таможенной декларации (ГТД) фактически превращает ранее уплаченные авансовые платежи в уплаченный НДС по таможенной декларации. Можно ли тогда говорить о том, что для применения вычета достаточно подачи таможенной декларации и платежного поручения?


Как показывает практика, нет. Не так давно Минфин России выпустил официальные разъяснения по этому поводу. В Письме от 02.10.2009 N 03-07-08/198 чиновники отметили: документом, подтверждающим фактическую уплату налога в целях принятия его к вычету налогоплательщиком, является документ, называемый "Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов". Его выдача по требованию плательщика предусмотрена п. 5 ст. 331 Таможенного кодекса РФ.


Ранее представители финансового ведомства в своих официальных разъяснениях приводили совершенно другой документ - Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, который выдается в соответствии с п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ (Письмо Минфина России от 30.06.2008 N 03-07-08/159).


На практике налоговики требуют один из этих документов, а в случае их отсутствия отказывают организации в вычете "таможенного" НДС. Тем не менее налогоплательщикам удается отстаивать свое право на вычет в судебном порядке. Доказательством служит, например, Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2008 N КА-А40/4995-08. В этом Постановлении суд указал: "Получение от таможенного органа отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, является правом, а не обязанностью налогоплательщика, в связи с чем... отсутствие отчета, а также печати на этом документе не может являться основанием для отказа в предоставлении налогового вычета".


Мы также считаем, что эти документы не обязательны для целей получения права на вычет "таможенного" НДС. В большинстве случаев таможенники на оборотной стороне "авансовой" платежки проставляют специальные отметки: указывают номер ГТД, выводят остаток денежных средств и заверяют данную запись личной номерной печатью. Такие действия сотрудники таможни осуществляют на основании п. 2 Правил проведения таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве таможенного оформления товаров (утв. Приказом ГТК России от 04.01.1995 N 2). Как показывает судебная практика, такие отметки служат достаточным доказательством факта уплаты НДС на таможне (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2006 N Ф04-3664/2006(23712-А45-31)). Но если таких отметок не будет, импортеру рекомендуем воспользоваться возможностью получить либо Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, либо Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов.



Другие поводы для отказа в вычете


А если таможенные пошлины и НДС были уплачены таможне с расчетного счета не организации, а одного из ее контрагентов, который задолжал ей за выполненные работы? Иначе говоря, организация попросила своего должника погасить долг путем перечисления необходимой суммы в счет уплаты таможенных пошлин и НДС. В качестве подтверждающих документов у импортера были в наличии следующие документы: договор с этим контрагентом на выполнение работ и акт взаимозачета, согласно которому суммы НДС, уплаченные контрагентом таможне, были зачтены в счет оплаты выполненных нашим клиентом работ. Может ли на основании этих документов импортер принять сумму НДС к вычету?


На наш взгляд, может, т.к. уплата налога все же была произведена, пусть и третьим лицом. Однако, зная о сложившейся практике поведения налоговых органов, предупреждаем о возможном отказе со стороны инспекции в вычете "импортного" НДС, поскольку такие прецеденты уже были. Правда, если дело доходило до суда, налоговые инспекции проигрывали, т.к. ст. 328 Таможенного кодекса РФ разрешает уплачивать таможенные пошлины и налог любым лицам. В качестве положительных примеров из арбитражной практики приведем Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2006 по делу N А56-34727/2005, Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4033-06.


Другой причиной для отказа в вычете таможенного НДС на практике служит состояние расчетов с иностранным поставщиком, а вернее отсутствие таких расчетов. В некоторых инспекциях почему-то считают, что если импортер не расплатился со своим зарубежным партнером, он не имеет права принять к вычету из бюджета уплаченный на таможне НДС. Хотя в НК РФ речь идет об уплате суммы налога на таможне, а не об уплате стоимости ввозимых товаров. Тем не менее налоговые органы на практике придумывают новые условия, поэтому организациям приходится доказывать свое право на вычет в суде (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2005 N А56-7661/2005).


А как быть импортерам, переведенным на уплату ЕНВД, сельхозналога или использующим упрощенную систему налогообложения? У таких организаций единый налог не заменяет уплату НДС, перечисляемого на таможне при импорте товаров в Россию. Так что при ввозе товара из-за рубежа им придется заплатить налог, который, к сожалению, вычесть из бюджета не получится. Во-первых, одно из условий для вычета - использование товаров в облагаемых НДС операциях - не выполняется. Во-вторых, в НК РФ четко сказано: организации, не являющиеся плательщиками НДС, учитывают уплаченный при ввозе налог в стоимости товаров (пп. 3 п. 2 ст. 170). По этому поводу ФНС России выпустила Письмо от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, которое, правда, касается одних "упрощенцев". В нем чиновники отметили, что уплаченный при ввозе основных средств налог включается в стоимость объекта.



Корректировка таможенной стоимости


На практике может возникнуть следующая ситуация: импортный товар оприходован и продан в одном налоговом периоде, в этом же периоде принят к вычету НДС, а в другом налоговом периоде таможня корректирует таможенную стоимость, соответственно меняется сумма НДС и таможенных сборов. Возникает вопрос: нужно ли корректировать суммы вычета?


Если корректировка была произведена в сторону увеличения, то доплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету. Но сделать это она должна по мере доплаты, т.к. в отношении "ввозного" НДС право на вычет возникает на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно дополнительные листы к книге покупок в таком случае не составляются, ведь дополнительную сумму вычета организация отразит в текущем периоде - периоде уплаты.


Если же в результате корректировки сумма НДС оказалась меньше уплаченной изначально, практика показывает: налоговики требуют представления уточненной декларации за период, когда был применен завышенный вычет "таможенного" НДС. Вероятность возникновения претензий со стороны налоговиков в отсутствие таких "уточнений" наиболее высока, если таможня по результатам корректировки произвела возврат излишне уплаченного НДС импортеру. Но в судебной практике можно встретить споры, в которых налоговая инспекция заявляла о незаконном применении вычета даже при отсутствии факта возврата лишнего НДС импортеру. Поэтому во избежание претензий организация может принять решение уточнить свои обязательства по НДС. В этом случае помимо уточненной декларации ей нужно будет составить дополнительный лист к книге покупок за период, в котором был применен вычет таможенного НДС.


Однако судебная практика в этом вопросе - на стороне импортеров. Подобный спор рассматривал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.12.2006 по делу N А05-4379/2006-18, причем в обсуждаемой ситуации излишне уплаченный НДС не был возвращен импортеру. Суд указал: изменение в сторону уменьшения таможенной стоимости товара "не может привести к занижению налога, поскольку сумма, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате на таможне, будет равна сумме, на которую должны быть уменьшены налоговые вычеты".


Более того, в судебной практике можно обнаружить решения, в которых суд принял сторону налогоплательщика даже при наличии факта возврата таможней излишне уплаченного НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2007 N Ф04-4105/2007(35511-А03-29)). Таким образом, если организация решит рискнуть и не представит уточненную декларацию по НДС за прошлый налоговый период, у нее есть шансы оспорить действия налоговиков по признанию части вычета незаконным в судебном порядке.


По данному вопросу существует также официальное разъяснение ФНС России. В Письме от 27.06.2007 N 03-2-03/1236 чиновники указали: если после принятия таможенной декларации будет осуществлена ее корректировка, то вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком и зачисленные на счет таможенного органа с учетом указанной корректировки.



Как учесть таможенные пошлины?


При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации организация также несет расходы по уплате таможенных пошлин. Можно ли учесть эти суммы при налогообложении прибыли и в каком порядке?


Если ввозимые ценности импортер будет использовать в качестве материально-производственных запасов (счет 10), расходы на уплату таможенных пошлин будут формировать стоимость материально-производственных запасов (МПЗ). Это четко следует из п. 2 ст. 254 НК РФ.


Если же организация осуществляет торговую деятельность и планирует продавать ввозимые ценности, порядок учета расходов в данном случае регулируется ст. 320 НК РФ. В этой статье приведен порядок формирования стоимости товаров, и в числе расходов, формирующих эту стоимость, таможенные платежи не указаны. Но сказано, что "налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (Курсив авт. - О.А.)". Поскольку таможенные платежи уплачиваются в связи с приобретением (ввозом) товаров, эти расходы по желанию организации могут формировать покупную стоимость товаров. Такой вывод сделан и в Письмах Минфина России от 29.05.2007 N 03-03-06/1/335, УФНС России по г. Москве от 09.09.2005 N 20-12/64164.2. Но если организация решила не включать таможенные пошлины в стоимость товаров, расходы на уплату таможенных пошлин будут учитываться в качестве косвенных расходов. Выбранный вариант учета расходов по уплате таможенных пошлин организация должна прописать в своей учетной политике.


Могут ли организации, применяющие УСН, включить суммы таможенных платежей в расходы при расчете единого налога? Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на российскую таможенную территорию, указаны отдельно в перечне расходов, учитываемых при расчете единого налога (пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому сразу после уплаты суммы таможенных пошлин "упрощенец" может включить их в расходы, уменьшающие налоговую базу по единому налогу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).



Расходы на доставку


При ввозе товаров организация-импортер, как правило, привлекает перевозчиков или экспедиторов с целью доставки товаров до ее склада. Такие расходы учитываются при налогообложении прибыли. А если импортер применяет упрощенную систему налогообложения?


До 1 января 2008 г. "упрощенцы" уменьшали доход от реализации товаров на сумму транспортных расходов. Такой порядок следовал из старой редакции пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Там было сказано, что "при реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров".


Нынешняя редакция этого подпункта звучит иначе: из ее формулировки не следует, что транспортные расходы должны уменьшать доходы от реализации товаров, как это было раньше. Там просто сказано: к расходам относятся "расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, в настоящее время не важен факт реализации товаров для включения в расходы стоимости доставки. Причем эта поправка, вступив в силу с 2008 г., распространяла свое действие и на 2007 г.


К тому же в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ четко сказано: по мере реализации товаров учитываются расходы на оплату их стоимости (отсутствует дополнение "а также расходы, связанные с приобретением..."). Тогда как ниже отмечено: "Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, расходы на доставку "упрощенец" также может включать в расходы при исчислении единого налога по мере оплаты, не дожидаясь факта реализации товаров, т.е. не разбивая стоимость доставки по позициям.


При отражении транспортных расходов в учете импортерам, применяющим общий режим налогообложения, следует обращать внимание на одну важную особенность. Если перевозчик представит счет-фактуру с выделенным по ставке 18% НДС, то прежде чем принимать эту сумму налога к вычету, необходимо проверить, верную ли ставку применил перевозчик.


Дело в том, что работы или услуги по перевозке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Соответственно, если по таким работам (услугам) перевозчик применит ставку НДС 18% и соответствующую сумму налога предъявит заказчику (импортеру), у последнего возникнут проблемы с вычетом входного НДС. Инспекторы просто признают такой вычет незаконным и доначислят НДС, пени и штрафы.


Так, в Письме Минфина России от 17.06.2009 N 03-07-08/134 сказано: "Счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг". Такого же мнения чиновники придерживались и ранее (см. Письма Минфина России от 25.07.2008 N 03-07-08/187, ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@).


Данную позицию разделяют и суды. Они отмечают: применение 18%-ной ставки вместо нулевой противоречит принципу равенства налогообложения, т.к. допускает возможность произвольного применения плательщиками НДС положений НК РФ. Следовательно, заявлять к вычету НДС по ставке 18% неправомерно (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 7205/07, Решение ВАС РФ от 09.06.2006 N 4364/06, Постановление ФАС Московского округа от 11.12.2008 N КА-А40/11445-08). Правомерность такого подхода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 468-О-О: нормы НК РФ, согласно которым покупатель транспортных услуг не вправе принять к вычету НДС, неправомерно выставленный ему перевозчиком по ставке 18%, соответствуют Конституции РФ.


Таким образом, не по всем счетам-фактурам, полученным от перевозчиков, импортер может без рисков для себя принять указанный там НДС к вычету.


Но не стоит огорчаться. Возможно, в каких-то случаях выставление перевозчиком 18%-ной ставки НДС обосновано. Если перевозка осуществляется между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами, услуги по перевозке должны облагаться по ставке 0% (Письмо Минфина России от 07.06.2007 N 03-07-08/146). Если же перевозка осуществляется в отношении импортных товаров, но между двумя пунктами, находящимися на территории России, применять нулевую ставку НДС организация не вправе, и такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 18% (Письмо Минфина России от 01.08.2006 N 03-04-08/169). Такой же вывод содержится и в Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-08/210. Значит, в таких случаях импортер может спокойно и без рисков для себя принимать НДС к вычету по счетам-фактурам, полученным от перевозчика.



Импорт из Белоруссии


В отношении ввоза товаров из Белоруссии порядок исчисления и уплаты НДС отличается от общего. Правда, "специальный" порядок действует в отношении ввозимых товаров, произведенных в Республике Беларусь.


В отношении товаров, ввозимых из Республики Беларусь, следует руководствоваться Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004, а точнее - Приложением к нему (далее - Приложение). В соответствии с данным Соглашением при импорте товаров из Белоруссии исчислить и уплатить с данной операции НДС должен российский покупатель.


Из разд. 1 Приложения следует, что взимание НДС по ввозимому из Белоруссии товару производится налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков. Таким образом, российский покупатель должен уплатить НДС не на таможне (как это происходит в остальных случаях), а через свою налоговую инспекцию.


Налоговая база по НДС при этом определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров (цена сделки), включая затраты на транспортировку и доставку товаров (если такие расходы не были включены в цену сделки). Эти затраты приведены в п. 2 разд. I Приложения:

- расходы на доставку товара, в т.ч. на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;

- страховая сумма;

- стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

- стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.


Уплата в бюджет исчисленного НДС подлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Тут же возникает вопрос: действительно ли следует ориентироваться на месяц, если налоговым периодом для НДС является квартал?


Поскольку изменения в Положение не вносились, порядок уплаты НДС при импорте товаров сохранился прежний: не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 5 разд. I Положения). Не позднее этой даты налогоплательщики также обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации с приложением установленных Положением документов (п. 6 разд. I Положения), в т.ч. отдельную декларацию по НДС, заполняемую в случае ввоза товаров из Белоруссии (ее также нужно составлять за месяц, а не за квартал).


При ввозе товаров из Республики Беларусь заполняется отдельная налоговая декларация по форме и в Порядке, утвержденным Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Не так давно в эту форму были внесены небольшие изменения (Приказ Минфина России от 31.07.2009 N 83н), связанные в основном с появлением Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007, ратифицированного Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ.


Вместе с этой декларацией, как мы уже отмечали, российские импортеры белорусского товара должны представить соответствующие документы. В первую очередь, заявление о ввозе товара, составленное по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Данное заявление заполняется в трех экземплярах. Первый остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату НДС в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр организация должна направить белорусскому поставщику товара, чтобы тот смог подтвердить нулевую ставку.


Причем если в пределах одного налогового периода ввоз товаров из Белоруссии осуществлялся по нескольким договорам, количество заявлений должно равняться количеству договоров. Это связано с тем, что форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов предусматривает отражение в данном заявлении сведений о ввезенных с территории Республики Беларусь товаров и подлежащих уплате косвенных налогов по каждому договору (вопрос 13 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).


К необходимым документам относится и выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам. Таким образом, перед представлением "белорусской" декларации компания сначала должна будет уплатить НДС, чтобы при подаче самой декларации у нее имелась в наличии банковская выписка, подтверждающая уплату НДС.


Следует также представить договор (его копию), на основании которого товар ввозится из Белоруссии, транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Белоруссии в Россию, товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков. При этом нормы Положения не содержат требования о наличии отметки налогового органа Республики Беларусь на представляемом налогоплательщиком товаросопроводительном документе белорусского налогоплательщика, в связи с чем он представляется без каких-либо отметок налоговых органов Республики Беларусь (вопрос 14 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).


После уплаты НДС российский покупатель, применяющий общую систему налогообложения, может принять этот НДС к вычету, если ввезенные из Белоруссии товары будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС. Более подробно о применении вычета разъяснено в Письме ФНС России от 02.03.2005 N ММ-6-03/167@: налогоплательщики, импортирующие товары из Белоруссии, вправе применить налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

- при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;

- при использовании ввезенных на российскую территорию товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию России товарам: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.


Организация, применяющая "упрощенку", не освобождается от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Это правило касается и ввоза товаров в Россию из Республики Беларусь (п. 1 разд. I Положения). Порядок исчисления и уплаты НДС "упрощенцем" такой же, что и при общем режиме налогообложения.


Однако в отличие от организации, применяющей общий режим, "упрощенец" не сможет принять уплаченный НДС к вычету по нормам положений гл. 21 НК РФ. Данный вывод содержится и в Письме ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/843@ (вопрос 2): "Следовательно, поскольку лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, у них не возникает".


Зато сумму уплаченного при ввозе товаров НДС "упрощенец" может включить в расходы на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Возможность включения такого НДС в состав расходов "упрощенца" подтверждена и в Письме Минфина России от 07.07.2005 N 03-04-08/174.