Новации таможенного декларирования товаров в Таможенном союзе

 

Предметом данной статьи является рассмотрение одного из важнейших терминов таможенного права - таможенного декларирования товаров. В Таможенном кодексе Российской Федерации (1993 г.) (далее - ТК РФ) в ст. 18 "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" и далее по тексту Кодекса отсутствует понятие таможенного декларирования товаров. Статья 168 ТК РФ лишь определяет, что "...товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации". И в последующих статьях ТК РФ определяются места декларирования товаров, формы декларирования, сроки подачи таможенных деклараций.

Когда же в новейшей истории таможенного дела появилось понятие "декларирование" как основной термин таможенного права? 6 октября 2007 г. в г. Душанбе Беларусь, Казахстан и Российская Федерация подписали Договор "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза", который был ратифицирован Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 187-ФЗ. Основываясь на положениях данного Договора, стороны подписали Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г. "О декларировании товаров". В ст. 2 Соглашения дано определение понятия "декларирование" как заявление таможенным органам государств - участников Таможенного союза сведений о товарах в случаях, определенных настоящим Соглашением.

В п. 27 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) дано определение термина "таможенное декларирование". Необходимо заметить, что этот термин был уточнен редакцией ТК ТС от 16 апреля 2010 г. В старой редакции это понятие звучало так: "...таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом".
Примечание. Таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Иными словами, в действующей редакции ТК ТС законодатель жестко ограничил таможенное декларирование заявлением необходимых сведений для выпуска товаров. Так как структурно гл. 27 "Таможенное декларирование товаров" размещена в разд. 5 "Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру" ТК ТС, очевидно, что таможенное декларирование товаров - это одна из таможенных операций. (Теперь для читателя очевидно, почему в аннотации к своей статье автор поставила словосочетание "новый термин" в кавычки.)
Статья 179 ТК ТС устанавливает, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных Кодексом. При этом иные случаи таможенного декларирования товаров можно определить лишь после изучения и анализа всего Кодекса. Например, п. 4 ст. 341 ТК ТС определил, что транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры, п. 4 ст. 354 ТК ТС установил, что товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры, п. 2 ст. 364 ТК ТС определено, что декларирование припасов происходит без помещения товаров под таможенные процедуры.
Не меньшего внимания требует рассмотрение форм таможенного декларирования.
Пункт 3 ст. 179 ТК ТС определил лишь две формы таможенного декларирования: письменную и (или) электронную с использованием таможенной декларации. Если ранее (по ТК РФ существовали четыре формы декларирования: письменная, устная, конклюдентная и электронная) мы говорили о том, что проход по "зеленому" каналу означает декларирование товаров действием, то сейчас совершаемое действие - проход по "зеленому" каналу - является по определению таможенной операцией, а не формой декларирования.
Примечание. Таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (п. 29 ст. 4 ТК ТС).

В п. 1 ст. 180 ТК ТС впервые определены четыре вида таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:
декларация на товары;
транзитная декларация;
пассажирская таможенная декларация;
декларация на транспортное средство.
При этом установлено, что порядок заполнения каждого вида таможенной декларации устанавливается Решениями Комиссии Таможенного союза, т.е. они будут едиными на всей территории Таможенного союза.

Следующей важнейшей новацией таможенного декларирования товаров является установление в п. 1 ст. 183 ТК ТС строго определенного перечня документов, на основании которых заполнена таможенная декларация и которые должны представляться таможенному органу при подаче таможенной декларации. Ранее в п. 2 ст. 131 ТК РФ были перечислены лишь основные документы, а конкретный Перечень документов устанавливал ведомственный нормативный акт (Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом").

Учитывая неоднократные редакции данного Приказа, а также постоянно вносимые изменения, объективно надо признать необходимость и важность того, что перечень документов установлен непосредственно в ТК ТС. Более того, Протоколом от 16 апреля 2010 г. (Протокол от 16 апреля 2010 г. "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года" ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. N 113-ФЗ ) введена ч. 3 п. 1 указанной статьи, в которой законодатель установил, что для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, перечень документов сокращен с 14 до 7 (!).

Кардинальные изменения (по сравнению с таможенным законодательством Российской Федерации) претерпели и сроки подачи таможенных деклараций (ст. 129 ТК РФ). Данная статья устанавливала, что таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию, подается не позднее или 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию, или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 150, 286 и 293 ТК РФ. Для продления этого срока декларант должен был обратиться в таможенный орган с письменным мотивированным обращением. Статьей 185 ТК ТС этот срок определен периодом срока временного хранения товаров (ст. 170 ТК ТС).
Примечание. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - шести месяцев.

По товарам, вывозимым с таможенной территории Таможенного союза, так же как и в ТК РФ, таможенная декларация подается до их убытия с таможенной территории Таможенного союза.
Существенно изменился и порядок подачи, регистрации и отказа в регистрации таможенной декларации. Статья 132 ТК РФ устанавливала, что поданная таможенная декларация должна быть принята в день ее получения, за исключением случаев, когда таможенный орган имеет право отказать в приеме. Эти случаи прямо поименованы в п. 2 ст. 132 ТК РФ. О причинах отказа в принятии таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. В ст. 190 ТК ТС данные действия описаны более детально и сроки принятия решения сокращены. Установлено, что дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируются таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2-х часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом Решением Комиссии Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров" (вместе с Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, Инструкцией о порядке оформления отказа в выпуске товаров)).

Вышеуказанной Инструкцией установлено, что дата и время подачи декларации на товары (далее - ДТ), ее электронной копии и необходимых документов фиксируются должностным лицом таможенного органа в журнале регистрации ДТ в бумажном и (или) электронном виде.
При таможенном декларировании товаров в электронной форме дата и время подачи ДТ фиксируются таможенным органом в информационной системе с использованием информационных технологий.
Подача ДТ подтверждается проставлением даты и времени на двух экземплярах описи с указанием фамилии и инициалов должностного лица.
Вместо ранее используемого таможенным законодательством РФ термина "принятие таможенной декларации" в ТК ТС используется термин "регистрация таможенной декларации". И, если ранее существовал порядок отказа в принятии таможенной декларации (п. 5 ст. 132 ТК РФ: "О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме"), дальнейшие действия регулировались ведомственным нормативным документом (Приказ ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров").

Сейчас в п. 3 ст. 190 ТК ТС предусмотрен срок отказа в регистрации - не более 2-х часов с момента подачи таможенной декларации, т.е. так же, как на операцию принятия и регистрации таможенной декларации, так и на операцию отказа в принятии законодатель прямо в ТК ТС установил строго определенное время - не более 2-х часов. Порядок действий таможенного органа при совершении таможенных операций по регистрации или отказе в регистрации установлен Решением Комиссии Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262 "О Порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров" (вместе с Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, Инструкцией о порядке оформления отказа в выпуске товаров)). В данном порядке установлена также форма отказа в регистрации ДТ и определено, что вместо данной формы в качестве листа отказа должностным лицом может использоваться оборотная сторона ДТ.

Существенные изменения произошли также в порядке внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию. В ст. 133 ТК РФ речь шла о внесении изменений и дополнении сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, при соблюдении определенных ТК РФ условий. При этом абз. 9 п. 16 Приказа ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057 ) Приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации") устанавливал, что "условия и порядок внесения поправок в ГТД после выпуска товаров устанавливаются другими нормативными правовыми актами в области таможенного дела", т.е. фактически запрещал изменение декларации после выпуска товаров, так как такого нормативного акта никогда не существовало. Таможенные органы на протяжении многих лет отвечали категорическим отказом на заявления участников внешнеэкономической деятельности о внесении изменений в декларацию после выпуска. Лишь Приказ ФТС России от 3 февраля 2010 г. N 172 (Приказ ФТС России от 3 февраля 2010 г. N 172 "О внесении изменений в Приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057"), вступивший в силу 22 июня 2010 г. (за 10 дней до вступления в силу ТК ТС), изменил п. 16 и позволил вносить корректировки в таможенную декларацию после выпуска.

В соответствии со ст. 191 ТК ТС разрешается внесение изменений в таможенную декларацию как до выпуска, так и после выпуска. Условия внесения изменений и дополнения сведений до выпуска прямо определены в ТК ТС, а порядок внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров определен в Решении Комиссии Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров" (вместе с Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, Классификатором типов корректировки ДТ после выпуска товаров)).

Произошли также изменения при осуществлении таможенной операции по отзыву таможенной декларации. Статья 134 ТК РФ устанавливала, что "...принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана декларантом до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима". Иными словами, если возникала необходимость отзыва декларации, поданной на иностранные товары, после отзыва данные товары не могли быть повторно задекларированы в том же таможенном режиме. Поэтому процедура отзыва декларации на иностранные товары практически не работала. В ТК ТС такого условия осуществления операции отзыва не существует. Следовательно, после отзыва таможенной декларации возможно поместить товар под любую, в том числе и ранее заявленную, таможенную процедуру. При этом срок на подачу новой таможенной декларации также существенно увеличен и определен пределами срока временного хранения товаров (по ТК РФ - не более 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв).
Произошли изменения и при осуществлении предварительного таможенного декларирования.
Проведенный сравнительный анализ таможенных операций по декларированию товаров по ТК РФ и ТК ТС позволил сделать вывод о том, что в ТК ТС таможенные операции по декларированию товаров более четко определены и жестко регламентированы, сроки в своем большинстве разумны и достаточны для осуществления операций по таможенному декларированию. Следовательно, проводимая работа в условиях функционирования Таможенного союза и действия ТК ТС должна вывести таможенную систему РФ на новый уровень администрирования, способствовать развитию внешнеэкономической деятельности и укреплению экономики государства в целом.
 

Март 2012 г.