Способы обеспечения таможенных платежей

 

Таможенный кодекс РФ предусматривает использование различных форм обеспечения таможенных платежей. Необходимость развития этого института вызвана тенденцией мировой и российской практики к упрощению таможенных процедур. После оформления и контроля грузы не должны задерживаться, даже если возникают сомнения, например, в занижении таможенной стоимости. Принимая решение о выпуске товаров, таможенные органы должны предпринять все меры, обязывающие субъекта ВЭД или иное заинтересованное лицо исполнить обязанности уплаты пошлин, налогов и сборов. При этом они заинтересованы в скорейшем возмещении убытков в случае неисполнения такого обязательства.

Обеспечение таможенных платежей возможно также при предоставлении отсрочки или рассрочки, перевозке и хранении иностранных товаров. Обеспечения таможенных платежей не требуется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб. В случае, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства плательщика будут выполнены, обеспечения также не требуется.

Согласно ст. 340 ТК РФ уплата таможенных платежей может быть обеспечена:

- залогом товаров и иного имущества;

- гарантией банка;

- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в Федеральном казначействе (денежный залог);

- поручительством.

В установленных правовыми актами случаях одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей может быть договор страхования.

Залог - одна из наиболее надежных мер обеспечения уплаты таможенных платежей. Залоговые отношения относятся к гражданско-правовым и регулируются нормами ГК РФ и Закона РФ "О залоге". Договор о залоге заключается в письменной форме. Он должен быть нотариально удостоверен в случае, если предмет залога составляют гражданские воздушные, морские и речные суда, подвижной состав железных дорог, а также если такая форма предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Сторонами договора о залоге выступают залогодержатель (таможенный орган) и залогодатель (как правило, субъект ВЭД). Залогодателем всегда является лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения. Залогодатель обязан страховать за свой счет предмет залога на его полную стоимость на случаи утраты, недостачи или повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, совершения иными государственными органами действий и принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность залогодателя, либо препятствующих ей, либо неблагоприятно влияющих на нее (конфискация, реквизиция предмета залога), а также вследствие ликвидации организации-плательщика или признания ее несостоятельной либо объявления о несостоятельности независимо от того, остается ли предмет залога у залогодателя либо передается таможенным органам.

Предмет залога может быть оставлен и у залогодателя без права продажи или иного отчуждения с принятием необходимых мер для его сохранности. При залоге с оставлением предмета залога у залогодателя таможенный орган вправе: проверить по документам и фактически наличие, размер, состояние и условия хранения предмета залога; обязать залогодателя принять меры, необходимые для сохранения предмета залога; требовать от любого лица прекращения посягательств на предмет залога, угрожающего его утратой или повреждением.

Согласно ст. 334 ГК РФ залогодержатель имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.

В качестве предмета залога могут быть использованы товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, и иное имущество, которое может стать предметом залога в соответствии с гражданским законодательством. В качестве залога не принимаются электрическая, тепловая и иные виды энергии; предприятия, здания, строения, сооружения, земельные участки, космические объекты; имущество, заложенное либо обремененное ранее; товары и транспортные средства, запрещенные к перемещению через границу; скоропортящиеся товары и некоторые другие. Товары, к которым подлежат применению меры нетарифного регулирования, могут быть предметом залога при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Свободная рыночная цена товаров, представляемых в качестве залога, не может быть ниже суммы обязательства субъекта ВЭД перед таможенными органами, а также 15%-ной надбавки на покрытие возможных издержек и расходов на реализацию. Данное обстоятельство делает залог выгодным для таможенных органов, поскольку этот способ "имеет реальную возможность обеспечить уплату таможенных платежей за счет стоимости реализованного имущества, а также имеет дополнительные гарантии, обеспечивающие сохранность заложенного имущества".

Обращение взыскания на предмет залога возможно, как правило, по решению судебных органов. Исключение составляют случаи, при которых в качестве предмета залога используются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам в качестве залога. Товары, принятые как предмет залога, реализуются на таможенных аукционах, товарных биржах, а также через торговые организации.

Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой обязательство определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом ВЭД, которому предоставляется такая гарантия. По сути, данная форма является страховкой от всех рисков, которые могут обернуться большими потерями для федерального бюджета. Банки-гаранты призваны помочь таможенным органам защитить интересы государства.

Согласно ч. 1 ст. 342 ТК РФ таможенные органы принимают гарантии, выдаваемые банками, кредитными или страховыми организациями. Согласно ст. 368 ГК РФ для оформления банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Таким образом, плательщик таможенных платежей является принципалом, таможенный орган - бенефициаром, банк или страховая организация - гарантом.

Федеральная таможенная служба ведет реестр банков и иных организаций, которые могут быть гарантами перед таможенными органами. Основными критериями для принятия решения о включении банка (страховой организации) в реестр служат: наличие лицензии на проведение банковских операций, выданной Банком России (лицензии на право проведения страховой деятельности); отсутствие задолженности перед таможенными органами; зарегистрированный уставный капитал в сумме не менее 200 млн. руб. (для страховой организации - не менее 500 млн. руб.); собственные средства (капитал) не менее 1 млрд. руб.; соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года и др. Страховая организация должна вести свою деятельность не менее пяти лет, а в течение последнего года у нее не должно быть убытков. Если названные учреждения не включены в реестр Федеральной таможенной службы, таможенные органы на местах не имеют права принимать от них банковскую гарантию.

Подтверждением наличия банковской гарантии служит гарантийный сертификат, который выдается таможней, принявшей такую гарантию. Гарантийный сертификат выдается на каждую перевозку товаров на каждом транспортном средстве.

Максимальная сумма одной банковской гарантии варьируется в зависимости от размера уставного капитала и может составлять от 100 тыс. до 5 млн. евро, а сумма всех одновременно действующих банковских гарантий - от 700 тыс. до 40 млн. евро. Для страховых организаций максимальная сумма одной банковской гарантии устанавливается равной 250 тыс. евро, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий - 5 млн. евро.

Банковская гарантия утрачивает силу в случаях истечения срока ее действия, уплаты гарантом денежных средств в размере суммы банковской гарантии, отказа таможенного органа от прав по банковской гарантии. При неисполнении обязательств банковской гарантии банк, его филиал или страховая организация исключаются из реестра. Однако данное исключение не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий гарантий. Повторное введение организации в реестр возможно не ранее чем через один год при условии устранения причин исключения.

Денежные средства на счет таможенного органа вносятся в валюте РФ или в иностранной валюте с использованием безналичных расчетов, наличными деньгами в кассу таможенного органа или с помощью таможенных карт. Денежный залог может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. За время хранения этих сумм на счете таможенного органа проценты на них не начисляются, внесенные суммы не индексируются. Данный способ создает объективные сложности для субъектов ВЭД, так как ведет к "замораживанию" денежных средств на счетах таможенных органов.

Денежный залог возможен при помещении товаров под специальные режимы реэкспорта, транзита, при ввозе в страну товаров с применением залога. Эта мера применяется также в случае, если физическое лицо имеет намерение ввезти в страну транспортное средство. Для этого гражданин заранее, до выезда из России, обращается в таможенный орган по месту своего жительства и вносит на депозит сумму в размере 1 - 15 тыс. евро в зависимости от даты выпуска и объема двигателя автомобиля. Итак, денежные средства должны быть внесены заблаговременно, до фактического пересечения товарами таможенной границы РФ. В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему его, выдается таможенная расписка по установленной форме. Она не подлежит передаче другому лицу.

Лицо, внесшее денежные средства на счет таможенного органа, не вправе распоряжаться ими до завершения таможенного оформления товаров, за исключением отказа от ввоза товаров на таможенную территорию России.

При таможенном оформлении товаров денежный залог может быть использован для уплаты таможенных платежей и пени по таким товарам. Днем уплаты таможенных платежей в таком случае будет день принятия таможенным органом таможенной декларации, к которой приложены:

- письменное заявление плательщика об использовании денежного залога для внесения таможенных платежей, пени;

- документы, подтверждающие завершение выполнения обязательства, которое обеспечивалось внесением денежного залога на счет таможенного органа.

В случае невыполнения плательщиком обязательства, обеспеченного денежным залогом, таможенный орган, на счет которого внесены средства, со дня истечения срока выполнения такого обязательства принимает меры по их перечислению в федеральный бюджет.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством заключением договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя в соответствии со ст. 346 ТК РФ могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Обеспечение уплаты таможенных платежей в отдельных случаях бывает генеральным. При этом субъект ВЭД намерен провести несколько таможенных операций, а таможенный орган предпринимает различные способы обеспечения всех совершаемых операций.

Возврат сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов проводится не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверился в исполнении обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой было такое обеспечение.

Возврат денежного залога обладает некоторыми особенностями, установленными ст. 357 ТК РФ. При исполнении субъектом внешней торговли обязательства заявление о возврате и таможенная расписка должны быть поданы в течение трех лет со дня, следующего за днем уплаты таможенных платежей. Возвращается залог либо таможенным органом, на счет или в кассу которого сумма денежного залога была внесена, либо там, где завершаются таможенная процедура и таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом. Денежный залог, как правило, возвращается в валюте платежа и в той форме (наличными или безналичными денежными средствами), которая использовалась при его внесении. При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Одним из способов обеспечения таможенных платежей Таможенный кодекс РФ называет страхование. Следует отметить, что в России данный институт возник в 1992 г. и активно развивается в последнее десятилетие. Его цель - защита имущественных интересов страхователей и застрахованных лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). В области таможенного дела страхование может обеспечить защиту публично-правовых интересов посредством обязательства страховщика обеспечить уплату таможенных платежей.

Гражданским законодательством (ст. 935 ГК РФ) определены ограничения установления и применения обязательного страхования. Однако положения ст. 340 ТК РФ, не устанавливая обязательности страхования, предусматривают возможность его применения на добровольных началах в качестве способа обеспечения таможенных платежей. Соответственно, ограничения, установленные ст. 935 ГК РФ, на данный случай не распространяются. Кроме того, не подлежат применению ограничения ст. 933 ГК РФ, поскольку убытки федерального бюджета в виде неполучения доходов вследствие неисполнения лицами обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов не могут быть отнесены к предпринимательскому риску в том его значении, которое определено п. 3 ч. 2 ст. 929 ГК РФ.

Часть 2 ст. 929 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня имущественных интересов, которые могут быть застрахованы. Соответственно, в качестве объекта страхования может быть и риск убытков федерального бюджета в виде неполучения доходов вследствие неисполнения обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов.

Основным сдерживающим фактором на пути применения страхования в качестве способа обеспечения таможенных платежей следует рассматривать отсутствие соответствующей правовой базы. Внесение в Таможенный кодекс РФ норм, регламентирующих правила применения такого способа, расширило бы возможность его использования участниками внешней торговли, а также способствовало бы расширению таможенной инфраструктуры.