Определение таможенной стоимости лизингового имущества

 

Говоря о российском таможенном законодательстве, следует отметить, что основные положения, касающиеся таможенной стоимости, зафиксированы в Законе РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с изм. и доп.), Таможенном кодексе Российской Федерации, Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".


При этом важно отметить, что указанные нормативные акты не содержат какой-либо единой, универсальной формулы, которую можно было бы применить ко всему многообразию случаев перемещения товаров через таможенную границу России. Так, в Законе "О таможенном тарифе" перечислены лишь принципы и методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию, в то время как порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории России, определяется Постановлением Правительства. При этом данные документы не предусматривают какого-либо общего порядка определения таможенной стоимости ввозимых (или вывозимых) товаров, устанавливая возможность применения одного из шести методов определения таможенной стоимости в каждом конкретном случае перемещения товаров.

В связи с этим проблема правильного и законодательно обоснованного определения таможенной стоимости была всегда актуальна для участников внешнеэкономической деятельности. Определению таможенной стоимости всегда уделялось пристальное внимание как со стороны таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время эти вопросы становятся все более актуальными, о чем также свидетельствует очередное разъяснение, подготовленное Федеральной таможенной службой (см. Письмо от 19.11.2008 N 05-33/48386 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по договорам аренды и лизинга").

ФТС разъясняет, что применение основного метода определения таможенной стоимости, основанного на стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), возможно только в отношении товаров, проданных на экспорт в Россию, т.е. товаров, ввозимых по сделкам (договорам) международной купли-продажи товаров. При отсутствии продажи (например, ввоз товаров по договорам аренды или лизинга) метод 1 не может быть использован. ФТС обосновывает свою позицию тем, что "договоры аренды и лизинга по своей природе не образуют продажу товаров даже при наличии в этих договорах условия о выкупе арендованного товара (опциона покупки)".

При этом важно отметить тот факт, что метод 1 является наиболее приемлемым для участников внешнеэкономической деятельности. Это объясняется тем, что при использовании данного метода таможенная стоимость товаров определяется исходя из стоимости сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию. Применение этого метода ограничивает возможность необоснованного завышения таможенной стоимости таможенными органами при проведении так называемой корректировки таможенной стоимости.

Однако нельзя игнорировать то обстоятельство, что в случае применения метода 1 таможенная стоимость товаров не ограничивается стоимостью сделки. Она включает в себя также ряд дополнительных начислений, в частности, расходы по перевозке товаров до границы Российской Федерации, расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров, платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (в том числе роялти), относящиеся к данным товарам, ряд других начислений. Что же касается расходов и платежей, связанных с использованием товаров на территории Российской Федерации, то они, как правило, не включаются в таможенную стоимость при применении метода 1.

Возвращаясь к вышеупомянутому Письму ФТС, следует отметить, что согласно данному Письму объект аренды (предмет лизинга) следует оценивать для таможенных целей в соответствии с методами определения таможенной стоимости, установленными Законом "О таможенном тарифе". Вместе с тем ФТС отмечает, что применение большинства методов невозможно и поэтому для определения таможенной стоимости ввозимых товаров используется резервный метод (метод 6), поскольку он допускает "различные гибкие подходы таможенной оценки объекта аренды (предмета лизинга)".

Действительно, использование метода 6 предполагает наличие ряда возможностей, исключаемых при использовании других методов. В частности, за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары. Кроме того, допускается определенное отклонение от требований, которые предъявляются к идентичным и однородным товарам и соблюдение которых обязательно в рамках применения иных методов определения таможенной стоимости.

Основываясь на документах Всемирной таможенной организации, ФТС указывает, что в рамках резервного метода в качестве основы для определения таможенной стоимости товара последовательно может использоваться:
- стоимость объекта аренды (предмета лизинга), указанная в договоре аренды (лизинга), договоре страхования и других товаросопроводительных документах;
- прейскурантная цена товара или цена товара по каталогу;
- стоимость объекта аренды, указанная в отчете об оценке объекта;
- сумма арендных (лизинговых) платежей, рассчитанная за весь срок полезного использования объекта аренды (предмета лизинга);
- выкупная цена, если в договоре аренды (лизинга) содержится условие о выкупе арендованного товара и предусмотрен переход объекта аренды (предмета лизинга) в собственность арендатора (лизингополучателя).

При этом Федеральная таможенная служба отмечает, что если в сумму арендных (лизинговых платежей) вошли расходы, не подлежащие включению в таможенную стоимость (например, расходы на сборку, монтаж, обслуживание и др.), то они могут не включаться в таможенную стоимость, если выделены отдельной строкой и подтверждены документально.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру