Паспорт транспортного средства (ПТС) при легализации транспортного средства

 

Особым видом информационного обеспечения при легализации транспортных средств стал паспорт транспортного средства (далее - ПТС). Так, Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (Постановление Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (в ред. от 22 июня 2009 г.)) в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории РФ, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте с 1 июля 1993 г. введены паспорта транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям. В целях реализации данного Постановления совместным Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23 июня 2005 г. (Приказ МВД России N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23 июня 2005 г. "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (в ред. от 31 декабря 2008 г.)) утверждены Положение о ПТС и паспортах шасси транспортных средств, а также образцы бланка паспорта транспортного средства и бланка паспорта шасси транспортного средства.

По своей сути ПТС - это документ статистического учета и вместе с тем правоустанавливающий документ, который содержит сведения о транспортном средстве, которое, в рассматриваемом нами случае, ввозится на таможенную территорию РФ физическим лицом для личного использования. ПТС служит для контроля за временным пребыванием (более шести месяцев) на таможенной территории РФ и для подтверждения легального нахождения транспортного средства на таможенной территории РФ.
Так, в соответствии с п. 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (далее - Положение о ПТС), паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Пунктом 9 Положения о ПТС закреплено, что наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210 x 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов РФ в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов РФ, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств, а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются.
Напомню, что ПТС выдаются несколькими ведомствами. Так, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (Постановление Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (в ред. от 22 июня 2009 г.)) установлено, что паспорта транспортных средств выдаются:
- организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г.;
- таможенными органами РФ - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию РФ после 1 июля 1997 г.;
- подразделениями ГИБДД МВД России - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию РФ до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Хотя данным Постановлением и предусмотрено, что ПТС, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями, между тем именно ПТС, выданные таможенными органами, в последующем являются одним из документальных оснований для государственной регистрации транспортного средства в подразделении ГИБДД МВД России.
Так, п. 11 Положения о ПТС закреплено, что при первичной регистрации в подразделениях Госавтоинспекции транспортных средств, паспорта на которые были выданы таможенными органами, собственниками или владельцами транспортных средств вместе с паспортом представляются его копия (ксерокопия), копия (ксерокопия) таможенной декларации, а при наличии факта оплаты физическим лицом таможенных платежей - указанный в паспорте таможенный приходный ордер и его копия (ксерокопия). Копии (ксерокопии) паспортов, ТПО, заверенные подписью должностного лица подразделения Госавтоинспекции, а также копии (ксерокопии) таможенной декларации приобщаются к материалам, являющимся основанием для регистрации транспортных средств.
В соответствии с п. 15 Положения паспорта хранятся у собственников или владельцев транспортных средств или шасси, которые представляют их в подразделения Госавтоинспекции при совершении регистрационных действий с транспортными средствами в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
Пунктом 16 закреплено, что действие паспорта не ограничивается сроком. При изменении собственников транспортных средств или шасси в паспортах делаются соответствующие записи с соблюдением требований, предусмотренных разделом II настоящего Положения, которые передаются новым собственникам или владельцам.
При невозможности дальнейшего использования паспорта вследствие приведения его в негодность либо заполнения всех его реквизитов об изменении собственников транспортного средства либо шасси подразделением Госавтоинспекции по месту совершения последней сделки, направленной на прекращение и приобретение права собственности на транспортное средство либо шасси, взамен использованного паспорта выдается дубликат паспорта, в котором в разделе "Особые отметки" производятся записи о выданных ранее паспортах, предусмотренные п. 10 настоящего Положения и иными нормативными правовыми актами МВД России.
Замена паспорта производится на основании заявления собственника или владельца транспортного средства.
Сданные в подразделения Госавтоинспекции паспорта, в том числе в случае снятия транспортных средств с регистрационного учета вследствие их утилизации (списания), хранятся и уничтожаются в установленном порядке.
Пунктом 17 Положения о ПТС установлена обязанность для организаций и предпринимателей, таможенных органов при выдаче дубликатов утраченных паспортов, а также торговых организаций и предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами, при утрате паспортов в наиболее короткие сроки ставить в известность о сериях и номерах утраченных паспортов подразделения Госавтоинспекции по месту их утраты, а собственники и владельцы зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств - подразделения Госавтоинспекции по месту последней регистрации транспортного средства. В случае хищения паспортов также ставится в известность орган внутренних дел по месту хищения.
При этом необходимо отметить, что на практике данная информация распространяется по территориальным подразделениям ГИБДД МВД России, на бумажных носителях, путем направления телетайпов, телеграмм, писем, что, безусловно, влияет на скорость получения данной информации заинтересованными подразделениями.
Оформление ПТС таможенными органами имеет целый ряд особенностей, которые закреплены в Положении о паспортах транспортных средств, утвержденном совместным Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23 июня 2005 г. (Приказ МВД России N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23 июня 2005 г. "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (в ред. от 31 декабря 2008 г.)).

В соответствии с утвержденным образцом ПТС данный документ включает в себя следующие сведения:
- наименование (Ф.И.О.) собственника, а также его адрес, дата продажи (передачи), документ на право собственности;
- идентификационный номер (VIN), марка, модель, наименование (тип), категория транспортного средства (A, B, C, D, прицеп), год изготовления, модель, N двигателя, шасси (рамы), N кузова (кабины, прицепа), а также цвет кузова (кабины, прицепа), мощность двигателя (кВт), рабочий объем двигателя (куб. см), тип двигателя, государственный регистрационный знак транспортного средства, экологический класс, разрешенная максимальная масса, масса без нагрузки (кг);
- наименование организации-изготовителя транспортного средства (страна);
- страна вывоза транспортного средства;
- N одобрения типа транспортного средства, его серия;
- N таможенной декларации, таможенного приходного ордера, таможенные ограничения;
- наименование и адрес организации, выдавшей паспорт, а также дата его выдачи.
Таким образом, наглядно видно, что ПТС содержит исчерпывающую информацию о каждом транспортном средстве, легально находящемся на таможенной территории РФ, а это огромный объем информации. В связи с чем очевидна объективная потребность в совершенствовании информационного обеспечения деятельности таможенных органов и подразделений ГИБДД МВД России, в том числе и посредством информатизации деятельности государственных органов.
При этом с учетом внедрения компьютерных технологий, разработки и использования баз данных, в таможенных органах зачастую происходит дублирование в части фиксирования информации на бумажном носителе и путем внесения в специально для этого разработанные базы данных, и если зачастую такое дублирование излишне, то при выдаче соответствующих документов (УВТС, ПТС и т.д.) физическим лицам это необходимо и оправданно.
Между тем подобная объективная необходимость наличия однородной информации как на бумажном носителе, так и в электронном виде не должна являться основанием для многократного запроса различными государственными органами одних и тех же документов, подтверждающих имеющиеся сведения у заинтересованных физических лиц. В связи с чем и исходя из безусловной необходимости существования единой базы данных таможенных органов и подразделений ГИБДД МВД России, содержащей исчерпывающие сведения о транспортных средствах, ввезенных на таможенную территорию РФ, считаю возможным предложить внесение в основной документ, подтверждающий законное нахождение транспортного средства на таможенной территории РФ, - ПТС дополнительного реквизита - двумерного штрихового кода, по аналогии со штриховым кодом, размещаемым на удостоверении ввоза транспортного средства, в соответствии с Приказом ФТС России от 5 октября 2006 г. N 965 "Об утверждении технологии использования штрихового кодирования при проведении таможенного контроля за транспортными средствами, зарегистрированными в иностранных государствах и временно ввозимыми физическими лицами для личного пользования на таможенную территорию Российской Федерации" (Приказ ФТС России от 13 августа 2007 г. N 965 "Об утверждении общего положения о таможенном посте").

Введение нового средства идентификации - штрихового кодирования, которое представляет собой технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на представлении информации по определенным правилам для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в вычислительную машину, позволит не только снизить в разы время, необходимое для последующей государственной регистрации транспортных средств в подразделениях ГИБДД МВД России, но также позволит исключить необходимость многократного внесения в единую базу данных сведений о транспортном средстве, прошедшем таможенное оформление, в отношении которого таможенным органом выдан ПТС установленного образца, все необходимые сведения внесены таможенными органами, а необходимые документы имеются в базе данных в электронном виде. В связи с чем на данную систему распространяются преимущества системы электронного документооборота:
- снижение издержек, связанных с передачей информации традиционными средствами. В связи с тем, что электронный документ обладает (или должен обладать) одинаковой юридической силой и влечет те же правовые последствия, что и документ, составленный на бумажном носителе, полностью отпадает необходимость в передаче бумажных оригиналов;
- повышение оперативности;
- гарантия конфиденциальности;
- защита от подлога: все электронные документы могут подписываться электронной цифровой подписью (ЭЦП), что позволяет однозначно установить целостность и авторство документа.

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру