Международные автомобильные перевозки: российское, иностранное, специальное, многостороннее разрешения на проезд

 

Комментарий к статье 1 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Разрешение на проезд

 

Документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства, в международных автомобильных перевозках называется разрешением. Выделяются различные виды разрешений.
Так, по частоте предоставления права на проезд разрешения могут быть:
разовыми - дающими право на однократный проезд транспортного средства по территории российского или иностранного государства;
многократными - дающими право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства, действующими в течение определенного времени. Количество совершенных проездов в данном случае не имеет значения;
специальными - разовые дополнительные разрешения на проезд конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства, а также разовые разрешения на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территориям таких государств в третьи государства или из третьих государств;
многосторонними - действующими в течение определенного времени на неограниченное число проездов любого транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территории любого государства, являющегося членом Европейской конференции министров транспорта.
По территории предоставления права на проезд разрешения классифицируются на:
российские разрешения - разовые или многократные в течение определенного времени разрешения на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории Российской Федерации;
иностранные разрешения - разовые или многократные в течение определенного времени разрешения на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства.
Кроме этого, существуют отдельные разновидности разрешений, применяемые в строго определенных законодательством случаях. Это такие документы, как, к примеру, сертификаты-разрешения, выдаваемые на конструкцию упаковки и перевозку грузов, по которым производится перевозка опасных грузов, отнесенных к 7 классу опасности. Такие разрешения выдаются Министерством Российской Федерации по атомной энергии, а маршрут перевозки по ним предварительно согласуется с ГИБДД МВД России (см. пункт 2 Приказа Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации").

 

Российской разрешение

 

Итак, документом, предоставляющим право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства, в международных автомобильных перевозках является разрешение. Понятия различных разновидностей разрешений сконструированы таким образом, что их наименование содержит указание на то, по территории какого государства разрешается проезд транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку. Так, российское разрешение представляет собой разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории Российской Федерации. Российское разрешение может быть:
разовым - дающим право на однократный проезд транспортного средства по территории российского или иностранного государства;
многократным - действующим в течение определенного времени, независимо от количества совершаемых рейсов.
Разрешения выдаются различными органами власти и контролирующими структурами. Это зависит от того, какой груз перевозится, либо какая перевозка (например, пассажирская) осуществляется. Так, к примеру, трансграничное перемещение опасных отходов в международном автомобильном сообщении осуществляется на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации (п. 2 Постановления Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 "О трансграничном перемещении отходов").
Разрешения и другие документы, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения), должны:
находиться у водителей транспортных средств;
предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.
Это правило установлено в пункте 3 статьи 2 комментируемого Закона. Порядок выдачи российских иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством Российской Федерации в Положении о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730. Поскольку для иностранных перевозчиков не установлено иных, чем для российских перевозчиков, правил получения и порядка выдачи разрешений, указанное Постановление распространяется и на данную категорию водителей транспортных средств и организаций, осуществляющих перевозки в международном автомобильном сообщении.

 

Иностранное разрешение

 

Иностранное разрешение, в соответствии с комментируемой статьей, представляет собой разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства. Выдается оно как подразделениями Министерства транспорта РФ, так и контролирующими органами иностранных государств. Как и российское разрешение, иностранное разрешение имеет такие разновидности, как:
- разовое - дающее право на однократный проезд транспортного средства по территории российского или иностранного государства;
- многократное - действующее в течение определенного времени, независимо от количества совершаемых рейсов.

 

Специальное разрешение

 

Специальное разрешение - это разовое дополнительное разрешение на проезд конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства, а также разовое разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территориям таких государств в третьи государства или из третьих государств.
Как видно из приведенного определения, специальное разрешение обладает рядом отличительных признаков:
это всегда разовое разрешение - предоставляет право на однократный проезд транспортного средства по территории российского или иностранного государства;
выдается на проезд конкретного транспортного средства, причем обычно это транспортное средство с крупногабаритным, тяжеловесным или опасным грузом;
может быть основным и дополнительным. В качестве дополнительного требуется при перевозках крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов.
Виды специальных разрешений выделяются в зависимости от государства, на проезд по которому такие разрешения запрашиваются. Так, специальные разрешения бывают двух видов:
разовое дополнительное разрешение на проезд конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства;
разовое разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территориям таких государств в третьи государства или из третьих государств.
Регламент выдачи разовых специальных разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств, следующих в международном сообщении, с использованием упрощенной процедуры оформления разовых специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов в международном сообщении, утвержден распоряжением Минтранса России от 19 декабря 2002 г. N ОС-1117-р. Такие разрешения выдаются с 1 февраля 2003 года. В соответствии с названным Регламентом, все грузовые транспортные средства, следующие по автомобильной дороге М-1 "Беларусь", должны проходить через стационарный пункт весового контроля, расположенный на 456 км для определения весовых параметров транспортного средства. В случае если весовые параметры тяжеловесного транспортного средства превышают допустимые значения общей массы и осевых нагрузок, установленные нормативными правовыми актами, не более чем на 10%, перевозчику предлагается оформить разовое специальное разрешение для проезда по федеральной магистрали М-1 "Беларусь" на 456 км до автогрузового терминала, определенного по результатам конкурса. На автогрузовом терминале осуществляется разгрузка транспортных средств или в случае необходимости получение в установленном порядке специальных разрешений на дальнейшее движение. В случае если весовые параметры транспортного средства превышают допустимые значения общей массы и осевых нагрузок, установленные нормативными правовыми актами, более чем на 10%, транспортное средство возвращается на сопредельную сторону (если оно принадлежит иностранному перевозчику) или оформляется заявление на получение специального разрешения в установленном порядке, которое подается в ГУ "Центр международных перевозок Министерства транспорта Российской Федерации". В случае принятия решения Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог о пропуске транспортного средства с весовыми параметрами, превышающими допустимые значения общей массы и осевых нагрузок более чем на 10%, оформляется разовое специальное разрешение.

 

Многостороннее разрешение

 

Многостороннее разрешение, как установлено в комментируемой статье, являет собой разрешение, действующее в течение определенного времени на неограниченное число проездов любого транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территории любого государства, являющегося членом Европейской конференции министров транспорта. Как можно обнаружить при сопоставлении различных разновидностей разрешений с многосторонними разрешениями, последние предоставляют получающему их лицу наиболее привилегированные условия пассажирских и грузовых перевозок. Так, многостороннее разрешение:
действует в течение определенного времени;
разрешает неограниченное число проездов;
разрешает проезд любого транспортного средства владельца рассматриваемого разрешения;
разрешает проезд по территории любого государства.
Единственным условием выдачи многостороннего разрешения в конкретном государстве является участие этого государства в международном межправительственном объединении - Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). В данной ситуации речь идет о свободном экономическом пространстве, открытости границ, громадных объемах автоперевозок. Последнее особенно актуально для Европы, территории государств которой сравнительно невелики, что позволяет автомобильным перевозкам выполнять одну из ключевых ролей в товарообороте и перемещении пассажиров. Тем более что почти вся Европа представляет собой единое экономическое пространство с единой валютой и развитыми экономическими отношениями.
Однако еще в начале марта 2007 года генеральный секретарь ЕКМТ Джэк Шорт объявил о приближающемся конце деятельности этой организации. Точнее, не совсем об окончании деятельности, а ее трансформации в Международный транспортный форум. Он напомнил, что министры транспорта договорились об этом в мае 2006 г. в Дублине. Форум будет носить глобальный характер и станет площадкой для обсуждения транспортных стратегий. Это мероприятие будет ежегодным и, начиная с мая 2008 г., будет проходить в Лейпциге. Тема предстоящего форума - "Транспорт и энергия: перед угрозой изменения климата".
В нынешнем своем виде ЕКМТ просуществовала с 1953 г. и в настоящее время объединяет 44 страны-члена, 7 ассоциированных членов и 1 наблюдателя. Единственным реликтом ЕКМТ останется Рабочая группа по автомобильному транспорту, которая и далее будет координировать вопросы распределения квот и связанные с этим вопросы.
Очередным мероприятием ЕКМТ после объявления о ее трансформации в Международный транспортный форум стала встреча министров в Софии в конце мая 2007 года, посвященная обсуждению барьеров, препятствующих эффективной работе транспорта.