Правила осуществления международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов

 

Комментарий к статье 3 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Требования к грузовым транспортным средствам

 

Комментируемая статья устанавливает правила осуществления международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В соответствии со ст. 1 комментируемого Закона, крупногабаритным грузом признается груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории РФ габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам; тяжеловесный груз - груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории РФ вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.
Грузовые транспортные средства взвешиваются при помощи мобильных весов, способных принять машины весом до 44 тонн. При этом должностные лица признают, что за их точность сейчас вряд ли можно поручиться. Однако уже в прошлом году было принято решение о постройке неподалеку от литовского города-порта Клайпеда первого - не только в Литве, а и вообще в странах Балтии - стационарного поста взвешивания тяжеловесного грузового транспорта. Поток грузовых перевозок в Литве за последние годы вырос значительно, и такой пункт взвешивания, который бы позволил контролировать передвижение особо тяжелых машин, более всего разбивающих автомагистрали, крайне необходим. Представляется, что такие стационарные посты для взвешивания грузовиков необходимы и в России, хотя бы на крупнейших автомагистралях страны.
В случае если линейные размеры или весовые характеристики транспортного средства превышают габариты, в соответствии с положениями комментируемой статьи, международная автомобильная перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться перевозчиком только после получения специального разрешения, выдаваемого органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Аналогичное правило установлено в пункте 14 Положения "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", утвержденного соответствующим Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272, в соответствии с которым в случае обнаружения на контрольных пунктах превышения максимального веса или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита относительно норм, установленных на территории Российской Федерации, водитель указанного транспортного средства обязан принять меры для устранения нарушения или получения специального разрешения Федерального дорожного агентства. Дальнейшее движение (продолжение поездки) транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения указанного специального разрешения.
Исходя из содержания анализируемых норм, следует, что указанные в них правила установлены законодателем как в отношении иностранных (иностранные юридические или физические лица, использующие принадлежащие им транспортные средства для перевозок грузов или пассажиров), так и в отношении российских (российские юридические и физические лица, использующие принадлежащие им грузовые транспортные средства либо автобусы для перевозок грузов или пассажиров) перевозчиков. В частности, законодатель не определяет, какие именно перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, допускаются к данному виду перевозок на основании таких разрешений.
Имеется еще одно требование в отношении грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в частности, по дорогам Европы. Так, Директивой 92/23/ЕС Европейский союз разработал и утвердил требования к автотранспортным средствам в отношении соответствия шин. Все шины, установленные на одну ось, должны быть одного и того же типа.
Некоторые транспортные компании, неправильно истолковавшие Директиву 92/23/ЕС о шинах, устанавливаемых на одну ось автомобилей и прицепов к ним, устанавливали на свои автомобили разные шины и в результате были оштрафованы за несоблюдение этой Директивы. В п. 3.2.2 приложения IV к Директиве 92/23/ЕС четко оговорено, что "все шины, установленные на одну ось, должны быть одинакового типа". Оборудование автомобилей шинами смешанного типа должно происходить в соответствии с рекомендациями Европейской технической организации по автомобильным шинам и ободам (ETRTO). Для восстановленных шин, в случае, когда на одну и ту же ось устанавливаются только восстановленные шины, и название фирмы-производителя шины отсутствует, допускается использование шин только с торговой маркой фирмы, восстановившей шину. Допускается использование на одной оси шин смешанного типа - как восстановленных, так и не восстановленных, но только в случае, если восстановленные шины произведены одной и той же фирмой.
Тип шины означает категорию шин, не отличающихся друг от друга по таким основным параметрам, как:
название фирмы-изготовителя или ее торговая марка;
обозначение размеров шины;
категория использования:
- обычная: шина для использования на обычной дороге; специальная: шина специального предназначения, например шина для смешанного использования (как на дороге, так и вне дороги) и для использования только на определенной скорости;
- шина для проезда по дороге, покрытой снегом;
- запасная шина, предназначенная для временного использования;
структура шины (с диагональным кордом, с радиальным кордом);
категория скорости;
показатель грузоподъемности;
поперечное сечение шины.
 

 

Порядок допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов

 

Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, условия данного допуска и перечень необходимых документов, подаваемых перевозчиком для получения такого разрешения, закреплены в Положении "О допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730. Отдельного правового акта, регулирующего выдачу таких разрешений иностранным перевозчикам, правовая база фактически не содержит.
Перечень органов, уполномоченных выдавать разрешения по допуску перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, не приводится в комментируемом Законе. Законодатель фактически только указывает на его принадлежность - федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Также перечень данных органов не установлен каким-либо иным единым нормативным правовым актом. Так как их система довольно обширна, законодатель предоставляет право выдачи таких разрешений отдельными правовыми актами по различным ведомствам путем включения указанного права в их компетенцию.
В частности, согласно п. 1 Приказа Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации", выдача разрешений иностранным и российским перевозчикам, осуществляющим перевозки в международном автомобильном сообщении по территории РФ, обеспечивается Департаментом автомобильного транспорта.
В соответствии с пп. "г" п. 3 Инструкции "О порядке взаимодействия служб международных автомобильных перевозок, органов государственного таможенного контроля и подразделений пограничного контроля Пограничных войск Российской Федерации при пропуске автотранспортных средств иностранных владельцев в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации", утвержденной Минтрансом России, ГТК России, ФПС России 1 августа 1994 г. NN 2-ц, 01-20/8718, 21/7/28784, правом выдачи специальных разрешений иностранным перевозчикам наделены службы международных автомобильных перевозок, на которые возложена обязанность оформления и выдачи в установленном порядке специальных разрешений иностранным автомобильным перевозчикам на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

 

Порядок выдачи разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств

 

Порядок выдачи разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств установлен Регламентом выдачи разовых специальных разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств, следующих в международном сообщении, с использованием упрощенной процедуры оформления разовых специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов в международном сообщении, утвержденным распоряжением Минтранса России от 19 декабря 2002 г. N ОС-1117-р.
В соответствии с п. 1 указанного Регламента, все грузовые транспортные средства, следующие по автомобильной дороге М-1 "Беларусь", проходят через стационарный пункт весового контроля, расположенный на 456 км, для определения весовых параметров транспортного средства. В случае если весовые параметры тяжеловесного транспортного средства превышают допустимые значения общей массы и осевых нагрузок, установленные нормативными правовыми актами, не более чем на 10%, перевозчику предлагается оформить разовое специальное разрешение для проезда по федеральной магистрали М-1 "Беларусь" на 456 км до автогрузового терминала. На автогрузовом терминале осуществляется разгрузка транспортных средств (устранение нарушения) или, в случае необходимости, получение в установленном порядке специальных разрешений на дальнейшее движение. В случае если весовые параметры транспортного средства превышают допустимые значения общей массы и осевых нагрузок, установленные нормативными правовыми актами, более чем на 10%, транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, возвращается на сопредельную сторону или оформляется заявление на получение специального разрешения в установленном порядке и подается в ГУ "Центр международных перевозок Министерства транспорта РФ".
В заявлении на получение разрешения для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза в международном сообщении и пропуска ГУ ГИБДД МВД СОБ России на право движения транспортного средства указываются: наименование, адрес и телефон перевозчика и получателя груза, маршрут движения, вид перевозки, характеристика груза, параметры транспортного средства.
Заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений на получение разовых специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов в международном сообщении, а выданное разрешение - в реестре выданных разовых специальных разрешений.
Порядок выдачи разрешений на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств также устанавливается Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом России, МВД России и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 г.

 

Документы, необходимые для перевозки тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов

 

Дополнительные документы, которые должен иметь при себе водитель, осуществляющий перевозку тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, установлены тем же Перечнем документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 27 октября 1998 г.

 

Проезд по платным автомобильным дорогам

 

Учитывая, что перевозка тяжеловесных грузов негативно влияет на состояние автодорог, согласно Постановлению Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", за перевозку данных грузов взимается плата согласно ставкам, установленным Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (утверждено Минтрансом России 30 апреля 1997 г.).
В настоящее время вопрос о платных автодорогах урегулирован Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон установил, что решения об использовании автомобильных дорог на платной основе принимаются, в зависимости от значения дороги (федерального, регионального или межмуниципального, а также местного значения), Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, а в отношении частной автомобильной дороги - собственником такой дороги. Решения об использовании автомобильных дорог на платной основе в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов, могут быть приняты только в случае строительства или реконструкции дорог, а в отношении указанных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, - только в случае их строительства. Для принятия решений об использовании на платной основе частных автомобильных дорог такие условия не установлены. Еще одним условием для принятия решения об использовании автодороги на платной основе является обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования или обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автодороги. Протяженность автомобильных дорог или их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случаев, если более пятидесяти процентов протяженности платной автодороги составляют мосты, тоннели и путепроводы и если строительство платной автодороги осуществляется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе, в том числе частной автодороги, в течение тридцати дней со дня его принятия должно быть опубликовано, а также размещено на соответствующем официальном сайте (в отношении частной автодороги - на официальном сайте муниципального образования, а при его отсутствии - на официальном сайте субъекта РФ). Строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог, как установлено Законом, могут осуществляться на основе концессионных соглашений.
Закон установил, что от платы за проезд по платным автомобильным дорогам освобождаются:
- транспорт общего пользования (за исключением такси, маршрутного такси, автобусов междугородного и международного сообщения);
- специальные транспортные средства (пожарной охраны, милиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автоинспекции);
- транспортные средства организаций федеральной почтовой связи.
Собственник платной автодороги вправе принять решение о предоставлении права бесплатного или льготного проезда отдельным категориям пользователей дороги или категориям транспортных средств (в случае заключения концессионного соглашения - по согласованию с концессионером). Владелец платной автодороги вправе предоставлять право льготного или бесплатного проезда, если это предусмотрено решением об использовании автодороги на платной основе. Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, методика расчета и максимальный размер платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам должны утверждаться соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (ст. ст. 36, 37, 38, 40, 41 Закона).
В настоящее время являются действующими Временные правила организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов и Временные правила определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 973.

 

Ответственность за нарушение норм перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

 

Нарушение норм комментируемой статьи влечет привлечение водителя транспортного средства к административной ответственности по ст. 11.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов) и ст. 12.21.1 КоАП РФ (нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов). Диспозиция указанной статьи предусматривает, что водитель транспортного средства международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов привлекается к ответственности в том случае, если он совершает такую перевозку без специального разрешения, отклоняется от указанного в разрешении маршрута или габариты транспортного средства превышают габариты, указанные в данном разрешении. За совершение данного правонарушения предусматривается наложение на водителя штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Дела рассматривают должностные лица органов Ространснадзора. Протокол о данном административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица указанных органов, а также органов внутренних дел.
Аналитики, в связи с поправкой в КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. в дополнение к статье 12.21 и вступившей в действие 11 августа 2007 г., устанавливающей ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, указывают, что к сложностям грузовых перевозок добавилась новая проблема. Почему же эта поправка так взволновала сообщество автоперевозчиков?
Итак, статья 12.21.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а именно: наказуемыми в административном порядке являются следующие деяния:
перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения (что влечет за собой наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей);
перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей);
перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей);
нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, указанных в пункте 3 (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей).
Таким образом, за указанные правонарушения штрафуются и водители, и должностные лица, ответственные за перевозку, и юридические лица. И размер штрафов порой настолько велик, что способен поставить автоперевозчиков на грань разорения.
В связи с этим возникает ряд вопросов.
Во-первых, если штраф налагается на юридическое лицо, то водитель и лицо, отвечающее за перевозку, будут нести субсидиарную ответственность? Или они освобождаются от денежного наказания? Лицом, отвечающим за перевозку, в конечном счете является руководитель автопредприятия, в связи с этим представляется, что его должны штрафовать как физическое лицо, а предприятие - как юридическое.
Во-вторых, что означает такая составляющая объективной стороны административного правонарушения, как превышение габарита груза на 10 см, влекущее за собой штраф до 400 тыс. руб.? Все будет зависеть от того, с какой точностью будут измерять многометровый груз, чтобы уловить эти 10 см. В настоящее время в России нет стационарных весов, а при весовом контроле на постах при пятиразовом измерении у проверяющих получается пять результатов. Подобная же ситуация обстоит и с измерениями длины транспортных средств. Таким образом, габаритность или негабаритность груза и транспортного средства во многом зависит от объективности контролирующего лица. Поэтому от нововведенных санкций можно ожидать не только повышения отчислений штрафников в соответствующие бюджеты, но и увеличения числа должностных злоупотреблений со стороны лиц, контролирующих габариты транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Пункт 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ устанавливает штраф за превышение максимальной массы или нагрузки на ось. Причем, если масса груза превышает указанную в специальном разрешении, контролирующие органы могут не озадачиваться количеством осей и нагрузкой на них, поскольку оштрафовать можно за одно лишь превышение массы. И в этой связи возникает вопрос: почему интересует масса перевозимого груза? Ведь если заботиться о сохранности дорожного полотна, то должна интересовать и контролироваться нагрузка на это самое полотно, а не масса. Специалисты могут, конечно, возразить, что при прохождении, например, через мост масса имеет значение. Но необходимо решить проблемы дорог и сооружений на них не за счет уменьшения нагрузок. Грузопотоки из года в год растут - это характерный признак динамично развивающейся экономики. Следовательно, дороги и мосты должны быть прочнее, автомобили - тяжелее и длиннее. Кроме того, штрафом как репрессивной мерой проблемы не решить, поскольку получается, если предприятие заплатит его, то может и дальше эксплуатировать этот же самый подвижной состав - до следующего штрафа. Так для чего тогда введены эти штрафы и где забота об этом самом дорожном полотне?
Таким образом, поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях практически делают практически невозможным для грузоперевозчиков использование современной техники, приобретенной в последние годы: автомобили соответствуют европейским требованиям, но не проходят по российским нормам, которые принимались несколько десятилетий назад. Одна такая машина везет как два старых грузовика, занимая на дороге меньше места и меньше загрязняя окружающую среду. Но тогда современные машины придется или недогружать, или вовсе выводить из работы.

 

Ограничения на въезд или проезд автомобилей, перевозящих крупногабаритные или тяжеловесные грузы

 

Ряд государств в отношении крупногабаритных или тяжеловесных грузов вводит ограничения на их въезд или проезд. Например, в Люксембурге приняты меры по ограничению движения в отношении всех грузовых автомобилей, въезжающих с территории Бельгии или Германии и направляющихся во Францию, чей максимально допустимый вес с прицепом или без прицепа превышает 7,5 т. По всем дорогам и автомагистралям Люксембурга с 21.30 по субботам и в канун праздничных дней до 21.45 по воскресеньям и праздничным дням автомобилям, на которые распространяются названные ограничения на движение, не разрешается останавливаться на дорогах общественного пользования; во время действия вышеупомянутых ограничений эта мера должна также касаться автомобилей, чей максимальный разрешенный вес с прицепом или без прицепа превышает 7,5 т и которые зарегистрированы или разгружаются в Люксембурге и направляются с грузом во Францию или Германию. Полицейские уполномочены приказать водителям, нарушившим указанные ограничения на движение или запреты на парковку, вернуться соответственно в свою страну регистрации, по месту нахождения фирмы или возвратиться в пункт загрузки/разгрузки в Люксембурге. Нарушение этих правил наказывается в соответствии с положениями статьи 7 Приказа от 14.02.1955 с поправкой, касающихся положений, регулирующих движение по всем дорогам общественного пользования.
Исключения сделаны только для следующих категорий транспорта:
- автотранспортные средства, перевозящие живой скот, скоропортящиеся продукты независимо от их состояния (свежие, замороженные, быстрозамороженные или соленые, копченые, сушеные, стерилизованные), свежие или консервированные продукты на овощной основе (фрукты и овощи), срезанные цветы, цветы или растения в горшках;
- порожние автотранспортные средства, выполняющие вышеуказанные перевозки, при условии, что они направляются в Германию;
- автотранспортные средства, которые во время сбора урожая заняты в уборке и перевозке сельскохозяйственной продукции из мест сбора урожая в места хранения, упаковки, переработки или трансформации;
- автотранспортные средства, перевозящие грузы, которые необходимы для проведения должным образом разрешенных экономических, спортивных, культурных, образовательных или политических мероприятий;
- автотранспортные средства, перевозящие только газеты;
- автотранспортные средства, перевозящие только офисное или заводское оборудование во время переезда;
- автотранспортные средства, принадлежащие торговым фирмам и использующиеся для продажи продукции на ярмарках или рынках;
- автотранспортные средства, осуществляющие смешанные перевозки (железная дорога - автомобиль от места загрузки до станции перегрузки или от станции перегрузки до места назначения грузов, при условии, что пройденное расстояние не превышает 200 км и перевозка осуществляется в направлении Германии);
- автотранспортные средства, используемые полицией, армией, таможней, гражданской обороной, пожарной бригадой, а также автотранспортные средства, осуществляющие перевозку неисправных автомобилей или автомобилей, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии;
- автотранспортные средства, осуществляющие перевозку по исключительному разрешению министра транспорта и превышающие предписанный вес, в частности, при перевозке для обеспечения бесперебойной работы заводов, во избежание перерывов в поставках или при оказании экстренных услуг гражданам в местных масштабах. Разрешение Министерства, указанное выше, должно предъявляться по требованию должностных лиц, ответственных за контролирование автоперевозок.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру