Подтверждение заявленного декларантом классификационного кода товара

 

Тема классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) является, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных для ее участников. Во-первых, отнесение товара к тому или иному классификационному коду ТН ВЭД требует зачастую наличия специальных технических знаний и проведения дополнительных экспертиз, связанных с определением технических характеристик товаров, способов его производства и т.д. Во-вторых, от того, к какому классификационному коду ТН ВЭД будет отнесен товар, зависят ставка пошлины и НДС и, соответственно, размер уплачиваемых таможенных платежей. Естественно, что большинство споров с таможенными органами возникает именно на этапе подтверждения заявленного декларантом классификационного кода товара.
 

 

Различные подходы

 

Проблемы классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД являются общими для всех видов продукции. Однако стоит отметить, что при отнесении определенных видов товаров высокотехнологичных отраслей промышленности (химическая продукция) к определенному коду ТН ВЭД у таможенных органов возникают дополнительные сложности в связи с необходимостью использования специальных технологических знаний, что приводит к многочисленным ошибкам в определении надлежащей субпозиции товара.
В большинстве стран существует единый подход к классификации товаров, так как классификация товаров в таможенных целях осуществляется на основании Гармонизированной системы в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в Брюсселе 14.06.1983 (далее - Конвенция). Участниками Конвенции являются более 100 государств, в том числе государства - члены Таможенного союза.
В п. "а" ст. 1 Конвенции указано, что Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции каждая договаривающаяся сторона обязуется, что ее таможенно-тарифная и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления Конвенции в силу по отношению к этой договаривающейся стороне. Тем самым договаривающиеся стороны обязуются:
- использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;
- применять Основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;
- соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.
Гармонизированная система предусматривает кодирование товаров шестизначными цифровыми кодами. При этом в соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции каждая договаривающаяся сторона может создавать в своих таможенно-тарифной или статистической номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизированной системе, при условии что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода.
Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
ТН ВЭД ТС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 296 утверждено Положение о порядке принятия Комиссией Таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров. В соответствии с названным Положением уполномоченные таможенные органы при различных подходах при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и в случае недостижения согласия по вопросу классификации отдельного вида товара обращаются в Комиссию Таможенного союза с предложением о рассмотрении вопроса о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
При этом, как следует из Положения, разногласия между таможенными органами государств - членов Таможенного союза по вопросам классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС могут возникнуть на основании:
- решения о классификации товара, принятого в соответствии с п. 3 ст. 52 ТК ТС, то есть в случае выявления неверной классификации;
- предварительного решения о классификации товара, принятого в соответствии с п. 5 ст. 52 ТК ТС;
- решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с п. 6 ст. 52 ТК ТС.
Однако не совсем ясны причины возникновения таких разногласий, так как предварительные решения о классификации в соответствии с п. 3 ст. 53 ТК ТС являются обязательными только при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.
Решения и разъяснения по классификации, предусмотренные п. 6 ст. 52 ТК ТС, также обязательны только при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
Иными словами, принятые в Российской Федерации предварительные классификационные решения не будут применяться, например, в Казахстане или Белоруссии. Соответственно, ни у одной из сторон нет заинтересованности в едином подходе к классификации одного и того же товара.
При этом инициировать обращение в Секретариат Комиссии Таможенного союза с просьбой принять решение или разъяснение по классификации товаров может только таможенный орган, участник ВЭД лишен такой возможности.
На сайте Комиссии Таможенного союза опубликован Сборник принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров. Указанный Сборник постоянно обновляется. Однако, как уже отмечалось, предварительное решение в отношении какого-либо конкретного товара, выданное уполномоченным таможенным органом Казахстана и размещенное в указанном Сборнике, не будет являться безусловным основанием для аналогичной классификации этого же товара в России.
Таким образом, на практике вполне допустима ситуация, когда один и тот же товар будет классифицирован таможенными органами государств - членов Таможенного союза по разным классификационным кодам. А если при этом имеется и различие в применяемых к данным кодам ставок таможенных пошлин, то может произойти существенное перераспределение товаропотоков по отдельным категориям товаров.

 

Нарушение Конвенции

 

С практической точки зрения интересен п. 4 ст. 52 ТК ТС. В соответствии с названным пунктом коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Так, возможна ситуация, когда в стране отправления, которая является участницей Конвенции, товар был классифицирован, например, в позиции 5903 (текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные пластмассами). При этом данный код указан во всех товаросопроводительных документах, в контракте, экспортной декларации и т.д. При ввозе товара на территорию Таможенного союза товар был отнесен таможенным органом государства - члена Таможенного союза к позиции 3921 (плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, прочие). При этом ставки таможенных пошлин по товарам, классифицируемым в соответствии с позицией 3921, выше, чем ставки таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с позицией 5903.
На первый взгляд, действия таможенного органа, принявшего решение об отнесении товара к позиции 3921 ТН ВЭД ТС, не противоречат законодательству, так как в соответствии со ст. 52 ТК ТС таможенный орган имеет право принимать решение о классификации ввозимых товаров.
В рассматриваемом случае возникает следующая ситуация. Таможенный орган страны - участницы Конвенции принял решение о классификации товара в позиции 5903, а таможенный орган государства - члена Таможенного союза принял решение о классификации этого же товара в позиции 3921, то есть в каком-то случае произошла ошибка при классификации товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров. При этом таможенный орган государства - члена Таможенного союза не принимает во внимание документы страны-экспортера на основании п. 4 ст. 52 ТК ТС. Таким образом, нормы Конвенции, в соответствии с которой договаривающиеся стороны обязуются соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе, по сути, не соблюдаются, так как на основании Конвенции классификационные коды в странах - участницах Конвенции должны совпадать на уровне первых шести знаков, а в рассматриваемом случае отличаются даже группы классификационного кода.
Такая ситуация, к сожалению, на практике возникает крайне часто. Однако участники ВЭД не имеют возможности обратиться в Секретариат ВТО для получения разъяснений, так же как и в Секретариат Комиссии Таможенного союза.
В результате, как и раньше, единственным возможным способом участника ВЭД доказать правомерность заявленного им классификационного кода и защитить свои интересы является обращение в арбитражный суд. В соответствии со ст. 52 ТК ТС решения таможенного органа о классификации могут быть обжалованы в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, решение которого обжалуется. При этом, например, в России при вынесении решений арбитражные суды принимают во внимание заключения, акты экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, а также руководствуются положениями Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.