Полная или временная таможенная декларация

 

Перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС, зависит от условий экспортного контракта на поставку товаров. Но в любом случае налогоплательщику нужно подать в налоговый орган таможенную декларацию. Согласно Закону о таможенном регулировании (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") могут быть составлены как минимум два вида таможенных деклараций (в зависимости от ситуации) - полная или временная. Налоговый кодекс для целей подтверждения нулевой ставки по НДС не отдает предпочтения ни одной из них. Чего нельзя сказать о чиновниках Минфина, которые высказались на этот счет весьма категорично.

 

О таможенных декларациях

Таможенная декларация - это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (пп. 24 п. 1 ст. 4 ТК ТС). В настоящее время применяется форма декларации, которая утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Решение Комиссии ТС N 257).
Особенности и основания представления таможенному органу таможенных деклараций установлены положениями ТК ТС и Законом о таможенном регулировании. Как гласит ст. 181 ТК ТС, при помещении товара под таможенные процедуры (включая процедуру экспорта) таможенному органу представляется декларация на товары, в которой отражается информация о:

- товаре (в частности, наименование, код товара по ТН ВЭД, количество в килограммах (вес брутто и нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость и пр.);

- таможенных платежах (ставки таможенных пошлин (налогов, сборов), применение льгот по уплате таможенных платежей, суммы исчисленных таможенных пошлин (налогов, таможенных сборов));

- внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

- соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;

- документах, представляемых при таможенном декларировании товаров.

При этом в ТК ТС не уточняется конкретный вид представляемой таможенному органу декларации.

Тогда как Законом о таможенном регулировании при декларировании товаров (в зависимости от ситуации) предусмотрена подача декларантом нескольких видов деклараций (в частности, полной, неполной, временной и периодической).

Согласно ст. 214 Закона о таможенном регулировании временная таможенная декларация оформляется при вывозе из РФ товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости.

Во временной декларации на товары допускается отражение информации (сведений) исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается (п. 6 ст. 214 Закона о таможенном регулировании).

Помимо этого, в рассматриваемой статье установлен порядок ее составления и представления в таможенный орган, а также замены ее на полную декларацию. Так, согласно п. 5 после фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза. Этим же пунктом установлен предельный срок, в который нужно уложиться декларанту:

- не более восьми месяцев со дня регистрации временной декларации на товары - в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения;

- не более шести месяцев - для товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения.

Итак, таможенным законодательством в зависимости от конкретной ситуации предусмотрено составление и представление таможенному органу декларантом, экспортирующим товары за пределы таможенной территории Таможенного союза, таможенных деклараций нескольких видов.

Справка. Во исполнение требований Таможенного кодекса (утратившего силу в связи с принятием ТК ТС) были разработаны и утверждены Приказами ФТС России от 04.09.2007 N 1057 и от 03.08.2006 N 724 форма грузовой таможенной декларации (ГТД) и Инструкция по ее заполнению. С 1 января 2011 г. для таможенного оформления экспортируемых товаров применяется иной документ - декларация на товары (ДТ), форма которой вместе с Инструкцией по ее заполнению утверждена Решением Комиссии ТС N 257. Но, судя по Письму ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798, контролирующие органы, очевидно, пока не готовы отказаться от прежней терминологии.

 

Налоговый кодекс о таможенной декларации

Налоговые нормы, посвященные экспортным операциям, столь подробной информации не содержат.

Так, налогообложение при реализации товаров, фактически вывезенных в таможенной процедуре экспорта, производится по налоговой ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС нужно представить в инспекцию документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. Среди них названа таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

К сведению. В целях получения информации о количестве и дате фактически вывезенных товаров в ходе мероприятий налогового контроля налоговые органы вправе запрашивать эти сведения в таможенных органах РФ, которые производили таможенное оформление экспорта товаров (Письма ФНС России от 10.12.2012 N ЕД-4-3/20900@, ФТС России от 16.07.2010 N 04-45/35094 (доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 21.07.2010 N ШС-37-3/7188@), Соглашение о сотрудничестве ФТС России и ФНС России от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1).

ФНС России в Письме от 19.12.2011 N ЕД-4-3/21614@ констатирует: иных требований к таможенной декларации, представляемой в налоговый орган при указанной реализации товаров, положения ст. 165 НК РФ не содержат.

Другими словами, Налоговый кодекс не уточняет, какая именно таможенная декларация должна быть представлена налогоплательщиком в составе документов, подтверждающих правомерное применение налоговой ставки 0% по НДС. Кстати, о том, какими именно должны быть отметки на таможенной декларации, в налоговых нормах также не говорится ни слова, просто констатируется, что они должны быть в наличии (далее об этом поговорим подробно).

С учетом неопределенности формулировок норм закона мнения уполномоченного органа и арбитров относительно того, при подаче какой таможенной декларации - временной или полной налогоплательщик надлежаще исполняет требование Налогового кодекса о подтверждении права применять ставку 0% по НДС в отношении экспортной поставки товаров, разделились.

К сведению. При экспорте товаров через границу РФ с государством - членом Таможенного союза вместо таможенных деклараций может быть представлен реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Реестры таможенных деклараций представляются в порядке, определяемом Минфином по согласованию с ФТС.
Утверждение Минфином формы реестров или перечня сведений, отражаемых в этих реестрах, Налоговым кодексом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-08/308).
ФНС России считает, что реестр таможенных деклараций должен содержать сведения о товарах, фактически вывезенных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, позволяющие налогоплательщикам обосновать правомерность применения ставки 0% по НДС по конкретным поставкам товаров, а налоговым органам осуществить контроль по таким операциям и не допустить неправомерного применения указанной ставки налога (Письмо от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).

 

Минфин: полная декларация и... "никаких гвоздей"

В Письме от 20.08.2013 N 03-07-08/33977 финансисты мотивировали свой вывод так. Во временной декларации в силу ст. 214 ТК ТС (полагаем, в Письме допущена опечатка и здесь речь идет об аналогичной статье Закона о таможенном регулировании) отражаются неточные сведения о таможенной стоимости экспортируемых товаров. Лишь в полной таможенной декларации могут быть даны сведения в полном объеме.

Схожую точку зрения Минфин России (со ссылкой на ст. 138 Таможенного кодекса РФ, утратившего силу в связи с принятием ТК ТС) высказывал и ранее в Письме от 11.08.2009 N 03-07-08/181, в котором рассматривался вопрос об отсутствии оснований для представления временной таможенной декларации в целях подтверждения правомерности применения ставки 0% по НДС в отношении фактически реализованных топлива и ГСМ в таможенном режиме перемещения припасов.

Логика чиновников финансового ведомства проста. Право на применение налоговых вычетов в связи с реализацией товаров на экспорт у налогоплательщика возникает в том налоговом периоде, в котором он подтвердил право на применение налоговой ставки 0% (п. 3 ст. 172 НК РФ). А оформление полной таможенной декларации как единственно возможного варианта подтверждения факта экспорта требует определенного времени, значит, и вычетом экспортер сможет воспользоваться только в следующих налоговых периодах.

Налоговые инспекторы, судя по наличию судебных решений по этому поводу, зачастую разделяют мнение Минфина. Чего нельзя сказать об арбитрах, которые нередко при рассмотрении подобных споров встают на сторону налогоплательщиков.

 

Арбитры: временная декларация - почему бы и нет!

Классическим примером положительного судебного решения является Постановление ФАС СКО от 17.06.2009 N А32-366/2009-26/18. В нем арбитры пришли к следующему выводу. Таможенное законодательство допускает применение временной таможенной декларации наряду с полной таможенной декларацией для подтверждения факта вывоза товаров за пределы территории РФ. А налоговое законодательство не запрещает представление налогоплательщиком временной таможенной декларации или ее копии для целей реализации права на применение налоговой ставки 0%. Главное, чтобы на основании этих деклараций можно было получить информацию о товаре, разрешении его выпуска и факте вывоза за пределы таможенной территории РФ, грузоотправителе и грузополучателе, фактическом количестве вывезенных товаров и дате их вывоза.

Схожее мнение высказал ФАС ЗСО в Постановлении от 06.06.2011 N А27-10918/2010. В ст. 165 НК РФ отсутствует указание на представление только временной или только полной таможенной декларации. Поэтому арбитражные суды правильно исходили из дат выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемых на временных таможенных декларациях, и сделали обоснованный вывод о том, что общество по указанному контракту представило полный пакет документов в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ, в связи с чем подтвердило свое право на применение налоговой ставки 0% и возмещение НДС за IV квартал 2009 г.

Действительно, количество и стоимость вывозимого на экспорт товара могут быть подтверждены иными сопроводительными документами, например контрактом с зарубежным партнером, банковской выпиской, накладными и прочими документами, которые во исполнение требований ст. 165 НК РФ должны быть представлены в налоговую инспекцию. Поэтому налогоплательщик, имея в наличии перечисленные документы, для подтверждения ставки 0% по НДС может подать в налоговую инспекцию временную таможенную декларацию.

Вместе с тем имеющаяся арбитражная практика свидетельствует как о возможности спора с контролерами в такой ситуации, так и о большой вероятности его положительного исхода для налогоплательщика (см., например, Постановления ФАС СКО от 29.03.2010 N А32-7360/2009, ФАС МО от 04.02.2008 N КА-А40/13923-07).

 

Отметки на декларации - еще один повод для разногласий

В пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ говорится об обязательном наличии на таможенной декларации отметок таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта. Сама формулировка налоговой нормы указывает на то, что таких отметок должно быть несколько (то есть явно больше, чем одна). Однако, сколько и какими именно должны быть данные отметки, не уточняется. Чтобы выяснить этот момент, обратимся к профильным нормативным актам.

В соответствии с п. 4 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза (если иной порядок не установлен Решением Комиссии ТС). Выпуск осуществляется путем проставления таможенным органом соответствующих отметок на таможенной декларации и (или) транспортных (перевозочных) документах, а также внесения сведений в информационные системы таможенного органа.

Согласно пп. 3 п. 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (Утверждена Решением Комиссии ТС N 257) в графе "С" основного и добавочного листов декларации под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, - "выпуск разрешен" или "отказано в выпуске", которые заверяются подписью должностного лица и оттиском его личной номерной печати.

После проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "товар вывезен" (с помощью штампа либо в виде записи) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет отметку личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза. Об этом сказано в п. 15 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ (ввоза на таможенную территорию РФ) (Утвержден Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327).

Таким образом, на таможенной декларации, представляемой в налоговый орган для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС, в обязательном порядке должны быть проставлены две отметки - "выпуск разрешен" и "товар вывезен". Кроме того, она должна содержать подписи должностных лиц и оттиски их личных печатей. Причем все указанные реквизиты должны быть легко читаемы. В противном случае вероятны претензии со стороны налоговых инспекторов по поводу применения ставки 0% по НДС в отношении экспортной операции.

К сведению. На основании пп. 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (например, в случае экспорта на Украину через территорию Республики Беларусь), в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС представляются таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Поэтому при реализации товаров на экспорт в третьи страны через территорию стран - участников Таможенного союза для подтверждения обоснованности применения названной ставки отметка пограничных таможенных органов этих стран на таможенных декларациях (их копиях) и копиях транспортных и товаросопроводительных документов не требуется (Письмо Минфина России от 08.09.2010 N 03-07-08/257). Иными словами, в этом случае на таможенной декларации достаточно одной отметки - "вывоз разрешен".

Правоприменительная практика по обозначенной проблеме довольно разнообразна и, надо признать, противоречива. Что, полагаем, отчасти объясняется тем, что арбитры при принятии решения исходят из характерных особенностей, присущих каждой конкретной ситуации, а также имеющихся в деле подтверждающих документов. Здесь уместно добавить, что огрехи, допущенные в оформлении таможенных деклараций (в части оттисков, печатей и подписей), не оказываются фатальными, если налогоплательщик докажет факт вывоза товаров на экспорт другими оправдательными документами (как это было сделано, например, в Постановлении ФАС МО от 10.06.2010 N КА-А40/5623-10).

Однако хотелось бы обратить внимание читателей на другое решение судей этого округа, которое лишний раз убеждает нас в том, что претензии контролеров, которые они предъявляют налогоплательщикам, зачастую притянуты за уши. В чем же смысл подобного упорства налоговиков, если судебный спор будет заведомо проигран? Рассчитывают они здесь, видимо, только на то, что искать помощи в судебных инстанциях в силу известных недостатков судебной системы еще пока не очень принято. Поэтому в суд идут единицы.

Но вернемся к судебному акту. Речь идет о Постановлении ФАС МО от 12.05.2011 N КА-А40/3872-11. Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ было получено право на периодическое временное декларирование товаров на Домодедовской таможне. Поэтому он до 5-го числа каждого месяца подавал временную декларацию на товары, которые предполагал вывезти в течение данного месяца. Далее налогоплательщик в течение месяца отгружал товары по инвойсам, счетам-фактурам и авианакладным (а также железнодорожным), которые содержали ссылку на временную таможенную декларацию. Полная декларация подавалась только вместе с последней поставкой месяца, к ней прикладывались все инвойсы, счета-фактуры, накладные, подтверждающие фактический вывоз товара.

Инспекция настаивала на том, что для правомерного применения ставки 0% по НДС в рассматриваемой ситуации необходимо, чтобы отметка "товар вывезен" была проставлена на временной таможенной декларации.

Однако арбитры (все три судебные инстанции) требование инспекторов сочли необоснованным на том основании, что отметка "товар вывезен" в данном случае должна быть проставлена на полной таможенной декларации, которая подтверждает вывоз товаров в полном объеме и содержит в графе 40 ссылку на предшествующую временную декларацию.

Ноябрь 2013 г.