Понятие и правовая природа таможенной пошлины

 

Таможенная пошлина - основной вид таможенных платежей, но определение этого понятия в современном таможенном законодательстве отсутствует. Таможенный кодекс РФ 1993 г. в ст. 18 трактовал ее как платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Вопрос о правовой природе таможенной пошлины остается открытым. Еще в 1662 г. ирландский основоположник классической политической экономии В. Петти писал: "Таможенные пошлины - это сборы или налоги с товаров, вывозимых из владений государя или ввозимых в них". Современные представления о таможенной пошлине дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина - это налог, другие приравнивают ее к сбору.

Сторонники представлений первого вида считают, что таможенная пошлина обладает следующими налоговыми характеристиками:

- обеспечением обязательности ее уплаты принудительной силой государства;

- нетождественностью платы за предоставление каких-либо прав или условий совершению государственными органами в интересах налогоплательщика каких-либо юридически значимых действий;

- зачислением полученных от ее взимания средств в федеральный бюджет, а не на финансирование конкретных государственных расходов. А.Н. Козырин указывает, что таможенная пошлина есть разновидность косвенных налогов. Обосновывая свою позицию, он указывает, что "вопреки своему названию таможенная пошлина имеет не пошлинную, а налоговую природу и представляет собой косвенный налог, которым облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, в редких случаях - транзит) товаров". Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие ученые.

Е.М. Ашмарина разделяет мнение о налоговом характере таможенной пошлины. Она отмечает, что таможенная пошлина - косвенный обязательный платеж, т.е. взимается в процессе расходования материальных благ и входит в цену товара, уплачиваемую покупателем, что "лицо, которое перечисляет таможенную пошлину, и лицо, с которого этот налог удерживается, не совпадают. Лицо, уплачивающее пошлину при пересечении таможенной границы РФ, является посредником между плательщиком и государством". В принципе сам факт ввоза товара из-за границы свидетельствует о том, что потребитель предпочитает его отечественному. Вследствие обложения этого товара импортной пошлиной покупатель затратит на его приобретение большую сумму денег, что приводит, по мнению П.Х. Линдерта, к снижению потребительских возможностей. Однако отсутствие импорта может стать причиной товарного дефицита, а его всемерное поощрение - угрозой деятельности внутренних производителей.

Более правильна позиция авторов, которые считают, что таможенная пошлина - это платеж, который подлежит уплате в качестве условия предоставления разрешения на пересечение товарами таможенной границы РФ. Они отмечают специфические черты таможенной пошлины, отличные от налога: отсутствие регулярности ее уплаты, возможность делегирования уплаты другим лицам, обусловленность уплаты фактом ввоза или вывоза товара с таможенной территории РФ - и относят таможенную пошлину к обязательным неналоговым платежам, входящим в налоговую систему.

Интересна и позиция Н.П. Кучерявенко, который по принципу золотой середины относит таможенную пошлину к виду налоговых плат. На специфичный характер этого вида платежа указывал и П.М. Годме.

По нашему мнению, таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. У сложной системы есть свойство, заключающееся в несводимости свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом. Поэтому при выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора.

Следует отметить, что при выявлении основных черт таможенной пошлины мы исходили из содержания данной категории в целом, сознательно устраняясь от ее установления и применения на территории Российской Федерации в современных условиях.

Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционного права на свободу предпринимательской деятельности. Ее уплата - лишь минимально необходимый финансовый барьер для субъекта внешней торговли. Выраженная тенденция к снижению уровня данного вида платежа свидетельствует о стремлении государства к расширению международных экономических связей, к вовлечению в данную сферу большего количества участников.

Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения такой цели. Совершенно верно отмечено С.Г. Пепеляевым: при уплате пошлины "всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы". Наделение лица специальной таможенной правосубъектностью обусловливается, в частности, и возможностью уплаты таможенной пошлины.

В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она представляет собой плату за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу. Разумеется, нельзя отрицать факта, что в России в настоящее время наблюдается явный перевес в сторону фискальной нагрузки на этот платеж. Размер таможенной пошлины в большинстве случаев превышает издержки таможенных органов. Однако в целом правовая природа исследуемой категории свидетельствует о возмездности и позволяет в рамках этого признака отождествить ее с платой.

В-четвертых, таможенная пошлина, в отличие от налога, не обладает признаком регулярности, так как обязанность уплаты таможенной пошлины возникает лишь при необходимости вступления субъекта в таможенное правоотношение. Как правило, каждое перемещение товара "оплачивается" участником внешней торговли, но такая оплата возможна лишь в силу факта непосредственного ввоза или вывоза, а значит, происходит по мере необходимости.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам. В ч. 2 ст. 328 ТК РФ установлено, что любое лицо вправе уплатить таможенную пошлину. Учитывая, что таможенные органы контролируют процесс перемещения грузов через границу, им важен факт уплаты таможенной пошлины за конкретный товар. Вопрос же о плательщике (субъекте правоотношения) является вторичным, так как производен от непосредственного объекта или предмета таможенного правоотношения, т.е. от товара.

В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принуждением государства, что отождествляет таможенную пошлину с налогом. Как отмечал П.М. Годме, "элемент принуждения настолько важен в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера". Статьей 16.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение сроков уплаты налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В случае уклонения от таможенных платежей организаций и физических лиц в крупном (более 500 тыс. руб.) и особо крупном (более 1500 тыс. руб.) размере, а также совершения этого деяния по предварительному сговору группой лиц они привлекаются к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ.

Необходимо отметить, что обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами - интересами государства. В налоговых правоотношениях они возникают независимо от согласия или желания налогоплательщика. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввезти продукцию из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России; реализовать товар за границей или на внутреннем рынке. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины. Полностью разделяем суждение Э.Д. Соколовой, отмечающей, что, несмотря на фискальный признак таможенной пошлины, при ее взимании проявляется частный интерес, выражающийся в присутствии индивидуальной возмездности, однако далекой от эквивалентности.

Вместе с тем не представляется возможным отождествить таможенную пошлину с группой сборов в области таможенного дела (за оформление, сопровождение). Таможенный сбор есть "плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления". Безусловно, и пошлина, и сбор уплачиваются государственному органу в связи с определенной услугой, однако отличительную особенность таможенной пошлины при этом составляет отсутствие определенного соотношения со стоимостью оказываемых услуг.

В названии сбора законодатель обычно указывает, что собой представляет встречное удовлетворение. Иными словами, таможенные органы проводят различные юридически значимые действия, которые оплачиваются субъектами экспортно-импортных операций единовременно. При этом уплата таможенных сборов категорически отрицает их регулятивную роль, присущую таможенной пошлине.

Изложенные взгляды автора на юридическую природу таможенной пошлины нашли подтверждение в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, который исключил таможенную пошлину из ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" НК РФ, а также в Бюджетном кодексе РФ, определившем таможенную пошлину как неналоговый доход федерального бюджета.