Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации

 

Кризисные явления в экономике не могли не отразиться на внешнеторговой статистике. По данным ФТС России, объем российского импорта товаров в 2009 году составил 167,371 млрд. долл. США против 267,100 млрд. долл. США в 2008 году (снижение на 37,3%), в том числе 145,586 млрд. долл. США - из стран дальнего зарубежья (снижение на 36,8%), 21,785 млрд. долл. США - из стран СНГ (снижение на 40,5%).
Доля импорта в ВВП (по методологии платежного баланса) в 2009 году снизилась и составила 15,6% против 17,4% в 2008 году.
Несмотря на снижение объемов импорта, наиболее чувствительными в отношении импортозависимости для Российской Федерации оставались рынки автомобильной техники, мясной и молочной продукции, медикаментов и ряд других. Доля импорта на таких рынках в 2009 (2008) году составляла: легковые автомобили - 48,5% (59,8%); грузовые автомобили - 25,2% (41,2%); мясная продукция - 28,7% (31,7%); сыры - 39,6% (38,7%); сливочное масло - 30,3% (32,1%); лекарственные средства - 72,1% (73,3%).
Объем экспорта товаров, по данным ФТС России, в 2009 году составил 301,652 млрд. долл. США против 467,580 млрд. долл. США в 2008 году (снижение на 35,5%). В том числе в страны дальнего зарубежья - 254,9 млрд. долл. США (снижение на 35,9%), в страны - участницы СНГ - 46,8 млрд. долл. США (снижение на 32,9%).
Доля экспорта, исчисляемая по методологии платежного баланса, в ВВП в 2009 году составила 24,7% против 28,1% в 2008 году.
Решения Правительства Российской Федерации по таможенному регулированию, принятые в 2009 году, сыграли также важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса. Принятые в данной области меры были направлены на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, привлечение дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс.
С целью стабилизации ситуации на российском рынке мяса, ограничения излишнего объема импорта мясных продуктов на территорию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы установлены тарифные квоты на мясную продукцию с сохранением "странового" принципа распределения квот между государствами-поставщиками, а также "исторического" принципа распределения квот между участниками ВЭД на 2010 год.
Основные направления таможенной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены Минэкономразвития России во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" и в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Согласно данному документу реализация таможенной политики в 2011 г. и в плановый период 2012 - 2013 годов будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, отличающихся тем, что:
- посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости внешнеторговой и таможенной политики;
- ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;
- радикально изменится институционально-организационный и торгово-политический контекст осуществления таможенной политики - в полном объеме начнет функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС), определятся основные параметры единого экономического пространства трех стран, будет создана многосторонняя зона свободной торговли СНГ, Россия в наиболее вероятном сценарии станет членом ВТО.
Это позволит регламентировать и унифицировать все значимые вопросы применения мер торговой политики, в том числе нетарифного регулирования, в рамках ТС и в целом СНГ на базе норм и правил многосторонней системы регулирования торговли, повысит предсказуемость и прозрачность торговых режимов стран СНГ.
Согласно Основным направлениям необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов Таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и перед каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.
Повышение отдачи от участия России в Таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых средств, "перетекание" внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками).
Кроме этого, предполагается, что новые задачи развития российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.
Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
Усиление глобальной конкуренции вызовет необходимость расширения спектра используемых мер поддержки конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешнем рынках. Среди них - реализация среднесрочных планов действий со странами - основными торговыми партнерами России, определяющих в том числе отраслевые приоритеты взаимного сотрудничества, формирование и обеспечение эффективной работы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, государственное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов с иностранным участием, активное противодействие дискриминации отечественных экспортеров на внешних рынках.
Однако данные меры повышения эффективности нетарифного регулирования могут быть нивелированы действиями зарубежных партнеров протекционистского характера. Так, по состоянию на 1 мая 2010 года Минэкономразвития России зафиксированы 93 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе: 40 антидемпинговых мер, 8 специальных защитных мер, 45 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 2 антидемпинговых расследования, 6 специальных защитных расследований, а также 7 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации (пункт 5.3.7) в Министерстве ведется работа по совершенствованию системы идентификации и преодоления торговых барьеров. При этом во внимание принимается опыт, полученный от изучения аналогичных систем, действующих в ЕС и США.

Особого внимания заслуживает анализ причин возникающих сложностей с доступом российских товаров на рынки зарубежных государств. К ним следует отнести:
несовершенные двусторонние и многосторонние соглашения, не обеспечивающие в полной мере благоприятные условия для доступа российских предпринимателей на внешние рынки, не предусматривающие необходимые средства защиты их экономических прав и интересов, не устанавливающие механизмы разрешения споров и санкций за неисполнение обязательств;
дискриминацию торговыми партнерами России отечественных производителей и экспортеров при проведении антидемпинговых расследований;
осознанное нарушение российскими экономоператорами нормальных условий конкуренции на зарубежных рынках (некоторые предприятия искусственно занижают экспортные цены, завышают внутренние, перекладывая издержки на внутрироссийское потребление; в этой ситуации обвинение в демпинге является вполне обоснованным и не может считаться дискриминацией российских экспортеров, поскольку причиной нарушения внешнего рынка является неправильное ценообразование российских компаний);
низкий уровень знаний российских участников внешнеэкономической деятельности;
их пассивность или неучастие в работе по защите своих интересов на внешних рынках;
активный выход российских предприятий со своей конкурентоспособной продукцией на внешние рынки, нарушающий сложившиеся пропорции на рынках стран-импортеров, что влечет за собой нанесение ущерба их производителям вследствие вытеснения их менее конкурентоспособной продукции с отечественных рынков.
Для устранения отмеченных причин Минэкономразвития предполагает наладить сотрудничество с производителями и экспортерами российских товаров и услуг. Так, в 2008 году была создана Рабочая группа по выработке мер преодоления барьеров для развития внешнеэкономической деятельности при Совете по внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России. В 2009 году было проведено 11 раундов консультаций с российскими производителями и экспортерами по проблемам доступа российских товаров на рынки стран СНГ, ЕС, Юго-Восточной Азии, интеграции на постсоветском пространстве и интересам бизнеса в этом процессе, интересам российских деловых кругов при формировании зоны свободной торговли с ЕАСТ.
Еще одно важное направление деятельности Минэкономразвития - либерализация выявленных торговых ограничений в иностранных государствах и устранение дискриминационных торговых барьеров. Это направление включает в себя разработку и применение мер по оптимизации работы с торговыми барьерами с целью рационального распределения ресурсов, сопоставление приоритетных проблем с доступными средствами и инструментами, выбор подхода и инструментов для разрешения проблемы, обеспечение правоприменения международных и двусторонних правил торговли через имеющиеся механизмы разрешения споров, формирование двусторонних договоренностей по разрешению споров и иных инструментов по урегулированию конфликтных ситуаций.
Другими направлениями соответствующей деятельности Минэкономразвития России являются:
взаимодействие с третьими странами по вопросам доступа на внешние рынки;
совершенствование договорной правовой базы Российской Федерации с торговыми партнерами. В рамках реализации данного направления с целью устранения торговых барьеров во взаимной торговле осуществляется работа по заключению нового соглашения о свободной торговле в рамках СНГ, формированию торгового режима между государствами - участниками ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также рассматриваются возможности для заключения преференциальных соглашений с другими торговыми партнерами;
выработка выгодных для Российской Федерации правил международной торговли через более активное вовлечение в работу международных организаций. Одним из значительных факторов в обеспечении благоприятных условий доступа на внешние рынки должно стать присоединение России к ВТО, что позволит перейти на качественно новый уровень в устранении дискриминационного подхода в установлении торговых барьеров нашими торговыми партнерами;
организация и осуществление подготовки специалистов в области торговой политики для работы в органах государственной власти и в бизнесе, создание в этой области необходимого экспертного, кадрового и научного потенциала. В рамках реализации этого направления запланировано проведение работы по созданию системы обучения в области мер торговой политики, включающей в себя специализированные программы по онлайн-обучению, семинары и консультации для бизнеса и органов государственной власти;
партнерство с бизнесом по обеспечению благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. Работа по совершенствованию системы доступа будет продолжена, в том числе и в рамках подготовки и реализации карты проекта "Создание системы комплексной поддержки экспорта" (пункт 37 Перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р).
Реализация основных целей торговой политики, связанная с повышением эффективности мер нетарифного регулирования, должна подкрепляться соответствующими правовыми и организационными мерами по следующим направлениям.
1. Модернизация таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с требованиями, сформулированными Всемирной таможенной организацией.
Общее направление модернизации таможенного регулирования и развития таможенного администрирования в Российской Федерации можно определить как содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля.
Основными принципами такой модернизации должны стать:
- совершенствование технологии проведения таможенного контроля и скорейшее и повсеместное внедрение системы управления таможенными рисками (Концепция управления рисками в таможенной службе Российской Федерации была утверждена Приказом ГТК России от 26 сентября 2003 года N 1069 // СПС "КонсультантПлюс". Целью системы управления рисками является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации: а) имеющих устойчивый характер; б) связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; в) подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; г) затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г));
- максимальное использование информационных технологий;
- партнерский подход в отношениях между таможенными органами и предпринимательским сообществом;
- стандартизация и упрощение таможенного оформления.
В целях содействия эффективной реализации таможенной политики в качестве приоритета Минэкономразвития определяет следующие направления таможенного администрирования:
а) совершенствование таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, предусматривающее:
- сокращение срока выдачи разрешения на выпуск товаров, объема представляемой информации и документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;
- переход на систему электронного декларирования, исключающую необходимость подачи таможенных документов на бумажных носителях;
- сокращение в таможенном законодательстве коррупциогенных норм, а также норм, требующих издания ведомственных нормативных актов;
б) установление процедур упрощенного оформления не облагаемых экспортными пошлинами и несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд. Такие процедуры предусматривают расширение механизмов финансовых гарантий, в том числе исключающих необходимость подтверждения таможенной стоимости при экспорте не облагаемой экспортными пошлинами высокотехнологичной продукции;
в) переход на применение порядка возмещения НДС по экспортным сделкам исключительно на информационной основе ФТС России и ФНС России, исключающего необходимость представления экспортерами и транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей;
г) совершенствование таможенного администрирования при применении таможенных процедур переработки и свободной таможенной зоны.
2. Проведение эффективной антикоррупционной политики на таможне и в других органах исполнительной власти, осуществляющих контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Коррупция не может не оказывать негативного влияния на работу таможенных и иных государственных органов, занятых в системе управления внешней торговли, и, как следствие, на эффективность всего механизма внешнеторгового регулирования. Во многих странах таможенные органы относятся к числу наиболее коррумпированных правительственных институтов.
Джерард Маклинден, один их экспертов Всемирного банка, подготовивших коллективный доклад "Руководство по модернизации таможенной службы", считает, что коррупции подвержено большинство, если не все, функций таможенной службы. "Высокие тарифы и сложные правила регулирования дают декларантам изрядные стимулы к тому, чтобы попытаться снизить импортные платежи и ускорить операции. У чиновников же низкие заработки часто служат сильным мотивом для принятия или вымогательства взяток во исполнение своих функций".

Не является в этом смысле исключением таможенная служба Российской Федерации. На долю коррупционных преступлений приходится 67% от общего числа нарушений на таможне. Так, в 2005 году по материалам управления собственной безопасности Федеральной таможенной службы против сотрудников таможенных органов было возбуждено 530 уголовных дел, из них 252 - коррупционной направленности; еще более сотни уголовных дел было возбуждено по материалам других правоохранительных структур.

3. Синхронизация таможенного и внешнеторгового регулирования с целью снижения административной нагрузки на участников внешнеторговой деятельности и создания благоприятных условий для развития международных экономических отношений и привлечения иностранных инвестиций.
Выполнению этой задачи будут содействовать:
мероприятия по обеспечению прозрачности при принятии соответствующих решений и их деполитизация;
наступательная борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при перемещении товаров через российскую таможенную границу;
устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования. Наличие организационных и нормативных нестыковок между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.
4. Актуальным направлением торговой политики, нацеленным на повышение эффективности функционирования системы нетарифных ограничений в Российской Федерации, является тесная интеграция и кооперация с партнерами по Таможенному союзу, в рамках которого происходит передача функций по применению большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления Таможенного союза, и в первую очередь Комиссии Таможенного союза.
Минэкономразвития отмечает, что формирование Таможенного союза предполагает объединение таможенных территорий входящих в него государств и применение единых мер регулирования внешней торговли, устанавливаемых органами управления Таможенного союза. В целях решения этой задачи в 2009 году была проведена значительная работа по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, сформированы рабочие органы Таможенного союза. При этом было согласовано, что Комиссия работает в соответствии с утвержденными главами государств - участников Таможенного союза Правилами процедуры Комиссии Таможенного союза, предусматривающими положения по рассмотрению вопросов, введению, применению, изменению или прекращению действия мер регулирования торговли товарами в отношении государств, не входящих в Таможенный союз.
Этими Правилами определено, что государственные органы и экономические операторы смогут обращаться в Комиссию через уполномоченные органы сторон. Предварительное рассмотрение предложений по мерам регулирования внешней торговли осуществляется Комитетом по мерам регулирования внешней торговли, который формируется из представителей органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза.
Важным шагом в этом направлении стало введение единого для трех стран таможенного регулирования торговли товарами с третьими странами. В этих целях были утверждены Единый таможенный тариф Таможенного союза и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций государств - участников Таможенного союза.
С 1 января 2010 года Комиссии Таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.
В связи с этим отмечается, что в 2010 году должен быть отработан действенный механизм реализации решений Комиссии Таможенного союза на национальном уровне, что потребует единообразного подхода к установлению порядка реализации таких решений на территории государств - участников Таможенного союза. Решения Комиссии Таможенного союза носят обязательный характер в соответствии со статьей 7 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года и подлежат непосредственному применению в государствах - участниках Таможенного союза, а также имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - участников Таможенного союза, к компетенции которых было отнесено регулирование соответствующих правоотношений.
Задачи нетарифного регулирования будут реализовываться через решения органов управления Таможенным союзом на основе опыта функционирования системы регулирования в 2010 году. Важный момент, учет которого будет необходим в 2011 году для дальнейшей "настройки" механизма регулирования, - эффективность системы функционального взаимодействия как на национальном уровне, так и с партнерами по интеграции с точки зрения проведения интересов России при принятии и реализации решений по таможенно-тарифному регулированию в Таможенном союзе.
Предполагается, что конкретные условия и формат осуществления таможенно-тарифной политики в 2011 и 2012 - 2013 годах будут определяться дальнейшей реализацией планов по формированию Таможенного союза с учетом следующих принципиальных моментов.
С 1 июля 2010 года предусмотрены:
введение в действие единого Таможенного кодекса Таможенного союза;
введение механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин;
отмена оформления товаров третьих стран в торговле между Россией и Белоруссией и снятие контроля с границы России и Белоруссии;
отмена оформления товаров из стран Таможенного союза в торговле между всеми странами Таможенного союза.
Выполнение этих задач будет означать создание единой таможенной территории России и Белоруссии и установление переходного между зоной свободной торговли и Таможенным союзом режима торговли с Казахстаном.
С 1 июля 2011 года предполагается снятие государственного контроля при перемещении товаров через границу России и Казахстана.
Это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран.
Условием выполнения указанных задач является обеспечение эффективности контроля ввоза товаров из третьих стран на внешней границе Таможенного союза, включая достижение договоренностей о физическом присутствии сотрудников таможенных и иных контролирующих органов в других государствах Таможенного союза, их полномочиях при проведении таможенных операций, а также договоренностей об информационном обмене по ввозимым и вывозимым товарам в режиме реального времени.
Единство правил применения и контроля всеми государствами Таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли с 1 июля 2010 года станет обеспечиваться за счет Таможенного кодекса Таможенного союза, с введением в действие которого будут применяться единые принципы и правила таможенного администрирования, обеспечиваться эффективное взаимодействие таможенных служб. Основополагающие положения Кодекса построены на принципах и базовых положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года, положения которой создают возможность постепенной унификации таможенного законодательства без ущемления национальных интересов.
Реализация интересов и задач России в области таможенного регулирования в условиях функционирования Таможенного союза в случае возможного присоединения России и других стран-партнеров к ВТО в 2011 году предполагает необходимость учета принятых в данной сфере международных обязательств и договоренностей. Для этого будет необходимо внесение соответствующих изменений в договорно-правовую базу Таможенного союза.
Другими, не менее важными приоритетами таможенной политики в 2011 году останутся повышение конкурентоспособности российских производителей, защита их экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках.
В этих целях будут осуществляться:
- разработка при осуществлении крупномасштабных экономических проектов долгосрочных графиков изменения пошлин, целевым образом привязанных к реализации отраслевых стратегий повышения конкурентоспособности, освоения новых продуктов и видов деятельности;
- сочетание применения инструментов таможенно-тарифной и нетарифной политики, что создаст возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов во внешней торговле;
- обеспечение стабильности и прозрачности регулирующей среды во внешней торговле в соответствии с мировой практикой и нормами ВТО, что должно создать элементы предсказуемости для экономических операторов и инвесторов;
- активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины, пошлины на основе ценовых диапазонов, тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейшими видами сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения резких колебаний цен, в том числе сезонного характера;
- совершенствование правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств. В 2011 году будет продолжена работа по оптимизации Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, в том числе предстоит сформировать единую позицию государств - участников Таможенного союза на переговорах по данному вопросу в рамках СНГ;
- усиление функций мониторинга во внешнеэкономической сфере, связанное с растущими рисками внешней среды и быстро расширяющимся вовлечением России в процессы международного обмена, что, наряду с очевидными преимуществами, может нанести при развитии кризисных явлений и высокой волатильности рынков серьезный ущерб отечественной экономике. Новые, масштабные задачи, стоящие перед российской экономикой, требуют эффективного применения данного инструмента, позволяющего на основе комплексного оперативного анализа вырабатывать планы превентивных мер таможенно-тарифного регулирования, находить эффективные схемы включения российских экономических операторов в систему мирохозяйственных связей.
В 2012 - 2013 годах направления и приоритеты внешнеторговой политики будут определяться задачами содействия дальнейшему поступательному развитию российской экономики и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, в случае присоединения стран - членов Таможенного союза к ВТО таможенное регулирование будет подчиняться обязательствам первого этапа имплементационного периода. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно реально повысить конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить экспорт.