Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации

 

Комментарий к статье 12 Закона "О таможенном тарифе": Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации

 

Таможенная стоимость - одна из основных категорий таможенного права. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ в ст. 1 так определяет понятие таможенной стоимости: таможенной стоимостью импортируемых товаров должна быть цена (стоимость) сделки, то есть цена, действительно уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная в соответствии со статьей 8 Соглашения. Однако данное определение может быть распространено только на случаи, когда таможенная оценка товаров осуществляется по первому методу. В ст. 15 Соглашения говорится, что термин "таможенная стоимость" означает стоимость товаров в целях обложения импортируемых товаров адвалорными таможенными пошлинами.

 

Российской законодательство также раскрывает содержание понятия таможенной стоимости через ее основное функциональное назначение.

В п. 6 ст. 5 прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" понятие таможенной стоимости было определено следующим образом: таможенная стоимость - это стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ.

В Таможенном кодексе РФ установлено, что таможенная стоимость товаров, наряду с их количеством, служит налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов (ст. 322).

В новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" термин таможенная стоимость исключен из числа понятий, законодательное определение которых установлено в его ст. 5.

Отсутствие общего определения понятия таможенной стоимости, которое отражало бы правовое содержание и существо этого понятия вне зависимости от применяемого метода таможенной оценки объясняется тем, что в каждом конкретном случае структуру таможенной стоимости товаров образует совокупность разных компонентов:

цена сделки и дополнительные начисления к ней - первый метод;

цена сделки с идентичными или однородными товарами, скорректированная с учетом различных условий продажи и поставки товаров в каждом конкретном случае - методы по стоимости сделок соответственно с идентичными или с однородными товарами;

цена единицы товара, из которой производятся определенные вычеты - метод вычитания;

расчетная стоимость - метод сложения;

одна из перечисленных ценовых основ, применяемая гибко, - резервный метод.

Вместе с тем отсутствие общего определения понятия таможенной стоимости вряд ли можно считать существенным недостатком Закона, некоторые исследования вообще ставят под сомнение саму возможность удовлетворительно сформулировать общее понятие таможенной стоимости и приходят к выводу о том, что при наличии точных правил и конкретных методик таможенной оценки товаров необходимость перехода к теоретическому понятию таможенной стоимости с целью исполнения существенной практической задачи отсутствует.

 

Вне привязки к какому-либо конкретному методу таможенной оценки термин "таможенная стоимость" употребляют для обозначения величины, которая принимается таможенным органом в качестве исходной расчетной базы для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Как было отмечено выше, основное функциональное назначение таможенной стоимости - служить налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов. По НК РФ налоговая база - один из основных элементов юридического состава налога, только при точном определении каждого из которых налог может считаться установленным. При этом налоговая база определена как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, таможенная стоимость представляет собой стоимостную характеристику объекта обложения таможенными пошлинами, налогами и является одним из основных элементов обложения указанными пошлинами, налогами.

К числу иных элементов, определяющих величину подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, относятся классификационный код товаров по ТН ВЭД, количество товаров, страна происхождения, тарифные преференции.

Помимо этого величина таможенной стоимости заложена в качестве критерия для определения размера подлежащих уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Так, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" ставки указанных сборов установлены от 500 руб. до 100 тыс. руб. в зависимости от величины таможенной стоимости представленных к таможенному оформлению товаров.

Таможенная стоимость используется при определении некоторых мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Например, п. 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996 понятие "небольшой партии товаров", в отношении которой не требуется представления сертификата происхождения товаров, сформулировано с помощью критерия таможенной стоимости (не более 5000 долларов США).

Таможенная стоимость служит также основой при начислении административных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела - нарушений таможенных правил, предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

Сведения о таможенной стоимости используются для целей таможенной статистики и специальной таможенной статистики.

Для обозначения процедуры определения и контроля таможенной стоимости употребляется термин таможенная оценка, который охватывает все оценочные действия в отношении товаров с момента первого определения таможенной стоимости товаров декларантом до принятия таможенным органом окончательного решения по таможенной стоимости. В юридической литературе и правоприменительной практике термин таможенная оценка используется также в узком смысле для обозначения собственно расчета таможенной стоимости товаров декларантом или таможенным органом.

Таможенная оценка (в широком смысле) состоит из следующих основных этапов:

I. Заявление декларантом таможенной стоимости товаров и представление необходимых документов для таможенного контроля.

II. Контроль таможенной стоимости. Это совокупность мер, принимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ в части проверки достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости, правильности избранного метода таможенной оценки и расчета таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров.

Понятие контроля таможенной стоимости охватывается более общим понятием "таможенный контроль".

По результатам контроля таможенной стоимости таможенным органом может быть принято одно из трех возможных решений:

1) о принятии заявленной таможенной стоимости (таможенный орган соглашается с заявленной таможенной стоимостью);

2) об уточнении заявленной таможенной стоимости (в целях реализации этого решения таможенный орган запрашивает дополнительные документы и сведения для подтверждения таможенной стоимости);

3) о корректировке таможенной стоимости (декларанту предлагается скорректировать заявленную таможенную стоимость в рамках избранного или иного метода таможенной оценки).

III. Принятие решения по таможенной стоимости: согласованного декларантом и таможенным органом - по результатам анализа дополнительно представленных декларантом документов и сведений, консультаций по вопросам определения таможенной стоимости; либо самостоятельно таможенным органом - если таможенный орган не принимает заявленную и скорректированную декларантом таможенную стоимость, по итогам консультаций не достигнуто согласие по вопросу определения таможенной стоимости либо декларант отказался корректировать таможенную стоимость товаров и не явился в таможенный орган в установленный срок для принятия решения по таможенной стоимости. (Подробнее см. комментарий к п. 3 ст. 13 настоящего Закона.)

Таможенная стоимость признается налоговой базой при обложении таможенными пошлинами, налогами товаров, в отношении которых Таможенным тарифом РФ установлены адвалорные ставки.

Адвалорная ставка (отсюда производные термины - адвалорная таможенная пошлина, адвалорный таможенный тариф) - это ставка таможенной пошлины, устанавливаемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Термин "адвалорная ставка" происходит от латинского ad valorem - от стоимости. Адвалорные ставки используются при обложении как ввозными, так и вывозными таможенными пошлинами. Таможенным тарифом РФ в отношении большинства товаров установлены именно адвалорные ставки таможенных пошлин.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по следующей формуле:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст,

где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Там. ст-ть - таможенная стоимость товара (в руб.);

Ст - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка).

Правильное определение таможенной стоимости затрагивает интересы и государства (поступление сумм таможенных платежей в бюджет), и российских производителей товаров (неравная конкуренция иностранных товаров), и участников внешнеторговой деятельности (объем налогового бремени), и простых граждан (фискальная нагрузка таможенных платежей является существенной составляющей в потребительских ценах импортных товаров). В связи с изложенным процедура таможенной оценки товаров одна из наиболее сложных и "конфликтных" в отечественной правоприменительной практике. Нормативно-правовое регулирование процедуры таможенной оценки и реализация соответствующих положений законодательства на практике влияет и на торгово-политические отношения РФ с другими государствами.

Основу современной процедуры таможенной оценки товаров, принятой в большинстве стран мира, составляют статья VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле. РФ не является участницей ГАТТ, однако принятие ею международных стандартов, в том числе в области таможенной оценки товаров, отвечает ее интересам по интеграции в международные экономические отношения, расширению своих торговых связей, вступлению во Всемирную торговую организацию. Важным этапом на пути достижения этих целей является приведение правовой базы РФ в соответствие с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Унификация российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Названные обстоятельства обусловили необходимость внесения изменений в Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", что было сделано Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", вступающим в силу с 01.07.2006.

Несмотря на то что Российская Федерация не является участницей Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, в силу п. 1 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" положения международного права и общепринятая международная практика составляют основу системы таможенной оценки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. В этой связи законодательная база и правоприменительная практика должны ориентироваться на мировые стандарты таможенной оценки товаров, нормы указанного выше Соглашения, рекомендации ВТО по применению его положений.

Перечень методов определения таможенной стоимости, выработанных и закрепленных в международно-правовых нормах, не является новым и для отечественного законодательства; несколько изменились названия этих методов - законодателем были избраны более корректные формулировки. Это методы:

1) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Приведенный перечень методов определения таможенной стоимости является исчерпывающим.

Главными принципами таможенной оценки, которые в равной мере должны соблюдаться и декларантами, и таможенными органами при определении таможенной стоимости товаров, являются следующие.

1. Первоосновой таможенной стоимости признается стоимость сделки, как она определена в ст. ст. 19, 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Стоимость сделки - это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ (цена сделки), к которой дополнительно должны быть начислены:

1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в РФ), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Цена сделки и указанные обязательные дополнительные начисления к ней иначе называют компонентами (элементами) таможенной стоимости, образующими в совокупности ее структуру.

Исходя из изложенного, основным методом таможенной оценки является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод). Определение первого метода как основного означает, что таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров должна определяться по этому методу во всех случаях, когда выполняются условия его применения, установленные Законом РФ "О таможенном тарифе".

В зарубежных государствах - участниках Соглашения о применении статьи VII ГАТТ соответствующие положения в полной мере реализуются на практике: порядка 90 - 98% всех экспортно-импортных операций оцениваются с использованием первого метода. Большинство товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, также оценивается по первому методу.

2. Методы таможенной оценки, предусмотренные Законом РФ "О таможенном тарифе", применяются в строго заданной последовательности. Порядок последовательного применения методов таможенной оценки означает, что каждый последующий метод может быть применен только в том случае, если не выполняются условия применения предыдущего метода, за исключением методов вычитания и сложения (методы 4 и 5). В новой редакции Закона (п. 2 ст. 12) однозначно установлено, что последовательность применения методов 4 и 5 может быть изменена только по желанию декларанта, таможенный орган при самостоятельном определении таможенной стоимости не вправе изменить последовательность применения методов таможенной оценки. Такая редакция Закона соответствует международным документам, рекомендациям ВТО. Отметим, что согласно п. 2 ст. 18 прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" возможность применения методов вычитания и сложения стоимости в любой последовательности не рассматривалась как прерогатива исключительно декларанта.

Последовательное применение методов - один из основополагающих принципов таможенной оценки товаров. Его практическая значимость сводится к тому, что величина таможенной стоимости, определенная с помощью каждого последующего метода, все с большей степенью отдалена от реальной стоимости конкретного перемещаемого товара, носит обобщенный, "теоретический" характер.

Последний из предусмотренных настоящим Законом резервный метод (метод 6) согласно п. 2 комментируемой статьи может применяться только в том случае, если таможенная стоимость не может быть определена с использованием ни одного из предыдущих методов. Выбранная законодателем формулировка подчеркивает исключительный "статус" резервного метода, допускающий его использование только в тех случаях, если невозможно использовать ни один из предыдущих оценочных методов.

В отечественной правоприменительной практике при корректировке таможенной стоимости таможенными органами резервный метод используется наиболее часто. Во многих случаях это оправданно. Законом РФ "О таможенном тарифе" установлены довольно строгие требования к ценовой информации, которая может быть взята в качестве основы для определения таможенной стоимости, и к условиям применения методов таможенной оценки (см. подробнее комментарий к ст. ст. 19 - 23). Информация, отвечающая этим требованиям, в таможенном органе зачастую отсутствует. Таким образом, таможенные органы "выходят" на резервный метод, допускающий гибкое применение 2 - 5 оценочных методов. При последующем рассмотрении споров относительно правомерности применения таможенными органами резервного метода таможенной оценки довод об отсутствии информации для использования предыдущих методов принимается судами лишь в случае подтверждения таможенными органами объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов. Эта позиция была рекомендована к применению арбитражными судами Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров". В качестве доказательства отсутствия в таможенном органе информации, необходимой для использования 2 - 5 методов таможенной оценки, могут быть представлены справки отделов таможенного оформления соответствующего таможенного органа о том, что в интересующий период времени идентичные, однородные товары в регионе деятельности этого таможенного органа не оформлялись, а также распечатки баз данных таможенного органа, содержащие сведения о товарах, оформленных за указанный период времени.

3. Следующий важный принцип таможенной оценки товаров, ввозимых в РФ, закреплен в п. 3 настоящей статьи. Согласно указанной норме таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Требованию о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности сведений, используемых при определении таможенной стоимости, должна соответствовать информация, относящаяся ко всем структурным компонентам таможенной стоимости.

Количество товара, подлежащего передаче продавцом покупателю, является существенным условием договора купли-продажи. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. В соответствии с п. 2 ст. 465 ГК РФ если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

В пункте 1 названного выше Постановления "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" Пленум ВАС РФ пояснил, что условие о количественной определенности не выполнено, если в документах, выражающих содержание сделки, отсутствует ценовая информация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара.

На практике очень часто контрагентами заключаются рамочные контракты, содержащие сведения об общем количестве товаров, выступивших предметом договора, и их общей стоимости. Количество конкретных товаров на ассортиментном уровне и цена за единицу товаров каждого вида согласовывается в спецификациях, заявках, заказах (зачастую признаются неотъемлемой частью договоров). При этом составляются такие спецификации, заявки, заказы не всегда с должной тщательностью. В этой связи необходимо отметить следующее. Спецификация, заказ, заявка должны иметь индивидуальные реквизиты (дата, номер), содержать указание на условия поставки по Инкотермс. Эти документы должны быть подписаны обеими сторонами по внешнеторговому договору (иначе таможенные органы могут не принять таможенную стоимость, заявленную по стоимости сделки с ввозимыми товарами, как не подтвержденную документально - отсутствие документального подтверждения достигнутого сторонами соглашения относительно существенных условий договора о количестве товаров и цене по каждому виду) либо содержать отметку иностранного поставщика (в идеале с печатью и подписью) об обработке заказа, заявки и выставлении по ним инвойса (с указанием реквизитов последнего). Возможен и более простой вариант сопоставления инвойса с заказом, заявкой - указание в инвойсе, подписанном иностранным контрагентом, конкретных реквизитов заказа, заявки.

Достоверность - это объективная характеристика информации, которую можно определить как соответствие сведений реальным обстоятельствам, действительности. На практике таможенные органы встречаются с масштабной фальсификацией документов, выражающих содержание внешнеторговых сделок и представляемых в подтверждение таможенной стоимости (по некоторым данным - до 70%).

Рекомендации по обоснованию в судах позиции таможенного органа в случае принятия таможенным органом решения о несогласии с использованием первого метода определения таможенной стоимости товара (по цене сделки), а также по обоснованию последовательности применения методов 2 - 6, направленные письмом ФТС России от 13.07.2005 N 15-101/23664.

В соответствии с пунктом 5 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, признаком возможной недостоверности заявленных при декларировании сведений является уровень таможенной стоимости, выявляемый по результатам анализа рисков уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов. В юридической литературе и правоприменительной практике для обозначения величины таможенной стоимости товаров, выявляемой таможенными органами по результатам анализа рисков уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов употребляется термин "контрольный уровень таможенной стоимости". Отличие заявленной декларантом таможенной стоимости от контрольного уровня служит основанием для принятия таможенным органом мероприятий по минимизации рисков уклонения от уплаты таможенных платежей: направление документов по оцениваемым товарам в вышестоящий таможенный орган для принятия решения по таможенной стоимости, запрос у декларанта дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости.

В пункте 2 Постановления от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" Пленумом ВАС РФ также подтверждено, что признаки недостоверности могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

На возможную недостоверность могут указывать и сами документы, представленные декларантом при таможенном оформлении, если они не корреспондируют друг другу, содержат противоречивые сведения, влияющие на стоимость товаров (об условиях продажи и поставки товаров, цене и др.).

Однако доказать недостоверность представленных документов и сведений очень сложно (для этого необходимо проведение экспертизы документов, что может повлечь значительные временные и финансовые расходы, не говоря уже о том, что проведение экспертизы в отношении всех товаров, заявленная таможенная стоимость которых вызывает сомнение просто невозможно).

Наличие же только признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости является основанием для принятия таможенным органом решения об уточнении таможенной стоимости, однако не является основанием для принятия решения о ее корректировке.

Заявленная таможенная стоимость и достоверность сведений, используемых для ее определения, подтверждаются различными документами, сопровождающими внешнеторговую сделку и представляемыми в таможенные органы в ходе таможенной оценки товаров.

Под несоблюдением условия о документальном подтверждении и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, информации об условиях поставки и оплаты товаров либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п. 1 указанного Постановления Пленума ВАС РФ).

Требование о достоверности и документальном подтверждении сведений, относящихся к определению таможенной стоимости, нельзя считать выполненным в случаях, когда представленные при таможенном оформлении документы не содержат точных сведений либо содержат противоречивые сведения о существенных условиях сделки, влияющих на таможенную стоимость товара (предмет сделки, количество, цена), отсутствуют сведения о наименовании и полной характеристике товаров (в том числе ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения, упаковка, общая сумма контракта, цена за единицу товара), об условиях поставки товаров. Поскольку при использовании первого метода таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате, то в первую очередь рассматриваются документы, выражающие содержание сделки (внешнеторговый контракт, дополнительные соглашения к нему, спецификации и иные документы, являющиеся его неотъемлемой частью). Исходя из законодательного определения цены сделки как цены, уплаченной или подлежащей уплате за товары, отсутствие на момент таможенной оценки документов об оплате товаров не может рассматриваться как невыполнение требования о документальном подтверждении цены сделки.

В целом перечень основных документов, которыми может быть подтверждена заявленная таможенная стоимость, утвержден Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 и различается в зависимости от того, осуществляется ли ввоз или вывоз товаров, а также от применяемого метода определения таможенной стоимости. Помимо основных документов таможенный орган на основании п. 4 ст. 323 ТК РФ вправе запросить у декларанта дополнительные документы в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости (см. подробнее комментарий к ст. 13 настоящего Закона).

Запрашивая дополнительные документы для подтверждения таможенной стоимости, таможенный орган выполняет возложенную на него обязанность по обеспечению реализации права лица доказать правомерность и обоснованность заявленной таможенной стоимости. Представление затребованных документов и сведений не может рассматриваться как факт, однозначно подтверждающий достоверность и достаточность представленных сведений для определения таможенной стоимости. Решение по таможенной стоимости принимается таможенным органом исходя из совокупности всех документов, содержащих информацию, влияющую на решение по таможенной стоимости. В случае отказа лица представить дополнительные документы решение по таможенной стоимости принимается таможенным органом самостоятельно, исходя из документов и сведений, которыми он располагает.

Невыполнение рассмотренного основного принципа таможенной оценки товаров имеет серьезные юридические последствия.

Неподтверждение лицом заявленной таможенной стоимости и неустранение обоснованных сомнений таможенного органа в ее достоверности вследствие отказа лица от реализации предоставленного ему законом права доказать обоснованность заявленных сведений по таможенной стоимости либо если представленные документы не содержат достаточного обоснования влечет отказ таможенного органа в применении избранного лицом метода таможенной оценки, предложение определить таможенную стоимость по иному методу и в случае отказа лица - самостоятельную корректировку таможенной стоимости таможенным органом. Эта позиция изложена в п. п. 5, 7 ст. 323 ТК РФ и подтверждена ВАС РФ. В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 указано, что в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода, данный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара.

Корректировка таможенным органом таможенной стоимости с использованием количественно не определенных или документально не подтвержденных либо недостоверных сведений неправомерна.

4. Процедура определения таможенной стоимости должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров. Данный принцип направлен на обеспечение справедливой и единообразной системы таможенной оценки товаров, применение равных правил и одинаковых методик определения таможенной стоимости вне зависимости от таких факторов, как страна производства, страна отправления товаров, конкретный производитель и т.д.; процедура определения таможенной стоимости должна быть универсальной, единой.

5. Процедура таможенной оценки ввозимых товаров не должна использоваться для борьбы с демпингом.

Выбирая тот или иной метод таможенной оценки товаров, можно существенно повысить сумму подлежащих уплате таможенных платежей. Например, размер адвалорной таможенной пошлины со ставкой 10%, исчисленной декларантом исходя из таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ввозимыми товарами и равной 1000 долларов США, составит 100 долларов. При корректировке таможенным органом таможенной стоимости до размера в 1500 долларов США, размер таможенной пошлины уже составит 150 долларов США. Соразмерно увеличивается сумма подлежащих уплате налогов (взимаемые таможенными органами НДС, акциз). Применительно к миллионным поставкам вследствие корректировки таможенной стоимости значительно увеличивается налоговая нагрузка, возлагаемая на участника внешнеторговой деятельности в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ.

Во многих документах ЮНКТАД и ГАТТ методология таможенной оценки товаров классифицировалась как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер (нетарифного характера). Вместе с тем основное функциональное назначение таможенной стоимости - служить налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов; "манипулирование" методологией таможенной оценки товаров в целях защиты национальной экономики, в частности, от ущерба вследствие демпингового импорта противоречит правовой природе и назначению этого института.

Демпинг - это "бросовый" экспорт, продажа товаров на экспорт по ценам ниже уровня внутренних цен на эти товары в стране экспорта или ниже сопоставимых экспортных цен на аналогичные товары, экспортируемые третьей страной. Демпинг является одним из средств конкурентной борьбы за внешние рынки и может нанести серьезный ущерб экономике государства, подвергающегося демпинговому импорту.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации в случаях демпингового импорта на ее территорию товаров, т.е. импорта товаров на таможенную территорию Российской Федерации по цене ниже их нормальной стоимости (цены аналогичного товара при обычном ходе торговли) Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" предусмотрено применение антидемпинговой меры. Это мера по противодействию демпинговому импорту, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств экспортера.

Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики. Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (демпинговая маржа - выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене).

Другой формой антидемпинговой меры является добровольное принятие экспортером товара, являющегося предметом демпинга, обязательств в письменной форме о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию РФ по ценам ниже нормальной стоимости. Данная мера применяется по решению Правительства РФ об одобрении соответствующих обязательств экспортера.

Антидемпинговая мера применяется в течение срока, необходимого для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта, но не дольше максимального срока, составляющего пять лет со дня начала применения такой меры или со дня последнего пересмотра антидемпинговой меры.

6. В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.

Произвольная или фиктивная таможенная стоимость - это стоимость, не соответствующая реальным обстоятельствам и условиям конкретной сделки, во исполнение которой осуществляется ввоз товаров, не относящаяся к оцениваемым товарам, не подтвержденная документально. Такая произвольная или фиктивная величина не может использоваться в целях таможенной оценки товаров.

Названные выше базовые принципы таможенной оценки не должны рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений. Это важное положение закреплено в п. 5 комментируемой статьи. В соответствии с п. 25 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, должностные лица специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости (отдел контроля таможенной стоимости) таможни осуществляют проверку правильности определения таможенной стоимости, а также проверку документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости в сроки выпуска товаров, а при наличии признаков, указывающих, что заявленные при декларировании товаров сведения в отношении таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, в следующие сроки:

- при непредставлении декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены, в пределах сроков временного хранения, установленных ТК РФ (товар находится на складе временного хранения);

- при условном выпуске и выпуске под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате контроля таможенной стоимости, в срок не более 60 дней за исключением случаев, когда данный срок продлевается до получения сведений из других органов или организаций, в том числе иностранных.

Совокупность рассмотренных принципов таможенной оценки, а также методов определения таможенной стоимости, порядок их применения, права и обязанности сторон - декларанта и таможенного органа - в процессе определения таможенной стоимости, правовое регулирование процедуры таможенной оценки товаров образуют понятие системы определения таможенной стоимости (системы таможенной оценки) товаров.