Принципы таможенно-тарифного и налогового регулирования в Таможенном союзе

 

Стороны Таможенного союза завершают проведение мероприятий, необходимых для вступления в силу ряда важных соглашений, касающихся как таможенно-тарифного, так и налогового регулирования внешнеторговой деятельности. В первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

Таможенный союз является особой формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого экономического пространства стран-участниц, упрощение и унификация таможенных процедур и др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на длительный период - до 2012 г. В течение этого срока будут поэтапно проводиться мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов государственной власти, валютного регулирования, регулирования взаимоотношений коммерческих субъектов и др. Отмена таможенного контроля на границе с Белоруссией планируется на 1 июля 2010 г., а на границе с Казахстаном - 1 июля 2011 г. В настоящее время уже сделаны существенные шаги к указанной цели.

 

Взаимодействие стран - участниц ТС

 

В связи с этим становится актуальным вопрос, как указанные изменения отразятся на участниках внешнеторговой деятельности?

Законодательство Таможенного союза уделяет особое внимание проведению странами-участницами единой внешнеэкономической политики. В частности, предусмотрено применение общих ставок ввозных таможенных пошлин (с некоторыми изъятиями согласно Протоколу "Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа" от 12 декабря 2008 г.), закрепленных в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС). Вопрос о применении вывозных таможенных пошлин решается иначе. Основные принципы взимания вывозных таможенных пошлин закреплены в Соглашении "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" от 25 января 2008 г. Согласно ст. 1 этого Соглашения каждая из стран-участниц формирует перечень облагаемых товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин и передает Комиссии Таможенного союза, которая информирует другие страны-участницы и составляет сводный перечень товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин. Согласно ст. 4 Соглашения возможно внесение изменений в перечни товаров или в ставки таможенных пошлин по согласованию с иными странами-участницами.

 

Вопросы взимания косвенных налогов

 

Основными документами, регулирующими вопросы взимания НДС и акцизов, являются Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (25 января 2008 г.), Протокол "О внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года" (11 декабря 2009 г.), Протокол "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (11 декабря 2009 г.) и Протокол "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (11 декабря 2009 г.).

Для удобства рассмотрения выделим следующие виды внешнеторговых операций:

- перемещение иностранных товаров на территорию одной из стран - участниц Таможенного союза (с целью помещения под таможенный режим (процедуру) выпуска для внутреннего потребления) с территории третьей страны (импорт из страны, не являющейся членом Таможенного союза);

- перемещение отечественных товаров одной из стран Таможенного союза на территорию третьей страны (экспорт за пределы Таможенного союза);

- перемещение отечественных товаров одной из стран Таможенного союза на территорию другой страны Таможенного союза (экспортно-импортные операции внутри Таможенного союза).

При импорте товаров из третьих стран на территорию Таможенного союза таможенные органы будут взимать ввозные таможенные пошлины (по ставкам ЕТТ ТС) и налоги. При этом таможенный контроль должен будет осуществляться на внешней границе Таможенного союза.

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический вывоз товаров (ст. 3 Соглашения "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран").

Таким образом, осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного законодательства должно будет полностью осуществляться на внешней границе Таможенного союза.

Особый интерес вызывает налоговое регулирование коммерческих операций между налогоплательщиками стран-участниц.

Согласно ст. 2 Соглашения "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" при перемещении товаров между странами-участницами применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта перемещения.

 

Взимание налогов при перемещении товаров

 

Союзное законодательство особое внимание уделяет вопросам взимания налогов при перемещении товаров между странами-участницами. Установлено, что налоги подлежат уплате на территории страны-импортера (в которой товар будет находиться в свободном обращении). Налоги в этом случае взимаются налоговыми органами по месту постановки налогоплательщика, приобретающего право собственности на товары, на учет (п. 1 ст. 2 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе"). Правило взимания налогов в стране-импортере применяется для всех случаев перемещения товаров между странами - участницами Таможенного союза. Например, согласно п. 1.4 ст. 2 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", если налогоплательщик одного государства - члена Таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата этих налогов осуществляется налогоплательщиком государства, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента). Согласно п. 7 ст. 2 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" при ввозе товаров налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (либо срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).

При этом в силу п. 5 ст. 2 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" суммы налогов исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары. Например, согласно ст. 268 Налогового кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008 N 99-IV ставка НДС может составлять 0 или 13%; ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-3 в зависимости от характера коммерческой операции предусматривает следующие ставки НДС: 0; 0,5; 9,09; 10; 16,67; 20; 24% (при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на ее таможенную территорию сахара белого). Российское налоговое законодательство предусматривает ставки НДС в размере 0, 10, 18% (ст. 164 НК РФ).

Как же решается вопрос о возмещении НДС при экспорте товаров между странами - участницами Таможенного союза?

Пунктом 1 ст. 1 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" при экспорте товаров с территории одной из стран-участниц на территорию другой страны-участницы предусмотрено применение ставки НДС в размере 0%, освобождение от уплаты акцизов, а также право на налоговые вычеты (зачеты). При этом налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена Таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы Таможенного союза.

Пункт 2 ст. 1 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" устанавливает перечень документов, представляемых в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, в частности:

- договоры (контракты), в соответствии с которыми осуществляется экспорт товаров;

- документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера (если иное не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза);

- документы, подтверждающие факт перемещения товаров на территорию другого государства - члена Таможенного союза и др.

В перечне документов указано заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов Таможенного союза). Таким образом, применение ставки НДС в размере 0% возможно только при исполнении налоговых обязательств контрагента в стране-импортере. Возникновение права на применение ставки НДС в размере 0% не зависит от величины данного налога в стране, на территорию которой товары перемещаются (в т.ч. если в стране назначения товар не облагается данным налогом). Документы, подтверждающие право на применение ставки НДС в размере 0%, должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

В Таможенном союзе устанавливается единое таможенно-правовое регулирование и дифференцирование мер таможенно-тарифного регулирования. Реализация указанных мер возлагается на таможенные органы. В отношении налогового регулирования предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными органами государственной власти стран - участниц Таможенного союза. В связи со сказанным, видимо, в будущем будет совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального законодательства (в первую очередь налогового).