Статус и структура Киотской конвенции

 

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была подписана в Киото в 1973 г. В 1999 г. В Брюсселе Всемирной таможенной организацией одобрена новая редакция Конвенции, вступившая в силу 3 февраля 2006 г., после того как 40 договаривающихся сторон Конвенции выполнили необходимые процедуры ратификации и присоединения. Киотская конвенция является ориентиром в построении механизма таможенного регулирования и унификации таможенного законодательства стран, стремящихся к развитию международной торговли.

В соответствии с Конвенцией упрощение и гармонизация достигаются благодаря применению следующих принципов:

- предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных процедур и методов, их непрерывное совершенствование;

- предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно таможенного законодательства;

- использование современных методов работы, таких как контроль, основанный на управлении рисками, и таможенный аудит;

- максимально широкое применение информационных технологий, включая электронную форму оформления, передачи, хранения и обработки данных;

- взаимодействие с другими государственными органами и представителями торгового сообщества;

- внедрение соответствующих международных стандартов и др.

Присоединившиеся к Конвенции страны обязаны привести в соответствие ей свое таможенное законодательство. По условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной в своем национальном таможенном законодательстве более благоприятных условий, чем предусмотрено Конвенцией.

Обратите внимание! Из положений гл. 10 "Обжалование по таможенным вопросам" Генерального приложения к Киотской конвенции следует, что первоначальная жалоба подается таможенной службе, а суд является завершающим этот процесс органом. В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению не только обратиться с первоначальной жалобой в таможенный орган, а затем продолжить обжалование в суде, но и сразу обратиться в суд, минуя процедуру ведомственного обжалования.

Структура Киотской конвенции следующая:

1) Протокол об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999;

2) основной текст Конвенции;

3) приложения к ней:

- Генеральное приложение (далее - ГП);

- специальные приложения (далее - СП), которые, собственно, и содержат положения, представляющие интерес для обсуждения.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе в период осенней сессии находится законопроект "О таможенном регулировании в Российской Федерации", нацеленный на урегулирование отсылочных норм Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Законопроект, в значительной степени соответствующий принципам Киотской конвенции, в июне 2010 г. принят Государственной Думой в первом чтении.

 

Генеральное приложение

 

Генеральное приложение содержит базовые принципы и правила таможенного дела, которые применяются практически во всех направлениях таможенного регулирования (таможенное оформление, пошлины и налоги, гарантии, таможенный контроль, применение информационных технологий и др.).

ГП также содержит определения понятий, используемых в Конвенции.

Нормы ГП сформулированы в виде Стандартных правил (они должны начать исполняться не позднее чем через 36 месяцев со дня вступления Конвенции в силу для России) и Стандартных правил с переходным сроком (не позднее чем через 60 месяцев со дня вступления Конвенции в силу для России). Эти правила касаются применения электронной формы декларирования и информационных технологий в таможенном деле.

Принятие Генерального приложения, так же как и собственно текста Конвенции, является обязательным для присоединения к ней.

 

Специальные приложения

 

Специальные приложения посвящены отдельным таможенным процедурам. Их нормы сформулированы в виде Стандартных правил (их применение является обязательным) и Рекомендуемых правил (по ним можно сделать оговорку и не принимать их).

И те и другие правила должны начать исполняться не позднее чем через 36 месяцев после вступления в силу соответствующих Специальных приложений.

При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из Специальных приложений или какую-либо их главу либо вообще не принимать их.

Например, из "Большой четверки" (США, ЕС, Япония и Канада) максимальные обязательства взяли на себя США. Страны ЕС в целом присоединились только к ГП. Среди других стран, присоединившихся к СП, можно выделить Китай, Корею, Австралию и др.

Существуют также Рекомендации Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции, представляющие собой пояснения о применении ее положений. Они написаны на основе обобщения международного опыта применения Конвенции. Рекомендации не являются обязательными для договаривающейся стороны.

 

Анализ норм Киотской конвенции и таможенного законодательства Таможенного союза

 

В связи с тем что принятие ГП является обязательным условием присоединения к Конвенции, первоочередная задача - это анализ расхождений между положениями ГП и законодательством Таможенного союза (в т.ч. его Таможенным кодексом) и приведение его в соответствие ГП.

Концептуальные различия между законодательством Таможенного союза и ГП практически отсутствуют. Те, что имеются, можно отнести к двум группам: терминологические и процедурные.

Терминологические различия заключаются в следующем. Например, ГП содержит термин "контроль на основе методов аудита", а в соответствии с понятийным аппаратом Таможенного кодекса Таможенного союза этот термин означает "таможенная проверка" и "проверка системы учета товаров и отчетности".

Процедурные различия в основном сводятся к более жестким нормам в соответствии с ТК ТС и законодательством Таможенного союза и более гибким и нацеленным на создание партнерских отношений при взаимодействии таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в ГП. Так, общей концепцией правил ГП является создание доверительных отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, первостепенное значение прав декларанта и всяческое содействие в их реализации, а также подтверждение сведений о товаре одним документом - декларацией на товар либо коммерческим документом.

Стандартные правила ГП позволяют вносить изменения в поданную декларацию на товары в процессе ее проверки таможенными органами, при условии что к этому моменту осмотр товаров не начался. В таможенном законодательстве Таможенного союза столь ожидаемая подобная норма не была введена. ТК ТС предусматривает дополнительное условие: изменение декларации не должно приводить к изменению сведений относительно определения размера сумм таможенных платежей, за исключением корректировки таможенной стоимости. Таким образом, присоединение к ГП позволит решить проблему изменения сведений в декларации при пересортице, если этот факт обнаружен в процессе таможенного оформления.

Кроме того, в ГП предусмотрен принцип неприменения существенных санкций за ошибки, если последние не являются умышленными и не допущены вследствие преднамеренного введения в заблуждение или грубой небрежности.

В ГП предусмотрен более широкий и выгодный для участников внешнеэкономической деятельности перечень специальных процедур для уполномоченных лиц: использование ими данных их коммерческой документации для самостоятельного начисления подлежащих уплате пошлин и налогов и в необходимых случаях - для обеспечения соблюдения других требований таможни. Данное положение может быть достаточно полезным для лиц, которые в соответствии с ТК ТС получат статус уполномоченного экономического оператора.

Кроме того, стандартными правилами ГП предусмотрено: при отсрочке взимания пошлин и налогов проценты по мере возможности не взимаются. Однако исходя из норм Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин в рамках Таможенного союза устанавливается норма обязательного взимания процентов за предоставление рассрочки или отсрочки уплаты таможенных платежей.

Одним из самых актуальных является следующее стандартное правило ГП: в случаях, когда требуется предоставление гарантий, общая сумма этих гарантий должна быть минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму, подлежащую взиманию в случае необходимости. В свою очередь, в соответствии с нормами ТК ТС, если таможенные органы не могут точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин и налогов, а также стоимости товара. Подобный принцип соблюдается и при определении сумм обеспечения для лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере таможенного дела (таможенные брокеры, перевозчики, уполномоченные экономические операторы и др.).

По инициативе Правительства РФ законопроект "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" был направлен в Государственную Думу на рассмотрение в начале августа 2010 г. Официального текста законопроекта в свободном доступе пока нет, однако известно, что речь идет о присоединении только к Генеральному приложению к Киотской конвенции.

Таким образом, возможно, процесс присоединения к Генеральному и Специальным приложениям Киотской конвенции и процесс рассмотрения законопроекта "О таможенном регулировании в Российской Федерации" будут объединены, и второй законопроект будет дополнен правилами Специальных приложений Киотской конвенции в той степени, в какой это отвечает международным требованиям и интересам России.