Размер таможенного сбора, уплачиваемого при временном декларировании

 

В Постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 Президиумом ВАС РФ разъяснялось, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Данную правовую позицию поддержал КС РФ в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О, указав, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования и сбор должен уплачиваться единожды.

Такова была позиция высших судебных органов на начало 2009 г.

В марте 2009 г. издано Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863" (далее - Постановление N 220), которым указанное Постановление дополнено п. 7.1, согласно которому "при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации". Это положение вступило в силу с 25 марта 2009 г. (Письмо ФТС России от 06.04.2009 N 01-11/14751).

Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ был дополнен пп. 1 п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), который с 1 октября 2009 г. имеет следующую редакцию:

"1. Таможенные сборы:

уплачиваются за таможенное оформление - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации".

Таким образом, в настоящее время таможенные сборы уплачиваются по ставкам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863, как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, т.е. дважды.

Вместе с тем плательщик таможенных сборов еще может вернуть излишне уплаченный таможенный сбор с учетом положений п. 2 ст. 355 ТК РФ (заявление о возврате излишне взысканных (уплаченных) таможенных сборов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган не позднее трех лет со дня уплаты либо взыскания данных таможенных сборов) за часть 2007 г., 2008 г. и частично за 2009 г. на основании Постановлений Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N N 10548/09 и 10551/09.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 10548/09

 

Суть дела

 

Общество в 2005 - 2008 гг. осуществляло вывоз с таможенной территории Российской Федерации угля по процедуре периодического временного декларирования путем подачи временных таможенных деклараций с уплатой сборов за таможенное оформление товаров.

После вывоза товаров декларантом были представлены полные периодические таможенные декларации и уплачены повторно таможенные сборы (за период с 3 декабря 2005 г. по 3 декабря 2008 г.).

Сочтя данную сумму излишне уплаченной при подаче полных таможенных деклараций, общество обратилось в таможню с заявлением от 3 декабря 2008 г. о ее возврате.

В связи с отказом таможни в возврате сборов за таможенное оформление по упомянутым таможенным декларациям общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения таможни об отказе в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций при применении периодического временного декларирования российских товаров, и обязательстве таможни принять решение о возврате упомянутых сборов и осуществить действия по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований на основании ст. 49 АПК РФ).

 

Решения арбитражных судов

 

Решением арбитражного суда заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным решение таможни и обязал ее устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Постановлением арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда первой инстанции изменено: арбитражный апелляционный суд признал незаконным решение таможни, обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством принятия решения о возврате обществу излишне уплаченных таможенных сборов, осуществить действия по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие обязанности повторной уплаты сборов за таможенное оформление при подаче полной таможенной декларации, поскольку представление временной и полной таможенной декларации в совокупности с другими таможенными операциями составляет таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

Федеральный арбитражный суд названные судебные акты отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Отменяя принятые судебные акты и отказывая обществу в удовлетворении заявления, арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что за каждый факт декларирования товаров требуется уплата таможенных сборов с учетом их компенсационного характера за осуществление должностными лицами таможенных органов юридически значимых действий. Поскольку декларанту дважды оказывались услуги по таможенному оформлению, таможенные сборы подлежали уплате при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.

При этом арбитражный суд кассационной инстанции указал, что последующее введение Постановлением N 220 п. 7.1 в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863) не изменяет содержания установленной законом обязанности по уплате таможенного сбора за таможенное оформление товаров при периодическом временном декларировании, а лишь конкретизирует ее в связи с разными подходами в толковании этой обязанности.

 

Позиция Президиума ВАС РФ

 

Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением N 863 определены ставки таможенных сборов.

Согласно п. 7 этого Постановления в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.

По делу о признании недействующим п. 7 Постановления N 863 Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и Определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

В Определении КС РФ от 07.11.2008 N 631-О-О указано, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

С учетом данных выводов установленная п. 7 Постановления N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Вывод арбитражного суда кассационной инстанции в отношении применения п. 7.1 Постановления N 863, по мнению Президиума ВАС РФ, является неправильным, поскольку определенную в данном пункте ставку таможенных сборов за таможенное оформление товаров, уплачиваемых при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, следует считать установленной со дня введения в действие Постановления N 220.

На основании п. п. 1 и 2 ст. 4 ТК РФ постановления Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда такие акты улучшают положение лиц либо если их обратная сила предусмотрена федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

В рассматриваемом случае правоотношения по уплате таможенных сборов (2005 - 2008 гг.) возникли до введения в действие п. 7.1 Постановления N 863, следовательно, к данным правоотношениям данный пункт неприменим.

Президиум ВАС РФ постановил:

постановление арбитражного суда кассационной инстанции отменить;

решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.

Аналогичные выводы содержит и Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 10551/09.