Таможенная оценка и таможенная стоимость товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

 

Основы методологии таможенной оценки товаров были заложены в ст. 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле, подписанного 30 октября 1947 г., Конвенции по оценке товаров для таможенных целей, вступившей в силу 28 июля 1953 г., и в Соглашении о применении ст. VII ГАТТ 1994 г.

Законодательными актами, устанавливающими порядок определения таможенной стоимости и сферу ее применения в Российской Федерации, являются Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе". Но ни в одном из этих основополагающих документов не содержится определения термина "таможенная оценка".


В соответствии с выводами одного из специалистов таможенная оценка - это процесс определения таможенной стоимости в таможенных целях.


Специалистами - оценщиками интеллектуальной собственности термин "оценка интеллектуальной собственности" трактуется как процесс количественного определения стоимости (в денежных единицах) интеллектуальной собственности.


Симбиоз этих двух терминов позволяет дать определение термину "таможенная оценка товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности" как процессу количественного определения таможенной стоимости (в денежных единицах) товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС), в таможенных целях. Использование данного термина позволяет более четко определить круг рассматриваемых товаров во всем существующем множестве товаров.


Учитывая специфику товаров, содержащих ОИС, и проведя сравнительный анализ совокупностей целей проведения оценки ОИС в общественной практике и целей определения таможенной стоимости товаров, целесообразно конкретизировать таможенные цели проведения таможенной оценки товаров, содержащих ОИС.



 

Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

 


Таможенная оценка даст возможность обосновать стоимость ОИС для установления цены на товары, содержащие ОИС, при определении расчетной налоговой базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Справедливая таможенная оценка позволит, с одной стороны, достичь максимальной эффективности тарифной политики, проводимой государством во внешнеэкономической деятельности, а с другой стороны, - качественно реализовать фискальную функцию таможенных органов Российской Федерации (обеспечить взимание таможенных платежей в полном объеме).


Так, в 2008 г. Федеральной таможенной службой (ФТС России) было перечислено в федеральный бюджет 4694,5 млрд руб., что составило более 50% доходной части федерального бюджета. В результате проведенных ФТС России в 2008 г. корректировок таможенной стоимости товаров сумма фактически довзысканных таможенных платежей составила 32 347,39 млн руб.



 

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

 


В соответствии с классификационной схемой, разработанной Секретариатом ГАТТ, среди пяти основных категорий нетарифного ограничения внешнеэкономической деятельности выделяют таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, включающие усложненные методы оценки таможенной стоимости товаров, завышенные требования к необходимой для оформления документации.


Согласно классификации меры нетарифного регулирования подразделяются на три категории: экономическую, административную, техническую.


Важно отметить, что экономическая категория включает контроль таможенной стоимости по применению минимальных и максимальных цен при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, а техническая категория (технические меры, предполагающие разрешительную систему, которая осуществляется через контроль государственных органов) - защиту прав интеллектуальной собственности.


Таким образом, внешнеэкономические сделки с товарами, содержащими ОИС, могут выступать объектом для двух категорий мер нетарифного регулирования: экономической и технической. При этом обе указанные категории относятся к компетенции ФТС России.


Приведем пример использования таможенной оценки в целях нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а именно защиты прав интеллектуальной собственности.


Компания "Mercury" импортирует в Россию через ООО "М" товары для бутиков "Armani", "Gucci", "Zegna" и "Dolce&Gabbana", работающих на рынке luxury (товаров класса "люкс"). При ввозе товаров ООО "М" систематически занижало таможенную стоимость поставляемого товара. Так, мужской костюм из шерстяной ткани торговой марки "Zegna" декларировался стоимостью в 100 долл. США, а в Москве его розничная цена превышала 3 тыс. долл. США.


Установлено, что ущерб, нанесенный государству ООО "М", составил более чем 1,5 млн долл. США. Но, например, в миланском офисе "Armani" даже не слышали о такой российской фирме.


В подобных ситуациях таможенная оценка товара (мужской костюм), содержащего ОИС (товарный знак), позволяет установить факт:

либо занижения таможенной стоимости на величину неуплаченных платежей за использование ОИС (если товар оригинальный),

либо нарушения прав интеллектуальной собственности (при отсутствии лицензионных соглашений с правообладателем товарного знака).



 

Создание условий для формирования равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов


 

 


На специфичном рынке товаров, содержащих ОИС, недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности могут получить конкурентные преимущества путем занижения таможенной стоимости товаров, с нарушением прав интеллектуальной собственности. Способы занижения таможенной стоимости товаров весьма разнообразны. В рамках настоящей статьи целесообразно обратить внимание на занижение таможенной стоимости при отсутствии дополнительного начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров (см. пп. 3 п. 1 ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" (введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5005-1, ред. от 3 декабря 2007 г.)).


Таможенная стоимость импортируемых товаров используется для целей обложения их таможенными пошлинами в процентах от этой стоимости. Таможенные платежи, уплачиваемые участниками внешнеэкономической деятельности, относятся к затратам на внешнеэкономическую деятельность и включаются участниками внешнеэкономической деятельности в цену товара на внутреннем рынке. Соответственно, применение при таможенном оформлении таможенной стоимости товара, содержащего ОИС, в которую не включены платежи за использование ОИС, дает возможность недобросовестному участнику внешнеэкономической деятельности в условиях относительно близких цен на однородные и/или идентичные товары:

либо неправомерно сократить свои затраты, тем самым увеличив прибыль,

либо установить продажную цену ниже уровня, существующего на внутреннем рынке, тем самым увеличив прибыль за счет сбыта своих товаров в больших количествах или в более короткие сроки (экономия на издержках на реализацию),

либо увеличить прибыль за счет обоих названных конкурентных преимуществ (в случае функционирования четко налаженных цепочек "продавец - покупатель").


В денежном выражении такие конкурентные преимущества могут достигать десятков миллионов рублей.



 

Ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации

 


В настоящее время ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации осуществляется в соответствии со ст. ст. 26 - 28 Таможенного кодекса РФ и Приказом ГТК России от 24 декабря 2003 г. N 1524 "Об утверждении Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации". Однако учет торговли товарами, содержащими ОИС, для решения государственных задач, изложенных в п. 2 ч. III указанного Приказа ГТК России, не производится.


По мнению автора, ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации товарами, содержащими ОИС, обеспечит как выполнение задач, определенных Приказом ГТК России от 24 декабря 2003 г. N 1524, так и сбор информации о стоимости ОИС для ее учета и анализа в целях проведения таможенной оценки товаров, содержащих ОИС.



 

Установление размеров штрафных санкций за таможенные правонарушения


 

 


В соответствии со ст. 392 Таможенного кодекса РФ "результаты проведения таможенного контроля могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и о судопроизводстве в арбитражных судах или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях".


Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях размеры возмещения вреда, убытков, а также административных штрафов исчисляются исходя из стоимости имущества (в рассматриваемой сфере отношений - из стоимости товаров).



 

Защита прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров, содержащих ОИС, через таможенную границу Российской Федерации

 


По данным Всемирной таможенной организации, контрафактные товары составляют от 5 до 7% общего объема мировых товарных рынков, что наносит компаниям более 500 млрд долл. США ежегодно ущерба.


Согласно положениям ст. ст. 393 - 400 Таможенного кодекса РФ таможенные органы Российской Федерации принимают меры для обеспечения в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности (см. пп. 5.3.6 п. 5 ч. II Постановления Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21 апреля 2008 г. N 288, от 5 июня 2008 г. N 437, от 7 ноября 2008 г. N 814)).


В соответствии с п. 3.3 Положения о размере, порядке и условиях выплаты вознаграждения за воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения в личных целях, утв. на заседании Совета Российского общества по смежным правам (РОСП) 9 июля 2007 г., в целях расчета вознаграждения стоимость экземпляров оборудования и материальных носителей для импортера рассчитывается исходя из таможенной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.


На основании изложенного о целях таможенной оценки товаров, содержащих ОИС, можно сделать вывод о ее двойственном, экономико-правовом значении для таможенного дела (см. рисунок). Таможенная оценка товаров позволяет определить таможенную стоимость товаров, используемую государством в качестве экономической основы при регулировании внешнеэкономической деятельности, а также выявить и защитить ОИС.