Таможенно-тарифная политика Республики Узбекистан

 

Центральная Азия - это регион с огромным геостратегическим и геополитическим, богатым ресурсным потенциалом, приобретающий все большее значение в системе международных экономических и политических отношений. Географически располагаясь в сердцевине Центральной Азии и всем известного Великого Шелкового Пути, Республика Узбекистан обладает богатейшими природными ресурсами, производственным и интеллектуальным потенциалом. Узбекистан - это самый большой рынок региона с населением, составляющим 45% населения Центральной Азии и с развитой промышленностью. На долю Республики приходится 74% запасов газового конденсата Центральной Азии, 30% - нефти, 40% - природного газа, 55% - угля. По запасам золота и урана страна находится в первой пятерке стран мира.

Выбранная Республикой модель экономического развития позволяет обеспечивать устойчивые темпы экономического роста и последовательно осуществлять широкомасштабные реформы в стране. Миссия Международного валютного фонда, посетившая Узбекистан в декабре 2006 года, высоко оценила эффективность экономической модели и поэтапных рыночных реформ, проводимых в Республике.


Стратегия развития экономики Узбекистана ставит своей целью создание диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, максимальное использование национальных ресурсов с привлечением инновационных технологий и новых методов рыночного управления. Важную роль в этом процессе играет развитие внешнеэкономических связей и интеграция в мировую экономическую систему, в том числе вступление во Всемирную торговую организацию, которая является крупнейшим международным учреждением, обеспечивающим правовую и институциональную основу многосторонней торговой системы.


Взятый Правительством Республики Узбекистан курс на развитие социально ориентированной рыночной экономики, построение открытого демократического общества не может быть достигнут без активного участия в международной торговой системе и использования ее преимуществ. Среди них более открытый и предсказуемый доступ на рынки стран - членов ВТО, создание привлекательных условий для привлечения иностранных инвестиций, возможность участия в формировании мировых правил торговли, а также система разрешения торговых споров ВТО.


Как подчеркнул в своем выступлении на IX сессии Олий Мажлиса второго созыва 29 августа 2002 года Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, "необходимо обеспечить дальнейшую интеграцию в мировую экономику и формирование условий для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию".


С июня 1994 года Республика Узбекистан имеет статус наблюдателя в ГАТТ/ВТО. В декабре 1994 года от имени Правительства Республики Узбекистан было подано заявление о намерении Узбекистана вступить в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного члена, которое было положительно рассмотрено странами - членами ВТО. В декабре 1995 года Генеральный совет ВТО на своей очередной сессии принял решение о создании Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО. В сентябре 1998 года состоялось официальное представление в Секретариат ВТО Меморандума о режиме внешней торговли Республики Узбекистан, в декабре того же года в Республике создана Межведомственная комиссия по работе с ВТО. За прошедший период проведено несколько заседаний Рабочей группы по вступлению Республики Узбекистан в ВТО.


В Республике активно осуществляется процесс совершенствования внешнеторгового режима страны и адаптации национального законодательства к нормам и принципам ГАТТ/ВТО, который находится в постоянной динамике. В этом плане проделана и проводится значительная работа, включающая разработку и принятие целого ряда законов и положений.


С 1 ноября в Республике Узбекистан действуют новые ставки импортных таможенных пошлин. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики "О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Узбекистане", упомянутые выше ставки пошлин являются ставками режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Тарифные ставки в отношении стран, к которым не применяется режим наибольшего благоприятствования, являются удвоенными от ставок РНБ.


В таможенном тарифе сохранена необходимость облегчения импорта ряда позиций товаров потребительской номенклатуры, не производимых в Республике, по которым имеется определенная неудовлетворенность внутреннего рынка.


Ставки импортных таможенных пошлин сгруппированы в основном на трех уровнях - 10 и 30% от таможенной стоимости товаров по адвалорным ставкам, а по небольшому числу позиций товаров - по комбинированным ставкам.


Законодательной базой предусмотрено применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

- адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости товаров;

- специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированных, сочетающих оба названных вида.


Законом "О таможенном тарифе" также предусмотрено, что предельные уровни ставок импортных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Узбекистан применяет режим наибольшего благоприятствования, устанавливаются законодательством.


На импорт товаров, происходящих с таможенной территории стран, подписавших Соглашение о создании зоны свободной торговли, импортные таможенные пошлины не налагаются.


С 1 июля 2002 года в Республике Узбекистан используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая была разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), внесенными в ГС с 1 января 2002 года Всемирной таможенной организацией (версия 2002 года), а также Комбинированной номенклатуры Европейского союза (КН ЕС).


Длина кодового обозначения товара состоит из девяти десятичных цифровых знаков, причем:

- цифры 1 - 6 соответствуют кодовому обозначению классификационной группировки товаров в соответствии с Гармонизированной системой;

- цифры 7 - 8 соответствуют кодовому обозначению товаров по Комбинированной номенклатуре ЕС;

- цифра 9 - 0 предназначена для выделения традиционных товаров в ТН ВЭД в процессе ее дальнейшего введения.


Законодательством Республики Узбекистан предусматривается использование тарифных квот, но в настоящее время тарифные квоты не применяются.


В целом внешнеторговый режим Республики Узбекистан характеризуется своей открытостью. При регулировании внешней торговли не применяются такие нетарифные меры, как количественные ограничения, квотирование и лицензирование товаров.


Экспортные таможенные пошлины на все виды товаров (работ, услуг) отменены. Экспорт товаров (работ, услуг) за СКВ, включая поставки в страны Содружества Независимых Государств, облагаются по нулевой ставке НДС. Кроме того, поставка товаров на экспорт за СКВ освобождается от уплаты акцизного налога.


Среднеарифметическая ставка тарифа в настоящее время составляет 14,6%. Согласно классификации тарифных режимов в зависимости от уровня средних тарифных ставок, используемой МВФ для оценки степени открытости торговых режимов, тарифный режим Узбекистана может быть отнесен к категории "относительно открытого" (среднеарифметическая ставка на уровне 10 - 15%). Средневзвешенный тариф, рассчитанный в соответствии с определениями Всемирной торговой организации (ВТО) методом деления суммы собранных таможенных пошлин на общую стоимость облагаемого импорта (без нулевых позиций, с учетом предоставленных законодательством системных льгот по уплате таможенных пошлин), реально в 2005 году составил 3,2%, что по классификации ВТО позволяет отнести тарифный режим Узбекистана к категории "открытого" (средневзвешенный тариф составляет менее 10%).