Таможня сдает посты, Росграница принимает

 

На всей протяженности границы России существует 417 пунктов пропуска. В это число входят автомобильные (их больше всего - 177 пунктов), железнодорожные (62 пункта), воздушные (80 пунктов), морские (75 пунктов), озерные, речные, пешеходные и смешанные. Последних типов пунктов меньше всего - на всю страну каждого вида насчитывается меньше чем по 10 пунктов.

При этом часть пропускных пунктов не работает вообще, а половина и больше нуждаются в "модернизации технологического оборудования и технического оснащения". К примеру, из 177 автомобильных КПП не работают 49, то есть почти треть. Но и в тех, которые работают, как признают в Росгранице, условия для пребывания людей полностью отсутствуют, особенно для тех, кто пересекает границу на международном общественном транспорте. Да и сами таможенники и пограничники вынуждены обитать в "модульных и быстровозводимых строениях, а также в строительных вагончиках-бытовках и иных некапитальных помещениях".


При этом, если в Северо-западном федеральном округе, на границе с Финляндией и Прибалтикой, КПП еще считаются более-менее обустроенными, то на границах с Казахстаном и Украиной - это те самые строительные вагончики, причем "построенные не на пути следования товаропотоков". Что, между прочим, делает их существование "неоправданным". В общем, вполне логично, потому что КПП, расположенный в чистом поле в 50 км от границы (а такие тоже есть), смотрится, мягко говоря, странно. И уж точно не упрощает процедуру прохождения пограничного контроля.


По понятным причинам наиболее обустроенными и приспособленными для работы являются пропускные пункты в аэропортах. При этом большая часть воздушных пунктов находится в частной собственности (55 из 80). Очевидно, имеются в виду управляющие компании аэропортов.


Все 62 железнодорожных пункта пропуска принадлежат разным филиалам ОАО "РЖД", поэтому, как на них может повлиять Росграница, пока не очень понятно. Разве что выделить железнодорожному монополисту государственных денег на переоборудование.


Кроме того, с учетом изложенной статистики, Росграница проводит оптимизацию пропускных пунктов. Оптимизация в данном случае заключается в закрытии наиболее бесполезных КПП. Сейчас по распоряжению Правительства РФ 11 пунктов пропуска уже закрыты, и готовится закрытие еще 15 пунктов на Российско-Казахстанской границе. Впрочем, как уверяет Дмитрий Безделов, после того как будут модернизированы оставшиеся, их вполне хватит на все.

Как и всякое государственное ведомство, первые два года своего существования (агентство организовано в 2007 г.) Росграница занималась в основном созданием собственной структуры. Учитывая, что основное назначение агентства - осуществление хозяйственных функций на границе, в 2009 г. наконец-то было проведено обследование подведомственного хозяйства, краткие результаты которого изложены выше. Как заявил на пресс-конференции Дмитрий Безделов, главная задача Росграницы - "создание высокотехнологичной инфраструктуры государственной границы".


Сейчас Таможенная служба передает Росгранице автомобильные пропускные пункты. Этот процесс ориентировочно должен закончиться к концу этого года, и с начала 2010 г. эксплуатировать КПП будет уже Росграница. В 2010 г. начнется передача морских, воздушных, железнодорожных и прочих КПП. Одновременно будут проходить процедуры согласования по размещению контрольных органов на пропускных пунктах.


Параллельно разрабатывается новый план федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации" на 2011 - 2016 годы, поскольку предыдущая аналогичная программа заканчивается как раз в будущем году. А вместе с ней и финансирование по этой программе. Новую программу ведомство разрабатывает вместе с ФСБ, ФТС, Минтрансом, Минэкономразвития, Минсельхозом, Минздравом и Минфином.


Естественно, что модернизация пограничных пунктов начнется не раньше, чем по разработанному упомянутыми ведомствами плану будут выделены деньги.


Заниматься модернизацией будет дочерняя структура Росграницы - ФГУ Росгранстрой (дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы). Пока же российские делегации знакомятся с зарубежным опытом. С особенным трепетом руководители Росграницы и Росгранстроя вспоминали пропускной пункт в Сингапуре. По словам Дмитрия Безделова, это один из многих КПП города-государства, но он один способен за сутки пропустить 350 тысяч человек и 20 тысяч транспортных средств.


Нам такое, конечно, пока не светит. "Массовая модернизация" начнется не раньше 2012 г., как раз когда должна быть согласована новая целевая программа, а с контрольными органами будет согласован список необходимого оборудования.


Однако, по словам руководителя управления государственной политики в сфере обустройства государственной границы Елены Китовой, "бесконечно развивать автомобильные пропускные пункты не имеет смысла. Надо менять логистические потоки". "Контейнерные перевозки точно надо убирать с автотранспорта", - пояснила Елена Китова.

В сухом остатке у нас большое количество благих намерений, которые неизвестно когда реализуются.


Граница в полуразрушенном состоянии, потому что "в годы до создания агентства решения принимались, а деньги не выделялись".


Неработающие автомобильные пропускные пункты никто не собирается снова открывать. Потому что идет оптимизация. И еще потому, видимо, что, как сказал Олег Мотов, "если бы они все работали, был бы просто орган, который бы за ними следил".


А может быть, это было бы лучше, чем целых два органа с большими, но неопределенными планами?